Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор для детского творчества "Бельчонок" (23891)

Набор для детского творчества "Бельчонок" (23891)

Издательство: Феникс+

50 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

ПОБЕДИТЬ ДРАКОНА

06.09.2010

Влияние телепередач на формирование психики ребенка очень велико.


Влияние телепередач на формирование психики ребенка очень велико. Какое
чувство чаще всего пробуждается в сердечке малыша, когда он смотрит
большинство телевизионных передач? Ответ достаточно однозначен — страх.

«Мама, почитай!» — канючит малыш. «Пап, пойдем в зоопарк. Ты обещал!» —
просят девочки и мальчики. «Бабуля, расскажи мне сказку». «Дедушка, построй
мне дом», — слышится со всех сторон. А родители устали, у них масса
неотложных дел. Как занять и успокоить своего отпрыска, чтобы он не болтался
под ногами, и заодно «обогатить» его новой информацией? Решение приходит
очень быстро. «Иди посмотри телевизор, солнышко», — говорят взрослые.
Конфликт улажен. В семье тишина. Ребенок завороженно смотрит на экран.
Взрослые — при исполнении своих многочисленных «невоспитательных
обязанностей». Так ведь бывает, не правда ли?
А вот и другая столь же знакомая картина. дети становятся подростками. «Иди
почитай. Оторвись от телевизора», — ворчит бабушка. «Лентяйка, эгоистка. Не
допросишься сходить в магазин. Только телевизор на уме», — обижается мама.
«Ваш ребенок очень агрессивен, жесток, ничем не интересуется», —
констатирует педагог. Конфликт разгорается.
«Почетное место» во всех подобных ситуациях занимает телевизор. Его влияние
на формирование психики ребенка очень велико. Какое чувство чаще всего
пробуждается в сердечке малыша, когда он смотрит большинство телевизионных
передач? Ответ достаточно однозначен — страх. Все чаще причиной появления
страхов у малышей родители называют мультфильмы (особенно мультфильмы,
построенные на сюжетах, далеких от национальной традиции). Исследования
показали, что малыши боятся смотреть:

нападение в процессе драки;
если кого-то хватают за руку
и стараются удержать;
если кто-то тонет или кого-то
топят или душат;
если кому-то грозят ножом, и т.д.

Чем меньше ребенок, тем больше страх. Но малыш, словно завороженный, смотрит
на экран и, как бы ему ни было жутко, не оторвется от телевизора. Является
ли страх элементом воспитания? Сказки всех народов полны жестокости. Без
страха нельзя понять, что такое смелость, тайна, справедливость. И в
повседневной жизни также нужно знать, что такое страх, и уметь преодолевать
его. Однако сказка — это нечто условное. Ребенок прекрасно понимает
сказочность ситуации. Телевидение же, а к слову сказать, и компьютерные игры
с использованием CD ROM-технологии создают мощную иллюзию правды. И еще один
момент. Ни один родитель не способен несколько часов подряд рассказывать
своему ребенку страшные истории. Тем самым соблюдается определенное
дозирование «страшной» информации. А ведь у экрана телевизора дошкольники
могут сидеть неограниченное время, что можно сравнить с передозировкой.
Немецкий ребенок, например, до тех пор пока не вырастет, успевает увидеть в
среднем 14 тысяч случаев смерти на экране, американец — 17 тысяч. Подобных
подсчетов в России не проводилось.
Имея дело с жестокостью на экране, ребенок должен сам как-то с этим
справиться. Реакция может быть самая неожиданная, например, смех. Польский
профессор М.Браун-Голковская провела в 60-е годы нашего века уникальные
исследования, которые в современную эру информационного бума практически
нельзя повторить: сравнила «телевизионных» детей с теми, которые в доме не
имели телевизора. Профессор исходила из того, что дети, которые смотрят
телевизор, будут более нервными и легко поддающимися волнению. Но все
получилось наоборот. «Телевизионные» дети оказались менее нервными, более
того, они оказались безразличными ко всему. Именно в этом состоит тот
фатальный источник телевизионного наркотика. Ребенок все слабее реагирует на
крики, толкания, погони по мере просмотра все новых и новых телевизионных
передач. И чтобы получить свою долю стимуляции, следующую дозу фильмов
ужасов, детективов и рекламы, он переключает программы или манипулирует
пультом (которым, как доказано, умеют пользоваться даже 2-летние малыши).
В 60-е годы и в США проводились исследования, посвященные выявлению
воздействия телевизионных программ на 8-летних детей. Анализ осуществлялся в
течение последующих 22 лет (в России нет подобных программ), т.е. детей
отслеживали до достижения ими 30-летнего возраста. Оказалось, что тот, кто в
детстве увидел благодаря телевизионным передачам больше примеров жестокости,
чем его сверстники, чаще проявлял агрессивность в отношении своих коллег,
товарищей по учебе. В возрасте 30 лет он чаще попадал в конфликт с законом,
был жесток в отношении своей семьи, сам имел агрессивных детей. В чем же
механизм подобной зависимости?
Главное значение здесь имеет так называемое моделирование: ребенок попросту
повторяет в мыслях и фантазиях, играх, а затем и в реальной жизни то, что он
видел на экране. Особенно это проявляется в тех случаях, если телевизионные
агрессоры привлекательны, а агрессия показывается без следов сострадания к
жертве и без моральных сомнений агрессора. Это моделирование объясняет
эпидемию самоубийств и убийств среди молодежи, распространяющуюся по странам
мира. В Германии молодые люди бросались под поезд, так как это видели на
экранах. В Польше школьник поджег однокласника, чтобы увидеть, как это
выглядит на самом деле, а двое ребят в качестве эксперимента закололи своего
товарища, спрашивая его, что он чувствует. В Норвегии три мальчика убили
5-летнюю девочку: они били ее камнями по голове и пинали, затем полураздетую
бросили на снег. Такие страшные факты могут быть приведены и из истории
отечественной криминалистики.
В январе 1995 года М.Браун-Голковская проанализировала все программы
Польского телевидения для детей, в том числе и учебные. В неделю их было 68.
Более половины из них содержали сцены жестокости и издевательств и лжи.
Шестнадцать были полностью агрессивны. Анализ программ, демонстрируемых в
так называемый магический час — от 19 до 20, подтвердил, что сцен разрушения
было показано в этот период в среднем 34 (14 из них — в программах для
детей).
«Что бы вы сделали, — спрашивает американский психолог Д. Зингер, — если бы
пришли к себе домой и застали неизвестного, который учит ваших детей, как
оглушить товарища, ударяя его кулаком или палкой? Вы немедленно выгнали бы
его, подали бы в суд и выиграли процесс. А что вы делаете, когда приходите
домой, застаете включенный телевизор с «уроками» насилия? Вот именно.
Ничего».
Надо сказать, что влияние «плохого» в телевидении не касается всех в равной
степени. Данные, приводимые П.Пасевичем, свидетельствуют о том, что в
странах Запада чаще телевизор смотрят дети родителей с низким уровнем
образования, бедных, из национальных меньшинств. Более того, разница
особенно явно проявляется относительно интереса к агрессивным программам.
Когда на одном канале показывают фильм о природе, а на другом — американский
бокс, то среднестатистический сын профессора будет смотреть зверей, а дочка
безработного будет смотреть на мускулы убивающих друг друга атлетов. Дети из
низших социальных групп, таким образом, в большей степени формируются сидя у
телевизора. Известно, что такие дети хуже учатся и менее популярны среди
своих ровесников. И здесь замкнутый круг жизненной судьбы закручивается еще
быстрее, поскольку из других исследований вытекает, что именно непопулярные
дети и те, которые хуже учатся, чаще и дольше смотрят телевизор. В
результате дети «плохого» происхождения тратят перед экраном в неделю более
50 часов.
Исследования, проведенные в Америке в 1992 году, показали: 49% американцев
признали, что телевидение оказывает на детей самое большое влияние, и только
26% родителей убеждены, что они являются главными воспитателями.
Такова нероссийская модель социальной роли телевидения в воспитании ребенка.
А какова же наша? Приходится признать тот факт, что серьезных разработок на
данную тему у нас нет. Мы лишь можем предположить, что наша модель в корне
отличается от западной. В соответствии с этим должна быть своя политика
производства и демонстрации программ для детей. Первое отличие — в том, что
самые необеспеченные семьи в России в настоящее время — это семьи
интеллигенции, т.е. имеющие высокий образовательный уровень. Второе —
престиж, благосостояние семьи определяются в значительной мере наличием
видеомагнитофона, компьютера, который приобретается, как правило,
обеспеченными семьями. Таким образом, эксплуатация только что купленной
«игрушки» очень интенсивна всеми поколениями семьи (в том числе и младшим).
Итак, неужели мы обречены на пагубное влияние телевидения? Неужели
телевидение — это приговор для ваших детей? Проблема очень сложная. Она
может и должна решаться на государственном уровне. Ведь в некоторых
европейских странах уже давно начали предпринимать шаги по ее решению.
Например, с 1 ноября 1994 года Шведское телевидение прекратило показывать
сцены жестокости и насилия до 21 часа.
Наше же, Российское, телевидение на всех государственных, коммерческих,
общественных, кабельных и прочих каналах, скажем мягко, не обращает внимания
на демонстрацию в «детское» время передач, рекламных роликов, художественных
фильмов, мультипликации, которые коверкают, ломают податливую психику
ребенка и формируют человека с совершенно новыми интеллектуальными,
душевными качествами: холодного, агрессивного, углубленного в себя,
ориентированного на денежный интерес, выигрыш, а не на достижение
гуманистических целей и идеалов своим трудом.
Но пока наше правительство не особенно задумывается над этой проблемой, мы
должны защищать наших детей от телеагрессии сами.
Роль семьи в нивелировке негативного влияния телевидения на ребенка очень
велика. Профессор Мильтон Чен подчеркивает, что все зависит от родителей, их
влияние нельзя сравнить ни с чем. Он, а вместе с ним и мы советуем
следующее:
Ограничивайте, выключайте телевизор в особенно напряженные моменты,
выбирайте программу по возрасту ребенка, не позволяйте ему смотреть особенно
тяжелые сцены.
Анализируйте, смотрите вместе с ребенком и комментируйте ему по ходу то,
что вы видите. Подчеркивайте отсутствие реализма (разве человек может так
летать?), страдание жертв агрессии (это должно быть больно, не так ли?).
Критикуйте. Скажите ребенку, что вы думаете о жестокости, укажите другие
способы разрешения конфликта, приводите примеры из других программ и из
вашей жизни.
При просмотре даже самых больших жестокостей огромное значение имеет то, с
чем столкнулся ребенок перед этим и что творится во время просмотра. Если
сын сидит у вас на коленях и прислоняется к вам, то он по-другому переживает
фильм, чем тогда, когда смотрит сам, а перед этим был наказан. Не оставляйте
ребенка одного перед телевизором и дайте ему понять, что он смотрит.
Не злоупотребляйте телевизором сами. Пойдите с ребенком в лес, парк,
почитайте книгу, сходите на выставку, наконец, поговорите, с ним о ваших и
его проблемах. Попробуйте выключить телевизор. Вы сразу увидите, что у вас
появилось время на спорт, на увлечения, на воспитание своего ребенка.
А может быть, на то, чтобы вместе посмотреть диафильм... Да-да. Не думайте,
что диапроектор — неотъемлемый символ «прошлого века». И сегодня глазные
врачи советуют вместо мультфильмов показывать детям именно диафильмы.
Статичные картинки, которые медленно сменяют друг друга, намного меньше
утомляют глаза, чем быстрая смена кадров — постоянное движение на экране
телевизора.
Если вы все-таки включаете телевизор своему ребенку, то запомните: детям до
8 лет врачи не рекомендуют сидеть у экрана более получаса в день.
Будьте внимательны к вашему малышу! Пусть во взрослую жизнь войдет добрый,
отзывчивый, честный, справедливый, умный и удачливый человек! А это зависит
прежде всего от вас и только потом — от монстра-телевизора.