Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Сталинградское сражение. 1942-1943: Рассказы для детей

Сталинградское сражение. 1942-1943: Рассказы для детей

Издательство: Детская литература

Автор: Алексеев Сергей Петрович

228 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Звук и слово - речи основа

10.09.2010

Кажется, совсем недавно вы умилялись первому лепету вашего малыша, потом тому, как он легко повторяет за вами слова и даже короткие фразы, а теперь радуетесь, что сын или дочка могут общаться со взрослыми почти на равных.


— Сколько тебе лет?
— Скоро восемь, а пока три.

Кажется, совсем недавно вы умилялись первому лепету вашего малыша, потом
тому, как он легко повторяет за вами слова и даже короткие фразы, а теперь
радуетесь, что сын или дочка могут общаться со взрослыми почти на равных.
Трехлетнему крохе интересно все: он начинает сравнивать одни предметы с
другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по
сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым, он может, не
отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С
развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша, он начинает
правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может
вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Быстро
пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает
примерно 1000—1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще
употребляет и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги,
местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом
возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка.
Ребенок начинает свободно связывать несколько слов в целые предложения
(«Мама, ты куда пося (пошла)?»), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в
грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна. В разговоре со
взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько
уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он
видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.
Но если на третьем году жизни малыш не говорит или почти не говорит,
необходимо обратиться к логопеду.
«Запаздывание развития речи может быть связано, во-первых, с заболеванием
ушей и носоглотки, во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные
поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей
умственной отсталостью, в-третьих, недостатками воспитания, когда ребенок не
получает от взрослых достаточно внимания, когда с ним не занимаются. Нельзя
забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее
наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речи,
начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к
значительной задержке умственного развития ребенка», — писал известный
советский ученый Н.М.Щелованов. Поэтому постоянное внимание к речи ребенка —
важная задача его воспитания: надо помогать ему расширять словарный запас,
исправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно
строить предложения и, конечно же, отвечать на его многочисленные вопросы.
Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об
окружающих предметах, явлениях.
Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, и начинается
пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?» Родители не должны
оставлять без ответа вопросы ребенка. Получив ответ на интересующий его
вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что, в свою очередь, будет
развивать его речь. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка
объяснения, развивают у него пытливость ума, стремление узнать, понять.
...Вот вы пришли из магазина с покупками. Не торопитесь выкладывать их на
стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки помидор,
спросите малыша: «Что это?» — «Помидор», — ответит он. «Какого цвета
помидор?» Если малыш не знает, скажите: «Красный». Предложите повторить это
слово. А потом укажите и на форму: «Помидор круглый, как шарик, как
маленький мячик» (т.е. сравните его с другими предметами, которые уже хорошо
знакомы ребенку).
Взрослый всегда может найти повод обратить внимание ребенка на качество,
свойство предмета, на величину, цвет или форму: «У папы шарф белый, а у
нашей Тани — синий, у папы чашка большая, а у Тани — маленькая» и т.д.
Если на картинке изображено два или несколько одинаковых предметов, но
разных по величине или цвету, то после того, как ребенок назовет их,
спросите его, одинаковы они или нет. Если ребенок не может сказать, чем они
отличаются, то взрослый помогает ему: «Эта кукла большая. А эта кукла
маленькая. Покажи мне, где маленькая кукла, где большая, где кукла в красном
платье, где в белом». Так ребенок не только будет усваивать и запоминать
величину и цвет предметов, называть их, но и научится сопоставлять,
сравнивать, различать, объединять сходные явления. И пусть вас на данном
этапе речевого развития не беспокоит, если малыш неправильно произносит
некоторые слова, скажет «бальсой» или «клясный» вместо «большой», «красный».
Важно, чтобы он правильно устанавливал связь между величиной, цветом и
словом, их обозначающим.
Называйте действия, которые совершают люди, сам ребенок: мама шьет, бабушка
вяжет. Причем глаголы следует употреблять не только в настоящем времени, но
и в прошедшем, в будущем: я стирала, гладила, варила кашу, писала письмо; я
буду стирать, гладить, варить кашу, писать письмо.
Новые, незнакомые предметы ребенку хочется потрогать, хорошенько
рассмотреть, узнать, как с ними действовать. Избегайте постоянных «нельзя»,
«не смей», «не трогай». Если ребенка заинтересовал тот или иной предмет,
назовите его, отметьте некоторые его свойства, качества. Так, если на улице
внимание малыша привлекла кошка или собака, то подойдите к ней, рассмотрите
как следует. Скажите малышу, какая кошка красивая, какая у нее полосатая
спинка, белые лапки, длинные усы и хвост.
Дома подберите картинки с изображением разных животных: кошки, собаки,
коровы, лошади. Внимательно рассмотрите вместе с ребенком рисунки. Разложив
перед ребенком картинки, предложите ему показать, кто где изображен.
Развитию понимания речи, расширению пассивного и активного словаря ребенка,
уточнению значений слов способствуют, например, такие задания: среди
нескольких игрушек (картинок) найти нужную — слона, зайку, крокодила; найти
игрушку нужного цвета — зеленый, красный или желтый кубик, шар. Затем
предложите ребенку назвать эти предметы, их цвет, величину (мяч красный,
машина большая).
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают
совместные игры взрослого и ребенка. Так, взрослый, рассказывая, что он
делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы с тобой
построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких
кубиков мы сделаем стены?» — «Из красных», — включается в разговор ребенок.
«Для крыши нам нужны зеленые кубики. А где у нас зеленые кубики?» — «Вот
они», — говорит ребенок, подавая зеленые кубики. Взрослый спрашивает: «Какая
у нас будет крыша?» — «Зеленая», — говорит ребенок. «А теперь что нам надо
сделать, чтобы мишка мог войти в дом?» Если ребенок затрудняется, взрослый
сам говорит: «Дверь». При повторении игры взрослый только задает вопросы, а
малыш отвечает на них.
Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы. Одни и те же
произведения им можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от
этого к ним, как правило, не снижается. Сказки и рассказы надо подбирать
небольшие по объему и несложные по содержанию. После того как книга
прочитана, поговорите с ребенком о персонажах сказки, об их характерах,
задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание.
Ребенок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему
стихотворении целые слова, строчки. При чтении стихотворения следует чаще
делать паузы, чтобы дать возможность ребенку сказать или договорить нужное
слово (получается как бы совместное чтение).
Детские книги должны всегда находиться в доступном для малыша месте, чтобы
он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации,
рассказывать их содержание мишке, кукле). Приучайте ребенка бережно
относиться к книгам. Если они порваны, «полечите» их, т.е. подклейте
страницы.
Для овладения правильным произношением звуков важно научить ребенка слышать
их. Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры.
«Угадай, что звучит». Взрослый подбирает несколько звучащих игрушек:
погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек),
заводную машинку (всего 3—4 игрушки). Сначала дайте малышу послушать, какой
«голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите
звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.
«Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши,
гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Малыш должен определить,
откуда исходит звук. Если в доме есть портативный приемник (или магнитофон),
то взрослый, включив приемник, прячет его в легкодоступном для ребенка
месте. Ребенок должен отгадать, откуда исходит звук.
«Угадай, чей это голос». Взрослый имитирует знакомые для ребенка звучащие
предметы, крики животных, жужжание насекомых. Предварительно ребенка
знакомят с тем, какие предметы, животные или насекомые могут издавать тот
или иной звук, или подбирают такие звукоподражания, с которыми ребенок был
ранее знаком. Малыш должен угадать, какому предмету, животному или
насекомому подражал взрослый. Например, взрослый может подражать гудку
паровоза — у-у-у, мяуканью кошки — мяу-мяу, тиканью часов — тик-так,
жужжанию комарика — з-з-з, жужжанию жука — ж-ж-ж.
«Угадай, какие тикают часы». Взрослый предлагает ребенку послушать, как
тикают большие (настенные) часы: громко произносит «тик-так», а затем дает
послушать, как ходят маленькие (наручные) часики: произносит «тик-так» тихо.
Затем, чередуя произнесение данного звукосочетания то громко, то тихо,
предлагает малышу по громкости произнесения определить, когда тикают большие
часы, а когда — маленькие часики.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
НА ТО, КАК ГОВОРИТ МАЛЫШ:
— Какими частями речи пользуется ребенок (употребляет в своей речи
прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет
обобщающие слова (например, кровать, стол, стул, называет одним словом
«мебель»).
— Какими видами предложений пользуется ребенок: простыми, распространенными,
сложноподчиненными; из какого количества слов составляет предложения.
— Как часто ребенок задает вопросы, как передает содержание небольших
рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные
средства выразительности.
— Какие звуки ребенок произносит правильно, какие — неправильно, какие —
совсем не произносит.