Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Потешки-щекотушки: веселый массаж для малышей

Потешки-щекотушки: веселый массаж для малышей

Издательство: Феникс

Автор: Ульева Елена

112 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО: мельница или кот

11.09.2010

В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями».


В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями».
При этом имеют в виду старинный закон (существовавший, кстати, и во многих
других странах), согласно которому имущество, капитал и привилегии
безраздельно доставались по наследству старшему сыну, а младшим приходилось
самим устраивать свою судьбу. Понятно, что старшие больше стремились
сохранить унаследованное, тогда как младшие искали для себя новые, порой
рискованные предприятия и нередко в них преуспевали. Например, многие
историки полагают, что подлинной причиной крестовых походов — эпохального
явления мировой истории — явился именно майорат — закон о неделимости
наследства. И большинство рыцарей-крестоносцев составляли младшие отпрыски,
вынужденные искать свое счастье в богатых заморских землях. А в центре
старой Риги по сей день сохранился Дом Черноголовых, украшенный рельефом
св.Маврикия (который, по преданию, был мавром — чернокожим — и к тому же
младшим сыном). Этого святого избрало своим покровителем Братство
Черноголовых — младших сыновей знатных семейств. Именно они во времена
майората своими деловыми начинаниями обеспечили процветание Ганзы — союза
балтийских торговых городов.
Научное объяснение этой тенденции недавно предложил британский исследователь
Фрэнк Салауэй. Он, правда, вовсе не историк, а профессор психологии
Гарвардского университета, поэтому и объяснение его сугубо психологическое.
Салауэй полагает, что в любой семье на старшего ребенка родители вольно или
невольно возлагают обязанности по опеке младшего, и поэтому ему приходится в
какой-то мере выступать в роли хранителя традиционных родительских
ценностей. В результате старшие дети, как правило, отличаются
консервативностью и недостаточной гибкостью. Они стремятся сохранить
существующий порядок вещей и противятся переменам. Младшие, наоборот, самой
своей ролью в семейной иерархии понуждаются к новаторству и даже
радикализму. По мнению британского психолога, именно младшим детям
принадлежат революционные инициативы в науке и общественной жизни. Примеров
тому — множество. Коперник, перевернувший представления о мироздании, был
вторым из четырех детей в семье. Чарлз Дарвин — автор теории эволюции — был
младшим из шестерых детей. А вот Жорж Кювье, выступавший против
эволюционного подхода, был перворожденным.
Однако, как любая психологическая теория, гипотеза Салауэя не может
убедительно объяснить многие противоречащие ей примеры и факты. Так, мало
кто из ученых был столь революционен в своей области, как Ньютон, Эйнштейн
или Фрейд. Однако все они — старшие сыновья. В.И.Ленин — крупнейший
революционер нашего века — действительно младший сын, но следовал он все же
примеру старшего брата Александра — заговорщика-террориста. И таких
контраргументов можно найти немало.
Говоря о положении ребенка в семье, начать, наверное, следует с наиболее
распространенной ныне ситуации, когда ребенок в семье — единственный.
Фактически он оказывается и самым старшим, и самым младшим ребенком в семье.
Но его положение — это не сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца
и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело
принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В
единственном ребенке родители желают видеть свое продолжение, воплощение
своих устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие,
радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения.
Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному,
«монопольному» положению, единственный ребенок с трудом изживает
естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается
инфантильно сосредоточенным на собственной персоне.
В воспитании единственного ребенка родителям надо учитывать эти его
особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и
эгоцентризм. Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но
не завышенные требования, помогать ему справляться с неудачами. Общение с
близкими взрослыми — отцом и матерью, бабушками и дедушками — для
нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно. Надо,
чтобы ребенок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе
впоследствии ему будет трудно уживаться с людьми.
Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного.
Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная
позиция, однажды появившийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание
родителей. Причем родительское внимание и забота даже не делятся надвое, а
по большей части адресуются младшему. Если к этому моменту первенцу еще не
исполнилось пяти лет, появление в семье второго ребенка становится для него
травмирующим переживанием.
Когда второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь
драматична, поскольку отсутствует прямое сравнение и соперничество.
Если старший ребенок того же пола, что и младший, то он изо всех сил
старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его
как прежде или по крайней мере сильнее, чем новорожденного. Родители
неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он больше и
умнее новорожденного, хотя свое внимание уделяют преимущественно малышу.
Таким образом, у старшего поощряют рассудительные и логичные высказывания,
продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем
его умственном развитии. Широкомасштабное тестирование выявило, что старшие
дети имеют в целом более высокий коэффициент интеллекта, чем их младшие
братья и сестры. Из этого явно следует, что интеллект не столько наследуется
от родителей, сколько формируется соответствующими условиями воспитания
(ведь генетически братья и сестры очень схожи; различаются лишь родительские
требования и ожидания).
Ориентация на высокие достижения обычно приводит к тому, что старший ребенок
меньше склонен к играм и больше — к серьезным занятиям, к которым он
относится очень добросовестно. Из-за привычки рассчитывать только на свои
силы и идти своим путем, а также из-за чрезмерной серьезности старшие дети
порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно
чувствительны ко всякой критике, которую часто расценивают как унижение. Но
и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы к чужим ошибкам.
Родителям необходимо помнить: появление в семье второго ребенка для первенца
событие не столько радостное, сколько драматичное. Ведь его собственная роль
резко меняется, а требования к нему возрастают. Поэтому надо позаботиться,
чтобы такая перемена не стала слишком уж резкой, а требования — чрезмерными.
Роль хранителя семейных традиций не вполне по силам маленькому человеку. И
если он все же всецело примет ее на себя, то рискует стать слишком
консервативным.
Младший ребенок, как и единственный, оказывается избавленным от психической
травмы в связи с появлением новорожденного. Для всей семьи он — малыш.
Причем с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый
инфантилизм даже в зрелые годы. Он привыкает ожидать от жизни только
хорошего и поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется основное
внимание и прощается больше, чем другим. Родители, неосознанно сопоставляя
возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше
и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом
сказывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишен
самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений.
Тем или иным образом младший всю жизнь старается догнать старших, но
преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав
совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он
понимает, что в столкновении с более сильным старшим ребенком агрессивностью
ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные
навыки — умение согласовывать, договариваться, идти на компромисс.
К рождению младшего ребенка родители подходят, как правило, более спокойно,
поскольку опыт воспитания старшего сгладил многие их опасения и тревоги. Но
это чревато и снижением требовательности, и как следствие недостаточной
стимуляцией развития младшего. Не стоит забывать, что младшему ребенку тоже
надо научиться решать многообразные жизненные задачи. И в этом ему надо с
малых лет предоставлять известную самостоятельность, иначе он еще долго не
научится опираться на свои силы и будет ждать поддержки от кого-то старшего
и мудрого.
Как это ни покажется странным, наиболее проблематична роль среднего ребенка
в семье. Исследования, проведенные в многодетных семьях, показали, что
любимцами родителей являются, как правило, либо старший, либо младший
ребенок, но почти никогда — средний. Он вынужден постоянно соперничать как с
более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным и зависимым младшим.
Лишенный привилегий того и другого, он с детства свыкается с
несправедливостью жизни, а это порой приводит к возникновению заниженной
самооценки. В зрелом возрасте средние дети менее способны проявлять
инициативу, меньше других заинтересованы в достижении успеха. Вместе с тем
средние дети умеют хорошо вести дела с разными людьми, поскольку были
вынуждены научиться ладить со всеми.
Недостаток внимания, который испытывает в семье средний ребенок, иногда
заставляет его проявлять себя неожиданным, даже не слишком благовидным
способом с единственной целью — привлечь к себе интерес близких. Многие
нарушения в поведении средних детей устраняются отнюдь не пресечением их
шалостей и дерзостей, а возмещением дефицита внимания со стороны родителей.
Во всех приведенных описаниях намечены лишь некоторые общие тенденции,
которые не обязательно должны полностью воплотиться в том или ином ребенке.
Самое важное, что надо запомнить родителям, сколько бы не было у них детей:
каждый ваш ребенок — единственный и достоин уникального отношения к себе как
к личности.