Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо

Издательство: Искатель

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

151 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Сказка каждый день

15.09.2010

С грустью приходится констатировать факт, что мы разучились общаться друг с другом.


С грустью приходится констатировать факт, что мы разучились общаться друг с
другом. Темп жизни такой, что нам все время некогда, мы все время куда-то
спешим, на бегу успевая кивнуть головой соседу, бросить по телефону пару
состоящих в основном из междометий фраз, отмахнуться от дергающего за юбку
собственного чада.
Вечерние семейные чаепития — время тесного общения — стали редкостью. Место
самовара в наших семьях прочно занял телевизор. Мы привыкли к этому. А наши
малыши, которые только начинают познавать мир, учатся говорить?
Они настроены на общение с нами.
Статистика утверждает, что в последнее время именно дети становятся
инициаторами общения с нами, взрослыми, они чаще обращаются к нам с
просьбами, вопросами, пытаются рассказать о волнующих их событиях; и здесь
важно не отмахнуться от подыскивающего нужные слова малыша, а стать
внимательными слушателями и активными партнерами, помогая ребенку быстрее
освоить такой трудный родной язык, создавая наиболее благоприятную
обстановку для его речевого развития.
Чем чаще всего мы занимаемся дома с сыном или дочкой? Рисованием и чтением.
Мы покупаем красивые книги и, устроившись поудобнее на диване, иногда в сто
пятый раз перечитываем полюбившуюся ребенку сказку. А если попробовать
пойти другим путем, который поможет малышу быстрее научиться правильно
формулировать свои мысли и выражать их словесно? Для этого необходимо
создать такую ситуацию, чтобы малыш был не пассивным слушателем, а активным
рассказчиком. Например, для этого можно предложить совместное чтение
(рассказывание) русской народной сказки «Курочка Ряба» с дальнейшим
обыгрыванием сюжета (такую методику можно использовать и при чтении или
рассказывании других литературных произведений, которые наверняка есть в
вашей домашней библиотеке).
Подберите игрушки — персонажи выбранной вами сказки. Если это «Курочка
Ряба», в доме всегда можно найти деревянное яичко, куклу, которая будет
бабушкой, курочку (если нет игрушки, то можно заменить ее картинкой или
коробочкой из-под куриных кубиков с изображением курицы) и т. п.
А можно ребенку предложить самому найти игрушки-заместители. «Что у нас
будет яичком?» — Ребенок может принести шарик и сказать, что это яичко, а
кусочек меха — мышка. «Давай посмотрим яичко — какое оно?» (маленькое,
круглое). «А мышка, какая она?» (серая, пушистая, мягкая). «Хвостик у
нее...?» (длинный).
Сначала вы обращаете внимание ребенка на видимые качества предмета. Немного
позже называете состояние, характеристику персонажа (мышка добрая, веселая,
яичко вкусное и т. п.).
Лучше всего, если рассказывание будет проходить за столом, на котором лежат
найденные вами персонажи сказки. Они уже с самого начала привлекают внимание
ребенка, он может их рассмотреть, поиграть с ними.
Спросите у малыша: «Ты узнал, кто это?» — показывайте игрушки по очереди,
пусть ребенок называет их. Например: «Это...» Ваша интонация незавершенности
как бы указывает на то, что он должен ответить и назвать игрушку. «Это...
бабушка», «Это... яичко», «Это... Курочка Ряба» (если малыш молчит, то после
небольшой паузы называете вы). Затем вы читаете сказку.
Можно предложить два варианта:
l взрослый читает сказку, не прибегая к помощи игрушек;
l во время чтения при назывании того или иного персонажа он берет его в руки
и показывает ребенку. Например: «Жили-были (показ игрушки) дед и (показ
игрушки) баба. И была у них (показ игрушки) Курочка Ряба» и т. д.
Детям очень нравится слушать одну и ту же сказку несколько раз. Поэтому вы
смело предлагайте ребенку сделать это еще раз, но вместе с вами. Делая при
чтении небольшие паузы, предлагайте ребенку закончить начатую фразу:
«Жили-были...» Вы показываете игрушки, а ребенок их называет. Можно
поменяться ролями: вы называете, а ребенок показывает.
После чтения оставьте игрушки, чтобы малыш смог еще раз самостоятельно с
ними поиграть.
Таким образом, в игровой форме, при совместном рассказывании развивается и
грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными и
глаголами в роде, числе), и звуковая сторона ее, обогащается словарный
запас.
Эти умения можно развивать и на прогулке, и по дороге в детский сад или
перед сном, спросите: «Как кудахчет курочка?» (ко-ко-ко). «Как пищит
мышка?» (пи-пи-пи). «Как дед бил яичко?» (Ребенок может сам изобразить
действие, но можете и вы подсказать ему и произнести: «Тук-тук-тук». «А как
баба (дед) плачет?» (ааа-ааа).
Ребенок может и не повторять за вами звукоподражательные слова, а придумать
свои собственные.
Спустя какое-то время вы снова предлагаете ребенку послушать сказку «Курочка
Ряба». В этот раз (и это вы сразу же сами почувствуете) малыш уже активнее
включится в процесс рассказывания. Он будет вторить вам или же заканчивать
начатую фразу, изображать как самих персонажей сказки, так и их действия:
дед бил яичко — «тук-тук-тук», курочка кудахчет — «ко-ко-ко», мышка
побежала — «пи-пи-пи», баба плачет — «ааа-ааа». Но не забывайте делать
короткие паузы, чтобы ребенок мог включиться в действие.
После этого вы можете предложить показать, как бегает мышка (тихо,
неслышно), как она вильнула хвостиком (можно привязать малышу ленточку или
красивую веревочку — это будет хвостик), попищать негромко.
Следующим этапом в разыгрывании сказки может быть ее инсценировка. Для того
чтобы она проходила интереснее, в нее должны включиться и вы (быть не только
рассказчиком, но и участником действия).
Нужно приготовить костюмы для различных персонажей сказки. Имеются в виду не
настоящие костюмы, а отдельные элементы, которые можно подобрать очень
просто. Для бабки — платок, для деда — кепку, для мышки — хвостик и варежки,
и т. п.
«Давай покажем сказку «Курочка Ряба» для твоих игрушек», — на диване, ковре
расставляются игрушки, которым будет показываться сказка. «Кем ты будешь?» —
Ребенок сам выбирает себе роль (например: «Бабкой»). «А что баба носит на
голове?» (платок). — Мама повязывает ему платок. «Я буду мышкой, — говорит
мама. — У мышки есть...» (показывает и привязывает ленточку, а ребенок
добавляет слово «хвостик»).
Так как ребенку данного возраста трудно изображать несколько ролей, то он
выбирает себе одну, а все остальные вы изображаете вместе. Взрослый
обязательно привлекает ребенка к рассказыванию (как это предлагалось выше,
делая паузы, чтобы он смог включиться) и изображению действий. Если ребенок
выразит желание, то при повторной инсценировке можно поменяться ролями.
Так в процессе игры ребенок постепенно учится правильно говорить, осваивает
небольшие грамматически оформленные фразы, в которых существительные
изменяются по числам и падежам, глаголы — по лицам, числам и временам: «Дед
бил-бил»; «Баба била-била»; «Мышка бежала» и т. д.
Кроме того , малышу предоставляется возможность действовать с игрушками
самостоятельно, он может свободно выражать свои чувства и впечатления.
Повторяя звукоподражательные слова, ребенок учится четко и правильно
произносить отдельные звуки, развивает силу голоса и темп речи.
А в целом такая игра развивает все стороны речи ребенка — звуковую,
лексическую, грамматическую, кроме того, у него постоянно формируется
интерес к литературным произведениям.

 


Загрузка...
-->