Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор №15 «На озере» (417019)

Набор №15 «На озере» (417019)

Издательство: Фантазер

391 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Первые шаги во взрослую жизнь

15.09.2010

Прежде всего нам необходимо понять, что первый класс —это и есть первый шаг ребенка во взрослую жизнь.


Прежде всего нам необходимо понять,
что первый класс —
это и есть первый
шаг ребенка
во взрослую жизнь.
Чем же отличается «взрослая» жизнь
от «детской»?

Прежде всего наличием и развитостью такого качества в человеке, как
произвольность — произвольность всего: памяти (осознанное желание вспомнить
что-либо, владение техникой воспоминания), мышления, внимания и всех
остальных психических процессов.
Говоря проще, произвольность — это понимание слова «надо» вкупе с умением
ждать исполнения своих желаний. Как гласит одна китайская народная мудрость,
«если ты посадил утром дерево, не надо ждать от него тени в полдень».
Такое важнейшее качество, как произвольность, воспитывается уже с первых
часов жизни человека. Именно тогда, когда вы приучали ребенка подождать
требуемую им еду, приучали его к туалету, не покупали сразу же желаемую им
игрушку, вы закладывали необходимые основы произвольности.
Наверняка вы на себе уже познали, что именно это обсуждаемое качество очень
трудно воспитуемо. И прежде всего из-за нас, взрослых. Очень часто я слышу
от своих пациенток слова примерно такого содержания: «Мы и так натерпелись в
свое время от недостаточно высокого имущественного положения родителей.
Зачем же и нашим детям страдать от этого?» И покупают, и делают по воле
ребенка все, что тот ни попросит.
Результаты таких рассуждений и такого поведения обычно налицо: небережливое
отношение ребенка к вещам, игрушкам, апатия, а самое главное — отсутствие
двигателя всех достижений в мире — мечты. Конечно, вы мне можете возразить,
что зачем же мечтать о машине с дистанционным управлением (это же низко,
материально), пусть мечтает открыть новый закон мироздания и т.п.
Все дело в том, что пока ребенок не может мечтать об открытиях научного и
духовного плана. Но, подрастая, он может статься, и захочет помечтать, а не
сможет, потому как нечем — не сформирован в детстве тот психологический
механизм, который дает человеку на самом деле самую большую радость —
мечтать, ставить цели.
Ведь давно уже доказано, что непосредственное достижение цели не приносит
такого счастья человеку, как ее постановка и процесс достижения. Среди моих
пациентов очень высок процент тех, чье несчастье состоит в том, что они
ничего не хотят, у них нет желаний, все исполнено.
Здесь можно выделить два аспекта этой проблемы: либо человек ставит себе
заведомо легко достижимые цели, либо он не привык вообще их себе ставить
сам.
В последнем случае краткая история предыдущей жизни человека, его детства
выглядит примерно так — родители приняли решение о его появлении на свет,
потом решили, как его назвать, чем его кормить, во что его одевать, затем
решили, надо ли отдавать его в детский сад, потом выбрали сами школу, потом
половину уроков делали вместе с ним, половину — вообще за него, затем папа
(дядя, мама, дед или другие родственники) определил в вуз, устроил на
работу, выбрал жену (мужа), сказал, когда родить ребенка (указывая на свой
пример, конечно: «Вы уж поживите сначала свободно... Раньше 28 лет
ни-ни...»).
Я уверена, ваша собственная жизнь, жизнь окружающих вас людей, ваша
начитанность и фантазия помогут вам без труда продлить этот трагический, на
мой взгляд, ряд жизненно важных решений. Жизнь многих из окружающих вас
людей, а может быть и вас самих, — ужасающий пример жесткого родительского
программирования.
И хорошо, если родители не попали пальцем в небо и их программа
соответствует личности и интеллекту ребенка, его жизненному предназначению,
а если нет?
Остановитесь сами, оглянитесь. Хорошо ли вы знаете своего ребенка? Ответьте
себе честно, не пытаетесь ли вы компенсировать собственные неудачи,
комплексы с помощью маленьких существ, которые однозначно не виноваты;
согласитесь в том, что таковые в вас присутствуют.
И если нам, взрослым, уже за годы жизни понятно, что есть такие моменты, как
ответственность за свои поступки, есть слово «надо», есть зависимость между
эффективностью работы и отношениями между взаимодействующими людьми, то для
ребенка же, особенно не «детсадовского», понятия, изложенные выше, зачастую
становятся открытиями.
Таким образом, еще не поздно начать или продолжить уже осознанно воспитывать
произвольность и ответственность за собственные поступки, умение именно
управлять собственной жизнью.
Самые важные аспекты управления собственной жизнью — это умение
распоряжаться собственным временем и умение распоряжаться деньгами.
Согласитесь, что люди, достигшие большого успеха в жизни, очень хорошо умеют
делать и то, и другое.
Итак, первое — время. На самом деле самое дорогое, что у нас есть. Ведь
именно ограниченность времени, отведенного нам на жизнь, толкает нас делать
что-то сегодня, а не завтра. Человек, думающий, что он бессмертен, обычно
ничего в своей жизни не успевает: ни дело сделать, ни насладиться красотой
природы и искусства, ни счастье другому подарить.
С чего следует начать, так это с банального — с режима дня. Главная ошибка
родителей обычно состоит в том, что они пытаются сами составить ребенку
режим дня. На самом деле это должен быть совместный творческий процесс — ваш
и вашего ребенка.
Сначала, естественно, понаблюдайте за жизнью своего малыша, отметьте его
привычки и склонность делать определенные вещи в определенное время.
Например, когда он наиболее физически активен — утром или вечером, когда
наиболее интеллектуален. И как умный строитель, асфальтируйте дороги там,
где их уже протоптали люди. То есть подстройте режим дня под своего ребенка.
Затем сядьте в спокойной обстановке с малышом и обсудите с ним проблему
времени вообще. Хорошо это делать с помощью поговорок и пословиц про время.
Говорите их ему и объясняйте смысл. Если ваш ребенок сам знает их, то
поиграйте с ним в игру: вы называете начало пословицы («Делу время...), он
должен продолжить и объяснить смысл. Попутно такая игра развивает
абстрактное мышление.
Затем расскажите ему о том, что если до школы его временем по сути
распоряжались воспитатели, родители, бабушка, то школьник должен уметь сам
распределить свое время, иначе он или погулять, поиграть не успеет, или
уроки не выполнит. Объясните, что именно этим отличается взрослый от ребенка
— умением беречь свое время и распоряжаться им.
В списке ежедневных дел ребенка должны быть обязательно прогулки,
интеллектуальные самостоятельные занятия, выполнение хотя бы одного дела
«для семьи» (вынос мусора, поход за хлебом, уход за домашними животными и
т.п.), уборка своей комнаты, приготовление своей одежды к завтрашнему дню.
Все остальное — на ваше усмотрение.
Я считаю, что очень вредно вводить режим дня первого сентября. Гораздо
эффективнее это сделать сейчас, постепенно, без лишней нервотрепки. После
того как режим дня написан просто и понятно печатными буквами (чтобы ребенок
мог понять), в торжественной обстановке перед всеми членами семьи ребенок
должен подписать его. Скажите, что теперь он зачислен в первый класс
взрослой жизни, и накормите его чем-нибудь вкусненьким.
Вы должны очень твердо для себя решить требовать от малыша выполнения
распорядка. Иначе он потом не будет доверять ни своему, ни вашему решению —
все превратится в профанацию.
Теперь о деньгах. Ясно, что ребенок должен уметь распоряжаться этим всеобщим
эквивалентом. У него не должно создаваться ощущения, что есть общий
родительский кошелек, и из него можно брать. У детей одного психического
склада такое положение может вызвать ощущение вседозволенности и легкости
добывания денег, у детей другого склада — чувство вины за то, что они ничего
не зарабатывают, а деньги берут.
В режиме дня ребенка должно быть обозначено такое дело, которое приносит
пользу всей семье (см. выше). Вот за это и платите ребенку определенную
сумму раз в неделю. Рассчитайте ее так, чтобы ему хватало на обычные для
него сладости.
При этом объясните, что он может, во-первых, потратить все за два дня, а
может планомерно тратить всю неделю, во-вторых, может потратить эти деньги
на игрушки и сладости, а может часть их откладывать на желаемую им большую
игрушку.
Если ребенок делает что-либо помимо своих домашних обязанностей, то
поощряйте дополнительно.
При трате ребенком своих денег сохраняйте самообладание. Он не сразу начнет
тратить их так, как вам хотелось бы. Однако, если вы будете спокойно
высказывать свое мнение, не навязывая его, о том, как вы бы потратили эту
сумму, то постепенно вы достигнете того, что малыш будет вас больше
понимать, и вы воспитаете ответственного человека.