Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кого я люблю

Кого я люблю

Издательство: Карапуз

52 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Новорожденный вундеркинд.

15.09.2010

Ваш новорожденный выглядит маленьким беспомощным сверточком, но, как утверждают исследователи, он уже кое-что соображает.


Ваш новорожденный выглядит
маленьким беспомощным сверточком,
но, как утверждают исследователи,
он уже кое-что соображает.

Все началось с Каролины

Ее шестинедельный сын Вениамин, страдавший коликами, часами кричал, не давая
ей готовиться к сдаче кандидатского минимума. Как-то раз Каролина заметила,
что малыш затихает, когда она крутит мобиль над его кроваткой. От
удовольствия он двигал руками и брыкался. «Я подумала: а что, если он будет
сам раскручивать этот мобиль?»
Вдохновленная этой идеей молодая мама — в те времена аспирантка, а ныне
профессор психологии — с помощью шелкового пояса свободно соединила лодыжку
младенца с подвешенным над кроваткой мобилем. Затем она углубилась в свои
занятия.
Вскоре она заметила, что обычные крики младенца, страдающего коликами, все
чаще сменяются другими звуками: медленным «тад-тад-тад». Она заглянула в
комнату малыша и остановилась завороженная. «Мой шестинедельный сын
обнаружил, что может заставить мобиль двигаться, брыкая ножкой, и провел
больше часа за этим занятием, пока не заснул».
Через пару месяцев Каролина была вся в работе, привязывая ленточки к
лодыжкам других двухмесячных младенцев. Она с изумлением обнаружила, что
соединенные с мобилями младенцы брыкаются чаще и активнее. Более того, уже
через пару дней они энергично взбрыкивают, как только мобиль появляется в их
поле зрения.
(Как бы это ни казалось соблазнительно, мы не советуем вам ставить дома
подобные эксперименты, поскольку они связаны с определенным риском:
конструкция может упасть, младенец может запутаться в тесемках и как минимум
испугаться.)
Собранные наблюдения в корне противоречили официальной точке зрения, что
младенцы такого возраста абсолютно неспособны к обучению. Каролине
Рови-Колье понадобилось четыре года, чтобы добиться публикации своих
результатов. Однако в конце концов именно ее простые опыты положили начало
коренному пересмотру отношения специалистов к младенцам первых месяцев
жизни. В частности, к их познавательным возможностям.
Исследователи больше не воспринимают их сознание как чистую страницу, на
которой мало что может быть написано в течение первого года жизни. Они
получают все больше подтверждений того, что младенцы появляются на свет уже
способными на многое и эти способности совершенствуются с первых месяцев
жизни.

«Спой мне песню, как синица тихо за морем жила...»

Внутреннее ухо полностью формируется к 20-й неделе внутриутробного развития.
Так что младенец различает звуки еще задолго до рождения. В первые же сутки
после появления на свет он способен отличить голос матери от всех других
голосов. Отцу же придется подождать подольше — по крайней мере неделю, —
пока младенец начнет выделять его голос из остальных.
Еще удивительнее то, что младенцы, похоже, способны узнавать звучание
знакомых стихов или сказок, которые они часто слышали до рождения. Это не
значит, конечно, что они понимают значение слов. Скорее всего они запоминают
ритмику текста.
Можно ли как-нибудь использовать это свойство?
Есть ли смысл читать Тютчева или Канта вслух в последние месяцы
беременности, чтобы родить младенца, восприимчивого к поэзии или философии?
Или лучше начать со «Справочника валютного дилера»?
Специалисты советуют не делать ничего особенного. Ваш голос он услышит и
запомнит все равно. Лучше, конечно, если он будет его слышать всегда не
усталым и раздраженным, а нежным и успокоительно-воркующим.
Пойте ему песенки. Скорее всего он запомнит их и будет сразу после рождения
откликаться на них самым положительным образом, т.е. либо радоваться, либо
успокаиваться — в зависимости от характера звуков.

Прирожденные лингвисты

Способность задолго до рождения слышать звуки окружающего мира имеет еще
одно неожиданное следствие: новорожденный уже отличает родной язык от любого
другого и отдает ему явное предпочтение. В эксперименте младенцы дольше и
внимательнее слушали взрослых, говоривших на языке их матери. То есть дети
французских матерей вскоре после рождения положительно отзывались на
французскую речь, русских — на русскую. Те же, чьи матери не говорили ни
по-русски, ни по-французски, не проявляли особого интереса к исследователю,
говорившему на этих языках.
Что еще помогает малышам учиться говорить — так это их прирожденная
способность концентрировать внимание на одном голосе, сколько бы других
отвлекающих звуков ни наполняло окружающее пространство.
В одном эксперименте с семимесячными детьми женский голос отчетливо повторял
какое-то одно простое слово, скажем «дом» или «чашка». В той же комнате
мужской голос монотонно читал скучный текст. Когда позднее малыши слушали
рассказ про дом или про чашку, они поворачивали голову на знакомое слово и
вообще проявляли к нему стойкий интерес.
Эти опыты показывают, как рано развивается у младенцев способность к
концентрации — важнейшее качество для любого обучения.
Лучший способ использовать интерес ребенка к звучащей речи — как можно
больше говорить с ним, читать ему стишки, петь ему, повторять за ним звуки,
которые он издает. Неважно, что он пока не понимает смысла: он накапливает
запас звуков и слов для будущего использования.

Смотри и повторяй

Долгое время считалось, что дети до года не обладают способностью к
подражанию. Однако в 1983 году профессор детской психологии Андрей Мельцов
опроверг это утверждение. Он общался с помощью мимики с младенцами чуть ли
не с первого дня жизни: строил рожи, высовывал язык, причмокивал губами, — и
они постоянно отвечали ему в меру своих возможностей.
Доктор Мельцов выбрал очень верную тактику, когда стал экспериментировать с
выражениями лица. Человеческое лицо — наиболее интересный и завораживающий
предмет из тех, что попадают в поле зрения младенца. Ребенок начинает
узнавать ваше лицо вскоре после рождения. Он может даже заметить, что вы
изменили прическу. И он очень быстро научится понимать выражение вашего
лица: веселое, сердитое, печальное.
На способности к подражанию и копированию основана новая, но уже широко
применяемая методика обучения маленьких детей общению с помощью жестов. Эта
методика позволяет малышам от года до двух, еще не умеющим говорить, активно
общаться со взрослыми, выражать свои чувства и потребности.
Детей можно научить разговаривать знаками достаточно рано: как только их
моторные навыки позволяют им выполнить то или иное движение. Многие жесты
дети осваивают сами, без помощи взрослых. Практически любой
шести-семимесячный малыш показывает рукой на заинтересовавший его предмет.
Большинство восьмимесячных детей поднимают руки вверх, когда хотят, чтобы их
вынули из кроватки или манежа. Некоторые дети моложе двух лет имеют весьма
обширный «словарь», включающий до 25 жестов.
Как правило, для этого родителям приходится провести определенную работу.
Некоторые мамы так чувствительны к желаниям ребенка и так догадливы, что у
него не возникает необходимости в каких-то специальных знаках. А кто же
будет затруднять себя, если его и так понимают.
Чтобы ребенок «заговорил», вам придется проявить определенную бестолковость
и недогадливость. Возможно, сначала он будет сердиться, что его не понимают.
Но в конце концов совместными усилиями вы изобретете язык жестов, который
будет понятен всем членам семьи.
Те, кто освоил эту премудрость со своим малышом, могли оценить все
преимущества такого общения. Ведь десяток-другой постоянных знаков легко
запомнит и папа, и бабушка, и приходящая няня, не говоря уже о старших
братьях и сестрах. И малыш не будет чувствовать напряжения и страха в
отсутствие единственного человека, который его понимает.
Мир вокруг

Покажите младенцу симпатичную плюшевую зверушку, в чертах и выражении
которой есть что-то человеческое, и он может смотреть на нее неотрывно минут
десять. В продолжение этого времени вы можете заметить всплески активности:
он может брыкаться или извиваться всем телом. Это его способ «переключения».
Дети моложе двух месяцев бывают иногда настолько увлечены тем, что видят,
что это их буквально парализует, и они не в состоянии отвести взгляд.
Чередование неподвижного разглядывания с активным движением позволяет
младенцу успешно исследовать мир глазами задолго до того, как он научится
эффективно использовать для этого руки.
Поразительная способность младенцев подолгу и внимательно разглядывать
интересующие их предметы позволяет им извлекать и накапливать немалое
количество информации.
Но когда же впечатления и навыки действительно начинают откладываться в
памяти?
Раньше и быстрее, чем вы думаете. Вспомним Каролину Рови-Колье. В течение
нескольких минут она обучала десятинедельных младенцев, как раскручивать
мобиль движением ноги. Освоив эту премудрость, младенцы сохраняли ее в
памяти до семи дней. То есть, если после обучения им не показывали мобиль в
течение шести дней, а на седьмой предлагали повторить фокус, многие еще
помнили, что от них требуется. И они могли восстановить в памяти это
движение через шесть недель, если на протяжении этого времени у них хотя бы
дважды была возможность порепетировать.
Если все эти новости возбудили у вас желание заняться ранним обучением
своего младенца — занимайтесь в свое удовольствие. Но не забывайте о его
интересах. Если малыш отворачивается, хнычет, срыгивает больше обычного —
это может быть сигналом для вас умерить пыл. Возможно, он нуждается не в
возбуждающих, а в спокойных занятиях.
Впечатления, как и пищу, следует предлагать, а не навязывать. Ребенок сам
решает, сколько и чего он в состоянии проглотить.