Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Белка и волк

Белка и волк

Издательство: Адонис

Автор: Толстой Лев Николаевич

14 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

От цвета к букве, от буквы к слову.

15.09.2010

Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение?


Нужно ли учить читать ребенка до школы?
Когда лучше начинать обучение?
Справится ли с нагрузкой неокрепшая
нервная система малыша?
Нужны ли вам лишние заботы?
А для чего тогда нужна школа?
Как помочь ребенку вырасти
умным и способным?

К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и
процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более
того, нынешнее увлечение «элитным» образованием в виде лицеев, гимназий,
колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным
увеличением нагрузки. Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное
обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ
НОВОЕ начинают угасать. Подумайте — когда малыш усваивает самое большое
количество информации без особых усилий? С 2—3 месяцев до 5—6 лет! Так
почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это
удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по
незнанию и из боязни что-то сделать не так. Могу предложить несложный, но
довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного
возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название «словесного»
чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка
заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе
давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе
показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже
формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия. У нас эта
методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен
заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех
поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании
нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама —
было бы желание, — много времени вся процедура показа картинок не отнимает
(10 минут в день). В этом же ряду находится и алфавит того языка, который
будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с
алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий
малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным «скотчем» — так вы
сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на
стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову,
вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать
взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование.
Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на
картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки
из плотной бумаги или картона размером приблизительно
10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего,
если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А — в красный, О — в
желтый, У — в смесь синего и зеленого, Ы — в коричневый, Э — в смесь желтого
и зеленого. Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов
(А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета
ассоциативно связаны с ЭТИМИ «звукобуквами» (ЗБ) русского языка. Каждая
звукобуква в любом языке имеет свою цветовую «визитную карточку», и во
многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для
русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название
которого начинается с этой буквы: О — окно, У — угол и т.д. Если не
получается найти предмет (Ы — ?), просто повесьте карточку на видное место.
Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это
окно — буква О» и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ! С 9—10 месяцев
берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при
этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из
некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и
т.п.), давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к
процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье
«Азбука» в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что
знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и
зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения
одной цели — усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая
буква? Где буква А? Это окно, значит, буква...» и т.д.
и т.п. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке,
потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание:
первыми запомнятся нейотированные гласные — самые открытые и, следовательно,
легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков
шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит
длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года,
а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные
(йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я — в
красный, Ю — в смесь синего и красного, Е и Ё — в зеленый, И — в синий.
Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С
ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!
Если ваш ребенок «молчун-философ» и не говорит до 2—2,5 года, но безошибочно
показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими
занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему.
Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко
назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут
сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для
произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л — в смесь красного, желтого и
синего (смело смешайте краски на палитре!), М — в красный,
Н — в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, — скажется
навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б — в
белый, В, Г — в синий, Д — в черно-белый (серый), Ж — в желтый, З — в
зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП — глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х,
Ш, Щ — в черно-белый, С — в синий, Ц — в желтый, Ч — в черный,
Й — в синий, Ъ — в белый, Ь — в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим
должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного
мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие
упражнения (желательно систематически — это даст необходимый навык):
l найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не
больше 5—6);
l раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным
контуром. Если ребенку еще это не под силу — пусть просто произвольно
штрихует цветным карандашом;
l найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей
машинки;
l найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14—15 слов). Буквы
обязательно должны быть крупными;
l учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ
ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А—МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП — собственно «словесный». Сделать 2—3 карточки с односложными
словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.).
Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем
надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: «Что здесь написано?»
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но
постепенно установится и обратная связь — от слова к предмету. Просите
ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что
из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают.
Четвертое слово можно добавить уже через 2—3 дня, постепенно (по одному)
прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками — прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и
т.д., потом незаметно поменять надписи — пусть ребенок сам заметит «ошибку»
и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь
быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром «обходит владенья
свои» и ищет, что же появилось нового?! Время от времени устраивайте «ночные
ураганы». Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который
сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты.
Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите,
как незаметно для вас сын или дочь начали «читать» знакомые слова. Поначалу
зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант «урагана»,
когда таблички будут не сорваны, а перепутаны — развешаны не по своим
местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось
выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно
обозначение нарисованного одним словом — ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих
книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите
ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию — пусть
он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если
вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы
читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем
сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички,
распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например:

НОС НОГА ГОЛОВА
РОТ РУКА НОСОРОГ
ДОМ КНИГА КАРАНДАШ
ЗУБ ЛИСТОК ЯБЛОКО
ДЫМ КОШКА МОЛОКО
БОК БАРАН ЗОЛОТО и т.д.

Обязательно учите ребенка понимать, что означает существительное. Берите эти
же слова из таблицы и просите рассказать, что это за предмет, для чего
предназначен, какие у него свойства, признаки и т.д. и т.п. Это упражнение
расширяет словарный запас, учит рассматривать предмет с разных сторон, дает
первые навыки грамматического анализа. Загадывайте слова из таблички,
просите ребенка найти их. Чтобы добраться до заданного, ему надо будет
прочитать все слова, что находятся выше. Переходите к более сложным словам
только после освоения односложных! Таблички будут помогать вам довольно
долго. Сами придумывайте упражнения, используйте слова максимально
эффективно! Аналогично работайте с глаголами: разбирайте их значения,
составляйте словосочетания и предложения. Сделайте таблички по глаголам и
прилагательным и упражняйтесь в чтении. Соединяя все три таблицы, просите
ребенка придумать предложение с этими словами. Например: НОСОРОГ ПЬЕТ ВОДУ,
БЕЛЫЙ ЗАЯЦ БЕЖИТ.
Первая задача, поставленная перед вами, выполнена — ребенок читает. Но
помните, читают все, а вот КАК читает, ЧТО читает, ДЛЯ ЧЕГО читает ваш
ребенок, во многом зависит от вас, от личного примера. В семье, где родители
любят книгу, почти всегда дети грамотные, потому что они тоже ЧИТАЮТ! А с
этим теснейшим образом связано духовное развитие!

Контрольные упражнения
Перепишите уже знакомые ребенку слова на отдельный лист (столбиком)
и попросите малыша прочитать.
ПАРАЛЛЕЛЬНО должны идти серии упражнений по ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА.
Фантазируйте, дорогие родители, играйте, придумывайте новые и новые игры со
словами. Вот некоторые из них:
n «Слово с той же буквы», когда мама, папа, ребенок по очереди называют
слова на заданную букву. Эта игра обогащает словарный запас малыша,
закрепляет умение выделять в слове заданную букву.
n Назовите слово, начинающееся на конечную букву предыдушего слова:
например, МЫЛО — ребенок говорит слово на букву О. Придумайте сюжет игры
(например, сказка «Колобок»). Напишите слова, обозначающие все предметы из
сказки: КОЛОБОК, ДОРОЖКА, БАБКА, ЛИСА и т.д. Разложите перед ребенком
карточки словом вверх, рассказывайте сказку и просите его показывать
действие. Например: «Бабка месит тесто». Ребенок берет карточки БАБКА и
ТЕСТО и показывает действие «месить». Если непонятно, как изобразить
действие, — подскажите! Придумывайте сюжеты вместе с ребенком, разыгрывайте
их. Начните с картинок, постепенно заменяя их словами. Например: «Лиса
говорит Колобку...». Картинка с лисой и карточка с надписью: КОЛОБОК и т.п.
n «Анаграмма». Загадайте слово и, используя начальные буквы, придумайте по
3 слова, начинающихся с них. Затем последовательно их выпишите, выделив
загаданное слово:
КНИГА КОЛБАСА КОЛГОТКИ
Игра Иголка Иней
Нос Носорог Негр
Осень Окно Облако
n «Подбери эпитеты нужного рода». Назовите слово мужского, женского или
среднего рода и подберите к нему эпитеты, согласуя их с загаданными словами.
Это сложное объяснение нужно для вас, а ребенку достаточно привести пример,
и он поймет суть игры: «Собака — ЗЛАЯ, ДОБРАЯ, БОЛЬШАЯ — КАКАЯ?» Побеждает
тот, кто назовет последний эпитет.

 


Загрузка...
-->