Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Рапунцель

Рапунцель

Издательство: Махаон

Автор: Гримм Якоб и Вильгельм

246 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

Большие проблемы маленьких учеников.

15.09.2010

Вы, может быть, думаете, что проблемы с учебой бывают у детей из неблагополучных семей, у тех, кто до трех лет не говорит и чье развитие пущено на самотек?


Вы, может быть, думаете, что проблемы с учебой бывают у детей из
неблагополучных семей,
у тех, кто до трех лет
не говорит и чье развитие пущено на самотек?
Ученые-специалисты пришли к выводу,
что школьные трудности часто бывают у детей
с блестящими задатками.

Почему я не такой,
как все?

Ольга всегда знала, что их дочь Карина не такая, как все. Это было даже
предметом определенной родительской гордости: «Карина всегда идет не в
ногу»; «Она существует в другой системе координат»; «Это творческая
личность, очень артистичная»; «Прирожденная индивидуалистка».
Карину водили на собеседование в какую-то супергимназию, но, как утверждает
мама, «что-то на нее нашло» — Карина отказалась демонстрировать свои
таланты. В итоге в положенный срок она пошла в соседнюю школу, и очень скоро
у нее начались проблемы.
Учительница называла ее «спящей красавицей»: Карина была на уроках
забывчива, невнимательна, все время где-то витала. Когда ее вызывали на
уроке, отвечала невпопад. дети смеялись.
Казалось, Карину это не трогало. Но мама заметила, что она стала хуже спать
и часто по утрам жаловаться на какие-то недомогания — скорее всего
выдуманные, а может и нет. В любом случае было очевидно, что в школу идти
она не хочет.
Стало ясно, что у девочки проблемы. Была ли причиной «неправильная» школа,
или «неправильность» заключалась в самой Карине — это не меняло дела.
Проблемы были совершенно объективные, и с ними надо было что-то делать.
Мама Оля — женщина интеллигентная и активная — нашла через знакомых детского
психолога. К сожалению, таких мам пока очень немного. А психологов и того
меньше. Точнее, психологи есть, но найти их сложно, поскольку зарабатывают
они на жизнь совершенно посторонними занятиями. А наша система образования
обходится пока без них. Не потому, что наши дети не нуждаются в их помощи. А
потому, что... Впрочем, это отдельная тема.
В общем у нас пока существуют дети двух типов: обычные и умственно отсталые.
Обычные учатся в обычных школах, а остальные — в специальных.
Если вам довелось хоть раз побывать в специальной школе, вас не могло не
поразить, какие разные дети туда собраны — от медлительных мутноглазых
дебилов до шустрых ясноглазых шалунов, чей бьющий через край темперамент не
вписался в рамки учебного процесса.
Но и в обычной школе диапазон различий не меньше — просто это не так
бросается в глаза постороннему, поскольку не отражается впрямую на лицах. Но
учителя-то знают.
Американцы, у которых давно уже в школах есть психологи-консультанты и у
которых все дети регулярно проходят тестирование, располагают достаточно
объективными данными. Они считают, что у них врожденные отклонения, ведущие
к учебным проблемам, имеет один из шести детей. Это могут быть дети
алкоголиков или университетских профессоров. Привкус социального
неблагополучия уже не ощущается так остро в этой проблеме, с тех пор как
педагоги и психологи научились диагностировать неспособность к учебе у детей
с высоким индексом интеллектуальности.
Долгое время лучшим лекарством от неспособности к учебе многие американские
родители — как и многие наши — считали ремень. Большая заслуга психологов в том, что они изменили в
обществе взгляд на эту проблему. Они доказали: никто не рождается
разгильдяем. Все дети хотят справляться с задачами, которые перед ними
ставят, получать похвалы и хорошие отметки. Но многие изначально обречены на
поражение в соревновании со сверстниками, поскольку в их головах «проводочки
по-другому натянуты». Или — более точное сравнение — их инструменты настроены в другой тональности. И в общем оркестре они будут всегда звучать фальшиво. Пусть даже им досталась скрипка Страдивари.
Первые признаки будущих учебных проблем можно обнаружить уже на втором году
жизни ребенка. Умственные способности у этих детей обычно вполне нормальные
или даже выше средних. Но те приемы обучения, которые прекрасно подходят для
большинства, в их случае не работают.
Обычно у таких малышей возникают проблемы с получением, переработкой,
хранением и использованием информации. В этом цикле отмечаются постоянные
сбои, искажения, которые проявляются грубыми ошибками в речи, а позднее и в
письме.
У некоторых детей имеются также нарушения координации движений, отставание
от сверстников в развитии моторных навыков (они плохо ловят мяч, не могут в
положенный срок освоить трехколесный велосипед, никак не научатся правильно
держать и использовать карандаш). Примерно четвертая часть этих детей имеют
проблемы с концентрацией внимания и (или) страдают гиперактивностью.
Результат всех этих проблем: школьная успеваемость ребенка намного ниже его
интеллектуальных возможностей.
К счастью, при поддержке родителей, учителей и специалистов ребенок с
учебными проблемами может со временем освоить те приемы и методы, которые
позволят ему реализовать свой потенциал и получить образование,
соответствующее его способностям и интересам.
Он справится с этим тем успешнее, чем раньше его проблемы будут замечены и
сформулированы. Поэтому, если вам кажется, что с ним «что-то не так»,
доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
Своевременно принятые меры помогут уберечь самооценку ребенка и сохранить
природную любовь к учению, свойственную всем детям.

Советы родителям
Наблюдайте за ребенком. Ведите записи его поведения и успехов. Особое
внимание обращайте на такие вещи, как способность удерживать внимание на
одном предмете, умение делать то же, что и другие дети его возраста, желание
или нежелание делать усилия, склонность к самостоятельным действиям и
решениям или, наоборот, зависимость от окружающих.
Избегайте поспешных выводов. Все дети время от времени сталкиваются с теми
или иными трудностями, но «проблемные» дети испытывают эти трудности чаще и
дольше.
Сходите на прием к педиатру. Регулярные плановые медосмотры, а также, в
случае нужды, консультации со специалистами помогут исключить ошибочный
диагноз. Часто в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со
зрением или слухом. Чтобы помочь ему, нужно сначала точно знать, какого рода
помощь ему нужна.
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем ребенка. Профессионалы,
работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и
отклонения. Даже педагог, который вам лично несимпатичен, может сказать
что-то важное и ценное. В интересах ребенка — а значит, и в ваших — собрать
как можно больше полезной информации. Будьте особенно внимательны, если
педагог видит проблему там, где вы ее не видите. В такой ситуации велика
вероятность забыть, не поверить, не придать значения. Между тем все сомнения
учителя должны быть проверены так же тщательно, как и ваши.
Не забывайте о наследственности. Примерно 40% детей с учебными проблемами
имеют хотя бы одного родственника с таким же диагнозом. Однако наличие такой
проблемы в роду не означает, что ребенок непременно ее унаследует.
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами,
родители обычно испытывают целую гамму сильнейших переживаний. Это и
недоверие, и разочарование, и чувство вины, и ощущение несправедливости.
Справиться со своими эмоциями — ваша первейшая задача. Не решив ее,
невозможно даже подступиться к следующей и главной.
Расставание с образом «идеального ребенка» всегда болезненно, но большинство
родителей так или иначе проходят через это.
Да и что, собственно, произошло? Вы его по-прежнему любите, и он по-прежнему
с вами. Вы узнали, что у него есть проблемы. Что ему особенно нужна ваша
помощь.
Часто такие открытия сплачивают семьи. Если до этого момента вы были
поглощены своей собственной жизнью, карьерой, отношениями в семье — вы,
вероятно, испытываете чувство вины. Это чувство может быть деструктивным,
если появляется слишком поздно. Оно может творить чудеса, если разбужено
вовремя.
Собирайте информацию. Узнайте все, что можно, о своем ребенке, его сильных и
слабых сторонах, его пристрастиях и антипатиях.
Прочтите все, что можете достать, о той проблеме, с которой вы столкнулись.
Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, мир накопил уже
достаточно наблюдений, выводов и методик — ознакомьтесь с ними и выберите
то, что подходит для вас и вашего ребенка.
Обращайтесь за помощью. Сколько людей — столько проблем. Вы не одиноки.
Познакомьтесь с семьями в схожей ситуации. Например, с родителями
одноклассников.
Мир давно понял, что скрывать и ретушировать проблемы бессмысленно. К ним
нужно подходить конструктивно. Столкнувшись с любыми трудностями, люди ищут
и находят «группы поддержки». Или создают их сами. Ничто так не прибавляет
сил и уверенности, как общение с людьми, которые уже адаптировались к
ситуации, уже работают с ней. На первых порах вы, конечно, будете
чувствовать себя «иждивенцем», впитывая чужую энергию и опыт. Не
переживайте: со временем вы непременно вернете все, что задолжали.
Работайте в постоянном контакте с учителями. Часто дети с учебными
проблемами могут продолжать обучение в том же классе — просто вам придется
больше уделять внимания домашним занятиям, используя специальные методики и
собственные находки.
Держите учителя в курсе всех ваших дел. Не бойтесь обращаться к нему со
специальными просьбами — скажем, в течение какого-то времени, пока идет
«перенастройка», не проверять знания ребенка. И наоборот, в какой-то день
вызвать его к доске и дать ему шанс продемонстрировать свои достижения.
Поощряйте сильные стороны ребенка. Каждый человек в чем-то сильнее, в чем-то
слабее. Каждый имеет свои пристрастия и интересы. Помогите ребенку стать
действительно знатоком и виртуозом в каком-то деле, которое ему интересно и
лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и его
рейтинг в глазах других детей.
Научите ребенка действовать в собственных интересах. Он один может сказать
вам, что для него трудно и неприятно, а что облегчает жизнь. Чаще задавайте
ему вопросы, приучите его анализировать ситуацию: «Тебе удобнее делать
уроки, когда ты один в своей комнате или рядом со мной, на кухне?»; «Начнем
с самого трудного или с самого легкого?»
Четырехлетний ребенок уже в состоянии понять и сказать, какой способ
действий для него легче и удобнее. Семилетний — в состоянии попросить
учителя пересадить его на другое место, потому что сосед его отвлекает или
потому что, сидя в первом ряду, он лучше понимает задание.
Будьте оптимистами. Учебные проблемы — это не приговор. Это вызов, который
нужно принять.
Вы не можете усеять путь своего ребенка розами без шипов. Этого не может
сделать никто: ни родители гениев, ни монархи. Ваше преимущество в том, что
вы уже знаете, какая именно у вас проблема, и можете приступать к ее
решению.