Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Домашний обед

Домашний обед

Издательство: Клуб семейного досуга

Автор: Василенко С.

178 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Тайна детского рисунка

16.09.2010

Знатоки искусства полагают, что всякий художник в своих произведениях не столько отражает действительность, сколько стремится выразить собственное мироощущение.



Знатоки искусства полагают, что всякий художник в своих произведениях не столько отражает действительность, сколько стремится выразить собственное мироощущение. Маленькие дети, которые много и увлеченно рисуют, в этом отношении не отличаются от настоящих художников. В детских рисунках отражается особое восприятие мира, обусловленное интересами и склонностями ребенка, его желаниями и предпочтениями, своеобразными чертами его характера.

Поскольку манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка, рисунок можно рассматривать как показатель интеллектуального развития. На этой основе американским психологом Ф.Гудинаф был разработан несложный тест «Рисунок человека», о котором уже шла речь в статье об изобразительном творчестве детей (см.«Няню», № 7-8/97 г.). Практическое использование этого теста вскоре показало, что его психодиагностические возможности гораздо шире, чем мыслилось его создателю. Действительно, тщательный анализ изображения человеческой фигуры позволяет сделать довольно точное заключение об уровне умственного развития рисовавшего ребенка. Получаемый таким образом тестовый балл вполне сопоставим с широко известным коэффициентом интеллекта. Однако американский психолог Карен Маховер обратила внимание на интересный факт. Оказалось, что одинаковые баллы могут быть получены при анализе рисунков, разительно
отличающихся друг от друга. Дальнейшие исследования показали, что особенности рисунка, которые не учитываются при оценке интеллекта, могут явно характеризовать состояние эмоциональной сферы ребенка, его мотивации, личности в целом. Попробуем разобраться, какую информацию несет простой детский рисунок, изображающий человека, и как ее можно психологически истолковать.


Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Уже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечеткое изображение головы — показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая на рисунке символизируется шеей, — способность крациональному самоконтролю.
Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея — показатель торможения: конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая короткая шея — уступки своим желаниям и слабостям.

Плечи и их размеры — признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие, наоборот, — малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи — признак чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, иногда чувство вины.

Туловище — средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным, оно говорит о мужественности. Слишком крупное — о наличии неудовлетворенных потребностей. Ненормально маленькое — о симптоме униженности.


Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Тщательно выделенное, проработанное лицо означает сильную озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок — потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок — стремление компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые — возможные слуховые галлюцинации. Встречаются в рисунках детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие ушей — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.


Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, — явное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза — тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами «точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.


Рот — символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит и для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности — четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского — вынужденная приветливость, неискренние чувства. Персонаж вообще без рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.


Нос многими психологами фрейдистской ориентации трактуется как сексуальный символ. Однако такая трактовка в отношении детей представляется довольно спорной.


Конечности — руки и ноги — появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Для маленького ребенка первоначальная функция руки — «прицепливание» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.
Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.); если меньше — то более слабым, чем окружающие.
Руки изображены длинными и мускулистыми — ребенок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях. Очень короткие руки — об ограниченности стремлений, ощущении неадекватности. Изображенные близко к телу руки говорят о напряжении. Руки за спиной или в карманах — о чувстве вины, неуверенности в себе. Широкий размах рук — об интенсивном стремлении к действию.
Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу вообще. Непропорционально длинные ноги — сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры у ног — тем тверже ощущение надежности.
Трактовка позы изображенной фигуры в целом более прямолинейна. Так, если голова представлена в профиль, а тело анфас, это означает тревожность, порожденную социальным окружением, и потребность в общении. Бегущий человек — стремление убежать, уклониться, скрыться; легко и размеренно шагающий — уравновешенность.
Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой стороне свидетельствуют об отсутствии личного равновесия.
Искажения, идущие по правой стороне изображаемого человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.
Технические особенности выполнения рисунка также представляют определенный интерес. Так, размеры линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка выявляют конфликтные сферы. Отсутствие существенных деталей нередко объясняется серьезным эмоциональным нарушением.
Таким образом, внимательно рассмотрев детский рисунок, можно узнать многое из того, что скрыто во внутреннем мире ребенка. Необходимо лишь подчеркнуть, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диагноза. Важно и то, что поскольку изучается личность, находящаяся в процессе становления, постольку чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.