Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Лучшие блюда на пару, в духовке, в горшочках

Лучшие блюда на пару, в духовке, в горшочках

Издательство: Астрель

552 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Охота пуще неволи: домашние обучающие игры.

17.09.2010

До школы игра — самая важная деятельность в освоении ребенком окружающего мира.


До школы игра — самая важная деятельность в освоении ребенком окружающего
мира. Психологи называют такую деятельность ведущей, ибо она ведет личность
в развитии ее психических, интеллектуальных, физических возможностей,
формирует в ней качественные изменения. Но вот малыш вступает на школьный
порог. Как он вырос в собственных глазах — уже школьник! И дома мы стремимся
укрепить этот его новый статус: «Ну что ты все играешь, большой уже, делом
займись...»
С легким укором, ласково ли звучат слова, мы невольно ставим игру на тот
рубеж, за которым начинается взросление малыша. Нашим родительским кредо
становится «делу — время, потехе — час». Но...

Игра по-прежнему остается важнейшим для ребенка делом! Замечали, конечно,
как она меняет детей? Непоседа надолго сосредоточивается над мозаикой или
конструктором. Флегматик оживляется, стремясь не отстать от товарищей.
Капризуля охотно подчиняется общим правилам. А как искрятся глазенки
малыша!..
Особый, игровой, яркий эмоциональный тонус ребенка связан с его активной —
психической, интеллектуальной, физической — позицией, в которую ставит любая
игра, с тем удовлетворением, которое эта активность ребенку доставляет.
В любой игре важны внимательность, наблюдательность, сосредоточенность,
умение определяться в неожиданной обстановке, предвидеть действия партнера
(реального или воображаемого), быстро на них реагировать. Игра, даже со
строгими правилами, всегда творчество, потому что требует от ребенка выбора
реакции, выбора решения, тех или иных комбинаций уже известного...
Ступив на школьный порог, ребенок не расстается с игрой. Школа тоже играет!
И не только на переменах или в каникулы для отдыха от серьезных занятий.
Играет на уроках — с первого по выпускной класс, используя волшебные
возможности игры для активизации жизненных сил ребенка. Такие игры,
специально создаваемые или приспособленные для целей обучения, называются
дидактическими (обучающими). Так что, встречая малыша после уроков, к
традиционным своим вопросам («что нового узнал?» «спрашивали?» «как
перекусил?» и др.) можете смело добавлять «во что и как играли на уроке?».
А дома? Нужны ли дома дидактические игры? Какие они? Кто и как в них играет
с ребенком?
Первый вопрос, конечно, риторический. Наблюдая за ребенком, вы уже
убеждались в магической силе игры. Как трудно малышу утром быстро встать и
одеться! Но звучит сигнал: министерство по чрезвычайным домашним ситуациям
сообщает, что засуха вот-вот погубит наш волшебный лес на подоконнике! А на
другое утро в таинственном домашнем лабиринте исчезла кошачья мисочка для
воды — любимец может погибнуть от жажды! А еще наутро... В общем Чип и Дейл
спешат на помощь, вставайте, граф, вас ждут великие дела! Как трудно и
скучно решать примеры!.. А если играть в магазин? домино?.. И читать трудно
учиться, особенно если по-письменному. Но вот малыш находит в почтовом ящике
волшебное письмо от Доброй Феи — в нем описание пути к домашнему кладу. А
самому написать еще тяжелее... А если это письмо Деду Морозу? Такие игры,
создающие мотивацию, стимул к счету, чтению, письму, в семье придумать
несложно.
Родителям важно знать, что есть игры, целенаправленно создающие
благоприятные условия для развития у ребенка памяти, воображения,
логического и образного мышления. По мере психического и интеллектуального
взросления малыша вы сами увидите, какие из этих игр можно сдавать в архив,
а какие и как модифицировать, усложнить.
Составь рассказ. Приготовьте картинки — вырезки из старых детских книг,
журналов, комиксов, вкладышей жвачек... Пусть ребенок выбирает из них те, по
которым будет рассказывать:
l известный ему сюжет (сказки, мультика);
l что с кем произошло и чем происшествие или приключение закончилось
(встреча героев из разных известных малышу сказок и др.);
l что я видел, когда путешествовал (по морю и по суше, по пустыне и в
джунглях, в космосе и под землей, в древние времена и в будущем и др.).
Сначала нужно разложить картинки (мысленно вспомнить известное или выстроить
свой сюжет), затем рассказывать (описывать обстановку происшествия, опираясь
на картинку, и действия — собственные или рисованных персонажей). В двух
последних вариантах включайтесь в игру — ребенку нужен аналог, пример такого
сочинительства. Не стремитесь к многоходовому сюжету, к обилию действующих
лиц. Для начала — 2—3 картинки, один — два героя. Если это путешествие, оно
может быть продолжено. Обязательно записывайте рассказы малыша! Читайте
домашним в его присутствии. Если есть возможность — перепечатайте. Бережно
храните. Собирайте его сочинения и получится... собрание сочинений! Это —
игра навырост.
Чего на свете не бывает. Учим фантазировать, объяснять, развиваем чувство
юмора. Предложим ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросим
рассказать, что он нарисовал и вместе обсудим рисунок: действительно ли то,
что он изобразил, не встречается в жизни. Будем играть вместе — придумаем и
нарисуем сами. И малыш станет нашим критиком. Если ребенок любит рисовать —
игра навырост.
Найди различия. Перед играющими — две картинки, кажущиеся на первый взгляд
одинаковыми, но имеющими определенные различия. Нужно найти эти различия.
Выигрывает тот, кто отыщет их больше. Собирайте такие картинки, они часто
публикуются в субботне-воскресных номерах периодики под рубрикой «В часы
досуга».
Вопрошайка. Учим видеть проблемы и формулировать их в виде вопросов; учим
описывать предмет. Один из вариантов — вы вернулись домой с маленьким
сюрпризом для ребенка. Предложите ему отгадать презент, задавая вам вопросы.
Учите (наводя, подсказывая) идти от более общих понятий к конкретике.
Включите в игру гостей, обычно стремящихся порадовать ребенка каким-либо
подарком. Другой вариант сложнее. Играют несколько человек — важен элемент
соревновательности. Показываем любую сюжетную картинку и предлагаем:
«Спрашивай по очереди (жребию) все, что тебе интересно узнать о нарисованном
на картинке». Выигрывает тот, кто больше задаст разных вопросов. Все
заданные вопросы отмечаются кружочками цветной бумаги, на которых написаны
ключевые слова вопросов (что? где? когда? какой? сколько? как? почему?
зачем? можно ли? нужно ли?).
Хочу обратить ваше внимание на группу игр, которые называют
сюжетно-ролевыми. У таких игр есть определенный, знакомый в общих чертах
ребенку сюжет, и дети в них примеривают к себе определенные социальные роли.
И «дочки-матери», и мальчишечьи воинские забавы, и магазин, и больница...
Они существенный резерв домашних дидактических игр. Обучающими их могут
сделать взрослые, целенаправленно обогащая новыми сюжетными поворотами,
принимая в них участие, поочередно меняясь с ребенком ролями. В таких играх
формируются навыки общения, социальные ориентации, цивилизованные нормы
общения, новые модели поведения и деятельности.
Магазины в детских играх универсальные, все, что под руку подвернется. А
попробуйте книжный, чтобы познакомить малыша с домашними книжными
богатствами, формировать навык использования элементов книги для ее верного
выбора, — читатель без такого навыка немыслим. Станьте покупателем, книгу
выбирайте придирчиво: вам нужен сшивной блок в твердом переплете, чтобы
долго служила; цветные иллюстрации; вы ищете книгу именно этого автора: он
пишет так увлекательно; хотите именно про животных — посмотрим-ка аннотацию;
а вот и про любимых вами слонов, целая глава в оглавлении указана! Теперь
сами вставайте за прилавок — к вам пришел серьезный грамотный покупатель...
Темы и сюжеты, роли подскажут вам игровые предпочтения ребенка. Это может
быть показ кукольной модной одежды (лучше бумажные куклы, больше простора
для творчества, быстрее «шьется» ее реклама с описанием назначения наряда,
его несомненных достоинств). Это и строительство большого города с его
богатой инфраструктурой: транспорт и дорожное хозяйство, спортивные
сооружения, места отдыха и др. Понадобится все мыслимое и немыслимое:
готовый конструктор и детали давно разоренного, машинки и кубики,
разнообразная упаковочная тара (и не хлам это вовсе, а прекрасные
архитектурные детали!). Оклеил бумагой с нарисованными окнами, дверями,
колоннами и проч., скрепил пластилином, скотчем, клеем — и сооружение
готово! А там, где нужного материала и декора не хватило, — эскизы и чертежи
«Здесь будет...». Начнется же стройка с плана города. А может быть, это штаб
готовящейся к сражению армии и сама битва? Или группа обезвреживания
террористов? Землетрясение и ликвидация его последствий... Модельер и
менеджер, архитектор и строитель, командир и рядовой — меняются ролями
творцы и исполнители, в каждой из них обязательно выступает взрослый,
разрабатывая вместе с ребенком игровую задачу, подсказывая и показывая
возможные пути ее решения, осуществления задуманного. Такие игры важны еще и
как поле освоения многих трудовых приемов, так как каждой из них необходим
свой уникальный реквизит.
Необыкновенные «путешествия на диване», превращающемся в звездолет и яхту,
вездеход и самолет. Отправляемся на нем и к другим планетам, необитаемым
островам, в джунгли, к дальним континентам. Это — долгие путешествия, почти
на целый день (непогода в каникулы или простуда выбила из рабочей колеи).
Готовимся к путешествию серьезно: нужно выбрать маршрут (куда? зачем?);
проложить его на настоящей карте или нарисовать свою; подготовить и
оборудовать транспортное средство (ведь самолет и звездолет не одно и то же?
а компас в космос берут?); собрать все необходимое для долгого пути;
продумать, как сообщаться с домом (будут волноваться — важно дать знать, где
находишься, самые главные события); не забыть и о редкостях,
подарках-сувенирах, которые привезешь из странствий (заранее приготовим или
сделаем в пути). А для взрослого работы еще больше: он не только
руководитель штаба экспедиции, организующий ее подготовку, но и главный
научный консультант (расскажет, почитает о том, что предстоит увидеть).
Прощаемся и в путь! К возвращению путешественника будет готов праздничный
пир...
Но и перегружать дидактическую игру не стоит: малыш устает и теряет к ней
интерес.
В один из летних дождливых дней отправился мой внук-второклассник к
Бермудам: «Посмотреть хочу, куда там все пропадают, может, просто черная
дыра или пираты?» Нашли мы на карте эти Бермуды. Проложили маршрут.
Обустроили на диване роскошную яхту — карта Атлантики, компас, бинокль;
камбуз с запасом продуктов; оружейную на всякий случай; снасть рыбацкая на
палубе. И почта, в которой устроилась стая бумажных голубей. Расцеловались,
и я отправилась готовить праздничный пир и ждать вестей. Скоро прилетел
первый голубь, на хвосте крупными буквами: «Все хорошо». И вслед еще один:
«Видел живую акулу». Чуть позже: «Пираты». Обеспокоенная исходом сражения,
связалась с яхтой по рации, услышала захватывающий рассказ о битве, как
«пришлось их взять на абордаж!!!», об акульих плавниках, из которых сам
варил суп; об ужасной буре, «но все починил». «Жду твоих писем», — просила
я, опасаясь, что за лето разучится писать. Последний голубь принес корявую
запись (штормило, наверное): «Видел доски от каробря». А вскоре рация
сообщила: «Прибыл в порт Гамильтон, встречай». Встретила. Объятия.
Расспросы. Подарки. А на подлокотнике дивана — объявление: «Продаю яхту»...
В следующие наши путешествия мы отправлялись с рацией.

Продолжение следует.