Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Двойной день рождения

Двойной день рождения

Издательство: Акварель

Автор: Венингер Бригитте

291 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек

23.10.2010

Человек — главная тема детского изобразительного творчества. Наверное поэтому, несмотря на появление множества проективных методик, самой популярной у психологов по-прежнему остается «изображение человека». Предложите ребенку арт-тест, чтобы оценить уровень  развития вашего малыша.


 


Как рисовать?
Процедура выполнения теста довольно проста: дайте ребенку простой карандаш средней мягкости, чистый лист бумаги формата А4 и попросите его нарисовать человека. Для маленьких детей задание лучше конкретизировать: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать его как можно лучше». Нарисовать ребенок должен именно человека, а не робота или вымышленного персонажа. Терпеливо отвечайте на вопросы малыша и повторяйте задание столько раз, сколько потребуется.
По  окончании работы желательно обсудить рисунок, выяснить, что за человек изображен, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него друзья, чем он занимается, добрый он или злой, что любит и не любит и т.п.  


Эволюция детского рисунка

Приступая к анализу рисунка, взрослые должны понимать, что качество его исполнения напрямую зависит от возраста начинающего художника. Незнание этих нюансов часто приводит к ошибкам в интерпретации теста.
Итак, если оставить в стороне стадию каракулей, штрихов и бесформенных отдельных элементов, мы застаем ребенка на первой стадии изобразительной деятельности — схеме.
На  ее начальном этапе вместо человека малыш рисует некое существо, так называемого  головонога. Фигура обычно состоит  из двух основных частей – головы и ног, растущих прямо из нее.
В возрасте трех с половиной лет малыш начинает рисовать руки (в виде прямых палок), которые по-прежнему присоединены непосредственно к голове.
Приблизительно  к четырем годам появляется наметка туловища — вертикальная черта. У пятилетки туловище на рисунке приобретает форму круга, овала, треугольника или четырехугольника.
На  шестом году жизни изображаемый человек обрастает некоторыми второстепенными деталями: у него появляются уши, волосы, пальцы, брови, ресницы. Первые признаки одежды и головного убора сопровождаются эффектом прозрачности, другими словами, мы имеем возможность видеть одну деталь сквозь другую.

Рисунок семилетнего живописца характеризуется прежде всего уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, намечается некое подобие шеи, совершенствуются прическа и одежда.
В период младшего школьного возраста (8-10 лет) происходит планомерный отказ от схемы. Соединение между частями тела теряет резкую границу, линии приобретают мягкость (пластичность).
Рисунки подростков (11-12 лет) отличаются попыткой передачи движения и объемности форм, применения перспективы, приемов и правил светотени. В целом изображение производит реалистичное впечатление.

Оценка результатов – запятая разделяет годы и месяцы

Возраст Баллы
3,6  – 4,0 4   – 13
4,1  – 5,0 8   – 17
5,1  – 6,0 14 – 22
 6,1  – 7,0 18 – 25
 7,1  – 8,0  20 – 26
 8,1  – 9,0 22 – 27
 9,1  – 10,0 23 – 28
 10,1 – 11,0  24 – 30
 11,1 – 13,0 25 – 30
  13,1  26 – 30

 

Интеллектуал ли  наш художник?

Чтобы понять, насколько хорошо малыш справился с заданием «Рисунок человека», необходимо учесть не только способ изображения, но и количество основных и второстепенных деталей на рисунке:

1. каждая из основных деталей (голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги) оценивается в два балла, в том числе и парная, независимо от того, изображена она одна или обе;
2. за второстепенную деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни, обувь) ставится один балл. Если на ручках маленький художник изобразил правильное количество пальцев, то добавляется еще один балл;
3. за пластический способ изображения малыш получает еще восемь дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — четыре; за схематический — два (только в том случаи, если руки и ноги изображены двойными линиями).
Таким образом, минимальный балл — ноль, максимальный — 30.
Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице «Оценка результатов».  

Я — проекция
Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние маленького человека отражаются в формальных показателях рисунка: расположении изображения на листе, размере, нажиме (сильный/слабый), штриховке, детализированности и т.п. Очевидно, что изложить в полной мере особенности графического изображения в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому рассмотрим только те его аспекты, которые в первую очередь должны насторожить заботливых родителей.

Агрессия
Некоторые детали на изображенной фигуре человека могут выражать агрессивный настрой художника. Например, пальцы с тщательно прорисованными суставами и ногтями либо оформленные в виде когтей или механических инструментов, преувеличенный в размерах кулак. Еще один выразительный признак, присущий главным образом мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста — это изображение оружия (меч, пистолет и т.д.).
Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (чрезмерно широкие плечи, борода, мощные руки, специфическая одежда) также говорят о повышенной физической агрессивности, а открытый рот с детально прорисованными зубами (иногда еще и языком) — о вербальной агрессивности. Последняя форма может выражаться криками, грубостью, при хорошей социализации — излишней болтливостью.
     
Настроение
Типичные  симптомы сниженного эмоционального фона у маленького автора – изменение размера картинки в большую или меньшую сторону и плотная штриховка некоторых компонентов рисунка с сильным нажимом. Нередко диспропорциональность и неаккуратность — свидетельство остроты состояния.

Тревога, страхи
Как известно, глаза — зеркало души. Они имеют отношение к нашему внутреннему миру, эмоциональной жизни, чувству безопасности. Затемнение глаз, отсутствие радужки и зрачка диагностируется как наличие страха или даже фобии.
Нельзя  не заметить особенность линий, выполненных рукой тревожного художника. Их отличает множественность (вместо одной проводится несколько, так что непонятно, какая из них основная) и прерывистость (рисунок будто составлен из коротких кусочков). Дело в том, что постоянный контроль над собой, опасение сделать что-то не так мешает нормальному выполнению целостного действия.

Сфера общения
Руки — показатель уровня социальной адаптации; направление и гибкость линий верхних конечностей соотносятся со степенью и спонтанностью активного взаимодействия со средой. Расставленные в стороны — подчеркивают экстравертность (общительность, импульсивность) художника, а прижатые к телу — напротив, интровертность. Руки-«макаронины», вяло висящие вдоль тела, обозначают физическую слабость, спрятанные за спиной или в карманах — скрытность, отказ от контакта.

Сексуальная сфера
Губы и нос — общепринятые символы сексуальной сферы. Тщательно вырисованные губы в форме лука Купидона в сочетании с другими обильно приукрашенными чертами изображенной фигуры можно видеть на рисунке преждевременно сексуально развившейся девочки. Сексуальные трудности мальчики-подростки выражают на бумаге затенением или обрезанием носа у персонажа. Дети обоего пола, испытывающие повышенный интерес к сексуальной сфере, рисуют человека, руками прикрывающего область гениталий.

Уважаемые родители, если вас что-то настораживает в рисунках вашего чада, не делайте поспешных выводов!