Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Спящая Красавица

Спящая Красавица

Издательство: Клуб семейного досуга

101 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Развитие внимания у детей

23.10.2010

 

В каждый момент своего бодрствования мы что-то видим, слышим, чувствуем… Между тем, сознание не может одновременно охватить все, что на него воздействует, поэтому, вытесняя «лишнюю» информацию, оно выделяет ту, которая соответствует нашим интересам и потребностям. Значит, внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо избранном объекте, действии и т.п. В отличие от познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) внимание не существует в «чистом» виде, но вместе с тем, как неотъемлемый компонент, принимает непосредственное участие в их организации. Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.



 

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Непроизвольное внимание часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Другими словами – это внимание, направленное не на то, что мы хотим, а на то, что само бросается в глаза. В онтогенезе этот вид обнаруживается с первых дней появления ребенка на свет. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс – ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды. Яркий свет, громкий звук, блестящие, движущиеся предметы заставляют новорожденного замолкать, вздрагивать, поворачивать головку.

Дальнейшие изменения внимания связаны с освоением акта хватания. Первые попытки удержать предмет можно наблюдать уже у трехмесячного малыша, но только к концу первого полугодия ребенку становится под силу доставать его и манипулировать им. Сжимая игрушку в руке, малыш подносит ее к глазам, смотрит, потом тащит в рот или размахивает ею.

Примерно шестью месяцами позже, благодаря интенсивному моторному (двигательному) развитию, ребенок получает возможность исследовать предмет со всех сторон. Умение стоять и ходить стимулирует любознательность, желание открывать новое.

С двух лет, в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка, начинает формироваться произвольное внимание.

Первоначально, следуя указаниям взрослого: «собирать пирамидку надо, нанизывая колечки на стержень по размеру – сначала самое большое, затем чуть поменьше…», малыш направляет свой взгляд на называемый предмет. Затем он сам начинает обозначать словами те предметы, на которые необходимо обратить внимание, и наконец, к 5–6 годам обретает способность концентрироваться на предстоящем действии под влиянием самоинструкции.

Таким образом, произвольное внимание отличается целенаправленностью и требует приложения определенных волевых усилий. Однако, если в процессе деятельность увлекает ребенка, то волевое напряжение сильно уменьшается или вовсе исчезает – внимание становится послепроизвольным. 


Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как сложное психическое явление. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Ее активный рост происходит после третьего года жизни и к шестилетнему возрасту досягает относительно высокого уровня.

Так, если продолжительность игры годовалого ребенка составляет в среднем 14 минут, а трехлетнего – 27, то у шестилеток уже час и даже более.

Степень сосредоточения сознания на объекте – концентрация – наиболее слаба в возрастном периоде до 3–4 лет. Постепенно данное свойство улучшается и к 8–9 годам достигает заметного прогресса, а к 14 доходит до пика своего развития.

К 4-5 годам ребенок овладевает навыками распределения, теперь он может удерживать внимание на двух объектах или действиях. Например, собирать пазлы и при этом слушать советы взрослого, музыку или читаемую вслух сказку.

Если малыш держит в руках игрушку, и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй. Это говорит о том, что у него пока еще очень узкий объем внимания (1 объект), который к дошкольному возрасту расширится до 2-3 объектов, воспринимаемых сразу достаточно отчетливо.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного действия или объекта на другой. Ребенку трудно начинать новое занятие, особенно если оно не вызывает положительных эмоций.


Нарушения внимания

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста довольно часто диагностируется синдром дефицита внимания (СДВ), в ряде случаев сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ). Среди причин СДВГ специалисты чаще всего называют минимальную мозговую дисфункцию (ММД) – незначительные нарушения созревания отдельных функциональных систем мозга, ответственных за речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности.

Потому, несмотря на нормальное умственное развитие, дети с СДВГ, как правило, плохо учатся, поскольку совершают множество ошибок. Например, при написании и чтении текста пропускают буквы, слова и даже целые предложения.

Помимо невнимательности им свойственна повышенная «отвлекаемость» при любых занятиях, будь то игра или учеба. «Дефицитные» дети не заканчивают начатых дел и вообще избегают заданий, связанных с произвольной концентрацией.

Важно отметить, что хотя ММД и относится к категории нарушений обратимых и нормализуемых по мере созревания мозга, тем не менее, дети с этим диагнозом нуждаются в медицинской, психологической и педагогической помощи, а главное – в спокойном и доброжелательном отношении родителей.

Это значит, что в воспитании гиперактивного ребенка взрослым следует избегать:

  • постановки задач, требующих длительного сосредоточения, напряжения и самоконтроля импульсивности;
  • частой смены указаний без существенного повода;
  • ограничений двигательной активности;
  • наказаний за неумышленные поступки;
  • уничижительных сравнений ребенка с другими детьми;
  • скандалов и ссор в присутствии ребенка – будучи чувствительной и восприимчивой натурой, он «впитывает» все негативные высказывания и принимает их на свой счет.

От уровня развития произвольного внимания во многом зависит успеваемость младшего школьника. Посредством специальных игр и упражнений родители могут значительно повысить качество произвольного внимания у дошкольника и подготовить его к началу школьного обучения.



Загрузка...
-->