Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор №13 «В пруду» (417017)

Набор №13 «В пруду» (417017)

Издательство: Фантазер

221 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Развитие внимания у детей

23.10.2010

 

В каждый момент своего бодрствования мы что-то видим, слышим, чувствуем… Между тем, сознание не может одновременно охватить все, что на него воздействует, поэтому, вытесняя «лишнюю» информацию, оно выделяет ту, которая соответствует нашим интересам и потребностям. Значит, внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо избранном объекте, действии и т.п. В отличие от познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) внимание не существует в «чистом» виде, но вместе с тем, как неотъемлемый компонент, принимает непосредственное участие в их организации. Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.



 

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Непроизвольное внимание часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Другими словами – это внимание, направленное не на то, что мы хотим, а на то, что само бросается в глаза. В онтогенезе этот вид обнаруживается с первых дней появления ребенка на свет. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс – ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды. Яркий свет, громкий звук, блестящие, движущиеся предметы заставляют новорожденного замолкать, вздрагивать, поворачивать головку.

Дальнейшие изменения внимания связаны с освоением акта хватания. Первые попытки удержать предмет можно наблюдать уже у трехмесячного малыша, но только к концу первого полугодия ребенку становится под силу доставать его и манипулировать им. Сжимая игрушку в руке, малыш подносит ее к глазам, смотрит, потом тащит в рот или размахивает ею.

Примерно шестью месяцами позже, благодаря интенсивному моторному (двигательному) развитию, ребенок получает возможность исследовать предмет со всех сторон. Умение стоять и ходить стимулирует любознательность, желание открывать новое.

С двух лет, в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка, начинает формироваться произвольное внимание.

Первоначально, следуя указаниям взрослого: «собирать пирамидку надо, нанизывая колечки на стержень по размеру – сначала самое большое, затем чуть поменьше…», малыш направляет свой взгляд на называемый предмет. Затем он сам начинает обозначать словами те предметы, на которые необходимо обратить внимание, и наконец, к 5–6 годам обретает способность концентрироваться на предстоящем действии под влиянием самоинструкции.

Таким образом, произвольное внимание отличается целенаправленностью и требует приложения определенных волевых усилий. Однако, если в процессе деятельность увлекает ребенка, то волевое напряжение сильно уменьшается или вовсе исчезает – внимание становится послепроизвольным. 


Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как сложное психическое явление. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Ее активный рост происходит после третьего года жизни и к шестилетнему возрасту досягает относительно высокого уровня.

Так, если продолжительность игры годовалого ребенка составляет в среднем 14 минут, а трехлетнего – 27, то у шестилеток уже час и даже более.

Степень сосредоточения сознания на объекте – концентрация – наиболее слаба в возрастном периоде до 3–4 лет. Постепенно данное свойство улучшается и к 8–9 годам достигает заметного прогресса, а к 14 доходит до пика своего развития.

К 4-5 годам ребенок овладевает навыками распределения, теперь он может удерживать внимание на двух объектах или действиях. Например, собирать пазлы и при этом слушать советы взрослого, музыку или читаемую вслух сказку.

Если малыш держит в руках игрушку, и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй. Это говорит о том, что у него пока еще очень узкий объем внимания (1 объект), который к дошкольному возрасту расширится до 2-3 объектов, воспринимаемых сразу достаточно отчетливо.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного действия или объекта на другой. Ребенку трудно начинать новое занятие, особенно если оно не вызывает положительных эмоций.


Нарушения внимания

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста довольно часто диагностируется синдром дефицита внимания (СДВ), в ряде случаев сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ). Среди причин СДВГ специалисты чаще всего называют минимальную мозговую дисфункцию (ММД) – незначительные нарушения созревания отдельных функциональных систем мозга, ответственных за речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности.

Потому, несмотря на нормальное умственное развитие, дети с СДВГ, как правило, плохо учатся, поскольку совершают множество ошибок. Например, при написании и чтении текста пропускают буквы, слова и даже целые предложения.

Помимо невнимательности им свойственна повышенная «отвлекаемость» при любых занятиях, будь то игра или учеба. «Дефицитные» дети не заканчивают начатых дел и вообще избегают заданий, связанных с произвольной концентрацией.

Важно отметить, что хотя ММД и относится к категории нарушений обратимых и нормализуемых по мере созревания мозга, тем не менее, дети с этим диагнозом нуждаются в медицинской, психологической и педагогической помощи, а главное – в спокойном и доброжелательном отношении родителей.

Это значит, что в воспитании гиперактивного ребенка взрослым следует избегать:

  • постановки задач, требующих длительного сосредоточения, напряжения и самоконтроля импульсивности;
  • частой смены указаний без существенного повода;
  • ограничений двигательной активности;
  • наказаний за неумышленные поступки;
  • уничижительных сравнений ребенка с другими детьми;
  • скандалов и ссор в присутствии ребенка – будучи чувствительной и восприимчивой натурой, он «впитывает» все негативные высказывания и принимает их на свой счет.

От уровня развития произвольного внимания во многом зависит успеваемость младшего школьника. Посредством специальных игр и упражнений родители могут значительно повысить качество произвольного внимания у дошкольника и подготовить его к началу школьного обучения.