Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Если малышу уже два года…

Если малышу уже два года…

Издательство: Детство-Пресс

Автор: Аскерова Ирина Владимировна

83 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Развивающие игры для детей

31.10.2010

Рекомендации к занятиям для малышей с 1 года до 1 г. 3мес


На втором году жизни  ребенок продолжает быстро развиваться, а для нормального развития малышу необходимы положительные эмоции со стороны окружающих и совместное участие родителей и детей в играх.

Мы предлагаем систему занятий для малышей от 1 года до 3 лет.

В данном номере журнала вы найдете рекомендации для занятий с малышами с 1 года до 1 г. 3мес. 

В предложенную систему входят игры на подражание, на мелкую и общую моторику; упражнения для развития подвижности язычка, правильного речевого дыхания и фонематического слуха (умения различать звуки); логоритмические упражнения. Каждая тема расписана на две недели. Родители могут сами выбирать, как лучше строить занятия: каждый день или 2–3 раза в неделю.

Как только малыш встает на ножки, он хватает руками все, что находится на его пути; у него возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи. В этом возрасте для развития малыша необходима эмоциональная поддержка, подвижные занятия и игры с многократным повторением.

С первых месяцев  второго года жизни малыш все чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В основном они связаны с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери).

Часто до полутора лет разные игрушки или предметы,  не имеющие между собой ничего общего, ребенок называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными слова-ми, уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку.

Развивается и мелкая моторика: малыш легко берет предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню.

В возрасте до полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Малыши пользуются словами–предложениями (например, ребенок просит у мамы машинку звукоподражанием би-би).

В этот период высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Дети часто падают, испытывают трудности в преодолении препятствий, при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться. Ребенку еще трудно производить движения руками и ногами одновременно, он делает их

поочередно: на предложение взрослого «потанцуй»  он сначала потопает ногами, потом похлопает в ладоши. Для развития координации этих и других движений малышу нужно ползать. 

Любой родитель в своей крохе хочет видеть развитого ребенка, как физически, так и интеллектуально. Взрослые должны помнить, что игра является основным видом деятельности ребенка. Именно в игре начинают развиваться волевые процессы, потому что малышу приходится подчиняться определенным правилам.

Тема: «Части тела».

Игра «Умываемся».

Что развиваем: умение выполнять простые гигиенические процедуры самостоятельно, по подражанию; накопление пассивного и активного словаря.

Как играть: утром, умываясь, поставьте малыша рядом с собой (удобно использовать специальную подставочку для крохи), тогда он будет доставать до раковины и сможет все делать сам. Во время утренней процедуры хорошо проговаривать стишки: 

Рано утром мы проснулись,

Сладко-сладко потянулись,

Улыбнулись мамочке

И надели тапочки.

На горшок заторопились,

А потом водой умылись:

Чудо-ручеёчки

На розовые щёчки,

Капельки водички

На длинные реснички,

Дождь из доброй тучки

На ушки и на ручки,

Тёплые росинки

В кудряшки-волосинки.

Вытри, полотенчико,

Маминого птенчика! 

Игра «Иди ко мне»

Что развиваем: умение идти вперед, умение слушать ритм стихотворения.

Как играть:  поставьте ребенка на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая: «Иди ко мне, детка, топ-топ ножками, иди». Ведите малыша на себя, говоря: «Наша деточка идет. Ни за что не упадет! Бах! Упала!». Со словом «бах!» легко подтолкните ребенка назад, придерживая за ручки так, чтобы он сел. Порадуйтесь вместе с ним. И вновь начните игру.

Игра «Разноцветные краски»

Что развиваем:  мелкую моторику рук, умение пользоваться красками.

Необходимо: пальчиковые краски, старые обои, миска для разведения красок, тряпочки для вытирания рук.

Как играть: расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ладошки малыша. 

Игра «Топ-топ».

Что развиваем:  умение выполнять движения в ритме стихотворения или песни.

Формируем фонематический слух (умение различать звуки речи).

Как играть:  возьмите малыша за ручки, ведите его на себя, напевая. Если ребенок хорошо ходит, то топаем ногами и четко проговариваем маленькие слова «топ-топ», делаем на них акцент:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ! Топ-топ!

Ходит мальчик наш

с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ! Топ-топ! 

Игра «Наши губки так умеют!»

Что развиваем: умение пить из трубочки. Укрепляем мышцы рта.

Необходимо: коктейльные трубочки, сок в  маленьком бумажном пакетике.

Как играть:  дайте ребенку трубочку для коктейля, покажите,  как нужно удерживать трубочку губами. Можно дать ребенку сок в бумажном пакетике с трубочкой. Взрослый держит пакетик и потихоньку на него нажимает, побуждая ребенка пить. Повторите это упражнение несколько раз – и вы увидите, как ловко это получается у вашего малыша.

Игра «Купаемся»

Что развиваем: положительные эмоции к купанию, умение выполнять простые гигиенические процедуры, накопление пассивного  словаря.

Необходимо:  все для купания, игрушки.

Как играть:  иногда процедура купания вызывает у малыша стойкое неприятие.

Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться  весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы. 

Льётся в ванночку вода.

 Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

 Я помою вас немножко!

Я пример вам всем подам

 И теперь помоюсь сам.

Весело и ловко

Мою я головку!

Лапочки и уши

Обольём из душа.

Ну-ка, не лениться!

Кто не хочет мыться?

Мылю я мочалку —

Мыла мне не жалко!

Посмотри-ка! Посмотри!

Ах, какие пузыри!

А теперь ополоснусь,

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый,

Розовый,  душистый! 

Игра «Нам подушки не преграда».

Что развиваем:  координацию движений и чувство равновесия.

Необходимо: несколько разных подушек.

Как играть: расположите на полу несколько разных подушек так, чтобы малыш мог бегать вокруг них. Покажите ребенку, как это весело и увлекательно – бегать. Увеличивайте и уменьшайте расстояние между подушками во время занятия. Вы получите удовольствие от игры вместе с ребенком. 

Игра «Покажи»

Что развиваем:  мелкую моторику рук, понимание речи.

Как играть: Малыша ставите или сажаете напротив себя. Читаете стихотворение и показываете части тела вместе с ним, сначала его руками, потом ребенок будет показывать сам.

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть. 

Игра «Все, что знаю, покажу»

Что развиваем:  умение выполнять ритмические движения под чтение стихотворения. Увеличиваем пассивный словарь (понимание речи).

Как играть:  ребенка усадите напротив себя и, читая стих, выполняйте нужные движения вместе с малышом.

Это глазки.  Вот,  вот.           Показывают  пальцем сначала левый глаз,

потом – правый.

Это ушки. Вот,  вот.           Берутся сначала  за мочку левого уха, потом

–  правого.

Это нос,  это рот.

Левой рукой показывают рот, правой –  нос.

Там спинка.  Тут живот.

Левую ладошку кладут на спину, правую –  на живот.

Это ручки.  Хлоп-хлоп.

Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши.

Это ножки.  Топ-топ.           Кладут   ладони   на   бедра,   потом два

раза топают.

Ой, устали,  вытрем лоб.   Правой ладонью проводят по лбу. 

Игра: «Попробуй повтори!»

Что развиваем:  правильное звукопроизношение.

Необходимо: игрушки (кукла, паровозик, зайчик).

Как играть: 1) играя с ребенком, показывайте, как можно укладывать спать куклу, при этом напевая «а-а-а» на мотив колыбельной. Затем передайте куклу малышу и попросите помочь укачать куклу.

2) Взяв игрушечный паровозик, обыграйте ситуацию, когда необходим гудок паровоза.

3) Используя игрушечного зайчика, обыгрывайте ситуацию: зайчик быстро бежал, споткнулся и упал, ему больно. Он плачет: «О-о-о!». Таким образом, вы пытаетесь вызвать у ребенка чувство сопереживания,  предлагаете пожалеть зайчика. Затем попросите малыша показать, как зайчику было больно, как он плакал.

Тема: « Дом, семья»

Игра: «Дом, наш дом. Кто же в нем?»

Что развиваем:  общую моторику, ходьбу в прямом направлении .Сочетаем свои действия с текстом; расширяем пассивный словарный запас.

Необходимо: стул, большой платок.

Как играть: сделайте из стула «дом», накрыв его платком.  Расскажите ребенку стихотворение и проведите его за руку к «дому». Пусть ребенок спрячется в домике. С восторгом отдерните платок и найдите малыша.

Там, в конце дорожки, ребенок идет к «дому» :

Посмотри-ка, дом.

Кто же, мой хороший,

Проживает в нем?

Может, это папа?  

ребенок садится

в домик и прячется

Может, это мама?

Может, брат, сестра?

Нет, не угадали,

Это же ведь я!    

Отдергивает платок и показывает свое личико Усложнение задания:  перенесите «домик» в другое место; посадите туда куклу; предложите  ребенку  пройти в «домик» по другой дорожке. 

Игра «Ехали мы, ехали…»

Что развиваем: подражание, сочетание движений и слов, навык общения, тренируем вестибулярный аппарат.

Как играть: взрослый садится на стул или диван и кладет  ногу на ногу.

Предложите малышу сесть на вашу ногу верхом, крепко возьмите его за руки:

«Поехали!» Рас-качивайте его на ноге и рассказывайте стишок:

Ехали мы, ехали,

Ехали мы, ехали.

По кочкам, по кочкам,

Осиновым лесочком,

В ямку — бух!

Внезапно опустите ногу. Крепко удерживайте ребенка за руки. Дайте возможность малышу  повторить с вами «бух».  Повторите потешку 3—4 раза. 

Игра с пальчиками:  «Семья»

Что развиваем:  мелкую моторику рук, увеличиваем пассивный запас слов.

Как играть: посадите ребенка к себе на колени или рядом и проговаривайте стишок, загибая пальчики.

Папа, мама, брат и я —

Правой рукой загибают по одному пальчику левой, начиная с большого.

Вместе дружная семья.

Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре,                 Левой рукой загибают по одному

пальчику правой, начиная с большого.

Все живем в одной квартире.    Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.

Игра «Паровоз»

Что развиваем:  умение двигаться в такт словам, меняться ролями и принимать в игру разных участников.

Необходимо: разные игрушки (зайка, мишка, машина и т.д., включая паровозик), 3 листа бумаги и фломастер.

Как играть: возьмите паровозик, покатайте его вместе с ребенком по полу, погудите, как паровоз. После этого возьмите малыша под мышки или положите руки ему на плечи, изображая вагончики поезда. Включайте в игру всех членов семьи. Обходя комнату, говорите  малышу, кто едет в поезде – мама, папа...

Топайте ногами в такт словам: 

Веселый паровозик —

По рельсам я бегу!

И Анечку, и мамочку

С собою я везу!

Ту-ту! Ту-ту! 

В песенку каждый раз можно подставлять новых действующих лиц. Например: «и зайку, и Мишутку» и т. п.

Можно взять  игрушечный паровозик и возить его за собой на веревочке, повторяя песню и топая в такт.

Игра «Поцелуйчик!»

Что развиваем:  мышцы губ, умение выполнять простые инструкции.

Необходимо: маленькие баранки («Кроха», «Челночок»).

Как играть: взрослый сажает ребенка на колени, одну баранку надевает себе на губы и показывает, как можно поцеловать малыша. Затем вторую баранку надевает на губки малыша, придерживая ее рукой. Побуждаем ребенка сделать «поцелуйчик». Взрослый говорит ребенку: «Поцелуй маму!» 

Игра: «Мы по лесенке бежали»

Что развиваем: общую моторику, умение восходить на невысокую горку или лесенку, держась за перила под контролем мамы или папы.

Место проведения игры: в комнате, на лестничной площадке или на улице – на детской площадке.

Как играть: подведите малыша к лестнице и покажите ему, как нужно приставным шагом, держась руками за перила, подниматься вверх. Проделайте это вместе с малышом, приговаривая:

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре! 

Порадуйтесь первым успехам малыша и, если он не устал, повторите еще раз.

 Игра с пальчиками: «Моя семья»

Что развиваем: мелкую моторику рук,  пассивный запас слов, подражание.

Как играть: ребенок  сидит на коленях у взрослого или рядом. Проговаривайте стишок, загибая пальчики.

Папа, мама, я –

Водим рукой, как в считалке.

Вот моя семья!

Сжимаем руки ладонь к ладони в один кулак. 

Игра «Едем на машине»

Что развиваем: фонематический слух, умение шагать в ритме стишка или песни, пассивный словарь, звукоподражание.

Необходимо:  игрушечная машина на веревочке.

Как играть: берем машину средних размеров на веревочке и ходим вместе с малышом, распевая песенку про машинку. Наши шаги будут соответствовать ритму песенки.

Машина едет и спешит! В машине папочка сидит! Да-да! Папочка сидит!

Машина едет и шуршит! В машине мамочка сидит! Шу-шу! Мамочка сидит!

Машина едет и гудит! В машине Ванечка сидит! Би-би!  Ванечка сидит!

Эту игру можно проводить с ребенком и на улице. Сопровождайте ваши поездки словами «кукла едет!», «а теперь мишка едет!», «поехали!», «стоп, машина!» и т. д. Это  необходимо, чтобы малыш, подражая вам, развивал свою речь.