Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Играем в тряпиенсы

Играем в тряпиенсы

Издательство: Игра слов

Автор: Юкина Любовь

535 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ: за и против

06.11.2010

Сегодня для ребенка (начиная с самого раннего возраста) родители могут выбрать любую программу воспитания и метод обучения, за которые они в состоянии заплатить.


Можно спорить до хрипоты о пороках и преимуществах рыночной стихии, в которую стремительно погрузилось наше общество. Оставим эти споры публицистам. Однако все же стоит отметить тот факт, что у нас появилась возможность выбора, в том числе и педагогических услуг.

Сегодня для ребенка (начиная с самого раннего возраста) родители могут выбрать любую программу воспитания и метод обучения, за которые они в состоянии заплатить. Большинство из нас готовы экономить на чем угодно, только не на детях. На то, чтобы вырастить свое чадо воспитанным, культурным, эрудированным, деньги находятся. Множество детей посещают всевозможные секции, кружки, студии; пятилетнего малыша, бывает, переводят из обычного детского садика в другой — с преподавателями по иностранному языку, с танцами, а потому получивший название лицея. Непрестижно стало ходить  просто в школу — многие папы и мамы желают видеть ребенка непременно гимназистом. Какие же мотивы движут всеми этими усилиями, а главное — какой реальной отдачи можно от этого ожидать?


Ответ на первый вопрос, кажется, напрашивается сам. Всякий скажет, что его устремления продиктованы главным мотивом — благом ребенка. Чем больше будет привито малышу полезных знаний и умений с ранних лет, тем ярче разовьются его способности, тем больших успехов он достигнет на жизненном пути.
В этой связи мне невольно вспоминаются годы собственного детства. Уже в ту пору — в середине шестидесятых — считалось весьма желательным, чтобы ребенок, помимо обычных школьных занятий, обучался музыке, иностранному языку, посещал какую-то спортивную секцию. Подобно большинству моих сверстников все это я испытывал на себе. Пианино в доме появилось еще до моего рождения. И, несмотря на явное отсутствие музыкальных способностей, я несколько лет бренчал гаммы и этюды. В  результате я действительно обрел навык музицирования. Однако это был навык чисто механический, который по непреложному психологическому закону быстро угас, как только перестал подкрепляться ежедневными тестированиями. Сегодня, после восьми лет учебы, я не в состоянии воспроизвести даже «Собачий вальс». Многолетние занятия плаванием привели к тому, что, брошенный в воду, я не утону, а смогу неким неопределенным стилем доплыть до берега, если до него не более 200 метров. С языком повезло больше. Мои переводы с английского издаются массовыми тиражами и, кажется, имеют успех. Впрочем, здесь главную роль сыграл мой собственный познавательный мотив, гнавший меня через весь город в Библиотеку иностранной литературы и побуждавший без всякого принуждения тратить карманные деньги на газету английских коммунистов — единственный в ту пору доступный источник живого языка.


Означает ли это, что развивающее обучение бесполезно и не приносит ощутимых результатов? Почему же тогда мои повзрослевшие сверстники так озабочены устройством своих детей во всевозможные студии и лицеи?
Надо честно признаться себе, что для многих из нас дети служат воплощением собственных нереализованных надежд. То, что нам якобы недодала судьба, должно сторицей достаться нашим детишкам. И, позабыв о своих детских мучениях, мы силком тянем потомков в рай, оставшийся для нас недоступным. «Пускай я не умею прочесть простую товарную этикетку, зато мой сын будет читать Шекспира (а то и Овидия) в подлиннике!» Мотив может быть и совсем примитивным. Желая обрести вожделенные символы успеха, иные папы и мамы относят к таковым наряду с отдыхом на фешенебельном курорте и престижное образование для своих детей. Ребенок в таком случае выступает витриной родительского преуспевания или натужного стремления к таковому. Разумеется, даже от самих родителей этот мотив оказывается скрыт надежными механизмами психологической самозащиты и вычурно замаскирован рассуждениями о благе ребенка. Хотя на самом деле речь идет об удовлетворении не его потребности в росте, а подсознательной потребности взрослых в самореализации.


Планируя развивающие занятия в той или иной области, необходимо в первую очередь отдать себе отчет, какая при этом преследуется конечная цель. Особенно это касается спортивных, музыкальных и художественных занятий. Большинство родителей, отдавая дочку в балетную студию или гимнастическую секцию, втайне уже видят ее прима-балериной или олимпийской чемпионкой. Любые успехи, позволяющие хоть на полшага приблизиться к заветной цели, вызывают бурное одобрение и восторг. Однако забраться на вершину суждено
лишь единицам (на то она и вершина, что толпа там не помещается). Остальным после долгих лет нелегкого труда приходится довольствоваться вместо партии Одетты на сцене Большого  театра танцем живота на подмостках ночного клуба. И музыканты, которых родители когда-то прочили в Рихтеры и Ростроповичи, в большинстве своем вынуждены зарабатывать на жизнь, аккомпанируя либо ребячьему пению в детском садике, либо разудалым пляскам ресторанных завсегдатаев.


Многие на это возразят: «Мы учим ребенка музыке не для того, чтобы он стал музыкантом, а ради повышения его культуры!» или «Спортивная секция не даст нам олимпийской медали, зато ребенок вырастет здоровым, ловким и крепким». Если родители действительно так считают, это делает честь их благоразумию. Но только тут необходимо еще разобраться, насколько затрачиваемые усилия соразмерны поставленной цели. Например, направляя ребенка в музыкальную школу, вы на несколько лет вписываете в его жизнь два-три занятия с педагогом каждую неделю плюс ежедневные домашние упражнения. Целесообразны ли эти усилия, если в качестве результата намечается всего лишь развитие хорошего музыкального вкуса и выработка умения, достаточного, чтобы под собственный аккомпанемент спеть пару романсов на дружеской вечеринке? Неужели ради этого надо положить столько времени и сил? Нужны ли упорные тренировки в спортивной секции только ради того, чтобы научиться сносно играть в теннис и ходить на лыжах? Никому из нас, взрослых, не придет в голову, скажем, кончать институт иностранных языков, чтобы в совершенстве овладеть языком Сервантеса перед двухнедельной поездкой на Майорку. Мы ограничиваемся покупкой разговорника, в крайнем случае поступаем на краткосрочные курсы. Чаще всего обходимся даже без этого. Но, когда речь заходит о детях, здравый смысл нередко нас покидает. В результате детишки годами разучивают бальные танцы, которые нигде, кроме этих занятий, танцевать не будут, пишут маслом любительские картины, которые дороги только любящим родственникам, и занимаются еще множеством хлопотных, но житейски совершенно бесполезных дел.

Предвижу недоуменный вопрос: «Так что же, ребенка вообще никак не надо развивать? Пускай растет, как сорная трава?» Вовсе нет! Просто не надо путать главное и второстепенное. А главным выступает влияние вовсе не тренеров и репетиторов, а самих родителей. Это, к сожалению, многие упускают из виду. Замечено, что больше всего времени так называемым развивающим занятиям посвящают дети тех родителей, которые сами не очень обременяют себя общением с собственными детьми и заботу об их благе склонны перекладывать на чужие плечи. Педагоги и психологи, работающие в престижных гимназиях и лицеях, отмечают общую тенденцию: большинство детей, посещающих эти учреждения, в избытке обеспечены всем, с точки зрения их родителей, необходимым, кроме самого важного — личного родительского участия и заботы, доверительного семейного общения. А ведь именно в семье закладываются мировоззрение ребенка, его нравственные идеалы и эстетические вкусы, манера поведения и познавательные интересы. Мама, которая на протяжении нескольких
лет не держала в руках иных книг, кроме «шедевров» Ширли Басби, которой недосуг прочитать и обсудить с ребенком «Остров сокровищ» или «Алису в стране чудес», напрасно надеется, что высокооплачиваемым педагогам удастся привить ее чаду тонкий художественный вкус. То есть какой-то след от занятий, скажем, по курсу «Мировая художественная культура» в душе ребенка останется. Но это будет след поверхностный, наносной, и он вскоре улетучится, если подлинная культура никак не присутствует в атмосфере жизни емьи. И наоборот, сама эта атмосфера, если она пронизана широкими познавательными интересами и тонким вкусом, может оказать намного более эффективное влияние, чем любые специальные занятия.
Нелепо было бы отрицать очевидную пользу разнообразных развивающих занятий.
Беда лишь в том, что в своем педагогическом рвении иные родители уподобляют ребенка бутылке с узким горлышком, которую они пытаются наполнить из ведра. Образно говоря, мы не в силах расширить это горлышко, не разбив его. Всевозможные педагогические методики могут послужить лишь своего рода воронкой, способствующей тому, чтобы хрупкий сосуд заполнялся более рационально. Задача родителей — правильно подобрать будущее содержимое для сосуда и саму воронку, не забывая при этом, что возможности ребенка не безграничны.
А о правильности выбора ребенок недвусмысленно дает понять сам. Если занятия ему по душе, если он увлечен ими и не пытается от них уклониться, значит, выбор верный. Что музыканта из меня не получится, стало ясно после первых же уроков, и лишь настойчивость родителей вынудила меня провести тысячи безрадостных часов за клавиатурой. А занятия языком шли как по маслу, не требуя принуждения. Этим опытом я стараюсь теперь руководствоваться, став отцом. Как говорится, чего и вам желаю.