Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Трафареты: Забавные машины

Трафареты: Забавные машины

Издательство: Дрофа Медиа

96 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

ФАНТАЗЕРЫ

07.11.2010

Сознание ребенка раздваивается: с одной стороны, он постигает законы физического мира (например, что тяжелое тонет, круглое катается, часы тикают и т.д.). А с другой стороны, он начинает фантазировать: комбинировать реальные образы и создавать нечто, действительности не присущее, но ему понятное и необходимое.



Играет ли ваш малыш целый день в крокодила или кровавого монстра? А может, отрешенно лежит на кровати, бормоча что-то под нос и воображая себя космонавтом? «Надо с кем-нибудь посоветоваться, нормально ли это», — думаете вы. Старший научный сотрудник психологического института РАО, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна ЕРМОЛОВА отвечает на вопросы родителей о детских фантазиях и о том, как на них  реагировать.

— Татьяна Викторовна, скажите, пожалуйста, с какого возраста дети начинают фантазировать?
— Поначалу, когда ребенок маленький, у него нет логического мышления. Он мыслит размытыми, расплывчатыми образами, которые невозможно систематизировать. Ближе к полутора годам у малыша развивается речь: он произносит первые слова и усваивает отдельные понятия. Попросите его показать, где часики, он махнет ручкой в ту сторону, где они находятся, еще не видя их. То есть, слово для него начинает играть такую же роль, как и образ предмета.
Сознание ребенка раздваивается: с одной стороны, он постигает законы физического мира (например, что тяжелое тонет, круглое катается, часы тикают и т.д.). А с другой стороны, он начинает фантазировать: комбинировать реальные образы и создавать нечто, действительности не присущее, но ему понятное и необходимое. И как только малыш начинает говорить, в нем «просыпается» фантазер. И помогает ему в этом речь. Он открывает для себя, что брусочек можно назвать хлебом и имитировать, будто режешь его или ешь; палочка — это карандаш, которым можно рисовать  и т.д.


— Считается, что воображение ребенка более живое и образное, чем у взрослого. Ваше мнение по этому поводу?
— Да, многие так думают, но на самом деле все по-другому.  Просто взрослые смыслят более логически, чем дети. У малышей все может быть всем. Сознание крохи еще плохо развито, и воображение восполняет ему то, что он пока еще не знает. Например, ребенок падает и разбивает коленку. Он бежит к маме и, плача, просит, чтобы она пожалела не только его ножку, но и игрушку, с которой он упал. Ребенок еще не различает одушевленные и неодушевленные предметы, и наделяет любимого мишку или куклу человеческими качествами. С двух-пяти лет дети склонны видеть в предмете лишь часть его особенностей и очень сильно преувеличивать одну-две, игнорируя остальные. Это иногда воспринимается взрослыми как живость воображения, а на самом деле — лишь недостаточно развитое сознание.


— Как вы считаете, одаренные дети больше фантазируют, чем их сверстники?
— К сожалению, богатое воображение — не всегда свидетельство одаренности. Фантазии по-настоящему талантливых детей проявляются в рисовании, стихосложении, музыке, сочинительстве и др. Гораздо чаще буйное, неукротимое  воображение бывает у одиноких малышей, которым не уделяют достаточно любви и внимания. Или им может не хватать общения со сверстниками, постоянно подвергающими сомнению и критике слишком необузданные фантазии и «опускающими» такого ребенка «на землю».


— Кто, по-вашему, большие фантазеры: мальчики или девочки?
— Я думаю, что  по-настоящему талантливые фантазеры , как правило, мальчики. У них все ярче: и страхи, и фантазии. Девочки — существа более конкретные и приземленные, что ли. Они более реальны, поэтому и играют чаще в «бытовые» игры. Хотя, конечно, бывают и исключения.


— Расскажите, пожалуйста, как меняются фантазии ребенка по мере его взросления, скажем, с двух до семи лет?
Фантазии двухлетнего ребенка довольно примитивны. Он может переназвать предмет на свой лад и действовать им так, как он придумал. Например, он называет расческу корабликом и играет с ней так, как будто это и есть настоящий корабль, плавающий по волнам. Такие действия с предметами помогают малышу отрываться от реальности.
В три-четыре года дети уже воображают,  что любой предмет может быть всем, например, шланг от стиральной машины — лошадкой. Они уже могут свободно оперировать и словами, и предметами. Но для игры им необходимы реквизиты: мячики, куклы,  кубики и т.п.
В пять-шесть лет ребенок способен уже обойтись без них. Он может, например, просто лежать на кровати и воображать, что он волшебник. Постепенно дети учатся играть сами с собой, представляя своих партнеров. В этом возрасте очень интересно понаблюдать, как малыши рисуют: они создают рисунок-игру. Вот на листе бумаги — поле сражения: солдат стоял, а теперь упал, пуля пролетела и т.д.
К семи годам дети играют в игры с правилами, устраивают викторины, конкурсы, состязания и т.д.  Воображение у них уступает место логике. У ребенка игра уже как бы отдельно, а творчество — отдельно.


— Почему некоторые дети подражают отрицательным героям, представляя себя, например, Шер-Ханом?
— До семи лет дети не способны четко соотносить положительные и отрицательные персонажи, за исключением каких-то определенных случаев (например, Баба Яга или Кащей Бессмертный — из контекста видно, что они явно «плохие»). Шер-Хан для ребенка не всегда отрицательный герой: малыш может его просто жалеть из-за того, что ему, к примеру, подпалили хвост. Маленький человечек  представляет себе мир из книжек или мультфильмов по-иному, чем взрослый, для которого этот персонаж явно негативный, а ребенку он может казаться смелым и сильным.
Бывает другая ситуация, когда малыш с помощью таких фантазий и игры старается побороть свои страхи избавиться  от них. Иногда малыш, воображая себя злым, ужасным монстром, мысленно пытается расправиться со своими обидчиками, если его часто ругают и наказывают.


— Многих взрослых беспокоят слишком непонятные, на их взгляд, детские игры. Некоторые пытаются отучить малыша от «плохой» игры и навязать ему «хорошую». Как вы считаете, это правильно?
— Игра для ребенка — это способ самовыражения. Пугаться каких-то ее проявлений не стоит — рано или поздно она заканчивается сама. Малыш эмоционально проигрывает те ситуации, которые его чем-то взволновали. Можно попытаться предложить ему другую игру, но заставить полюбить и принять те, которые нравятся нам, вряд ли возможно. Нежелательно критиковать или тем более — высмеивать кроху, потому что в игре он проецирует многие черты своего характера. Например, я знаю мальчика, который около года играл в хомяка — так сильно этот зверек «запал» ему в душу. Ребенок залезал под стол, накрывал его чем-нибудь, чтобы было похоже на норку, и требовал, чтобы мама принесла ему туда еду.  Конечно, в таких ситуациях разрешать ребенку есть где-нибудь на полу, в темноте, родителям не хочется. И они заставляют малыша делать по-своему. Хотя можно пойти на компромисс, сказать ему: «Давай, ты пять минут не будешь хомячком и пойдешь на кухню поесть, а потом я в твою норку дам погрызть тебе яблочко». Не стоит пугаться таких фантазий, они необходимы здоровому, нормальному ребенку.


Загрузка...
-->