Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вечера на хуторе близ Диканьки

Вечера на хуторе близ Диканьки

Издательство: Искатель

Автор: Гоголь Николай Васильевич

142 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

У ВРЕМЕНИ в плену

08.11.2010

?Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону.


Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону. Но когдая по забывчивости говорю ему: «Пора убирать игрушки, через десять минут обед!», то застаю в комнате еще больший беспорядок. Для Мити пока остается загадкой, почему десять минут так быстро кончились.

 В основе подобных недоразумений — различное ощущение времени у взрослых ии детей. Для ребенка пяти-шести лет десять минут — это почти вечность, а разница между будущей неделей и будущим месяцем вообще недоступна... Малыши поглощены своими занятиями так, что любые мамины призывы поторопиться ничего
для них не значат...
Дошкольники постоянно слышат от взрослых про минуты, часы и дни. Но все наши слова про то, что «через пять минут мы должны уйти» или «бабушка приедет на той неделе», звучат для них почти так же абстрактно, как для нас — предсказания о конце света.
Родители часто не догадываются, насколько мало дети знают о времени. Если взрослые порой  любят процитировать модную книжку или щегольнуть жаргонным словечком, то и ребенок не откажет себе в удовольствии казаться постарше. Двухлетка, уходя гулять с дедом, обещает маме: «Вернемся в пятницу!». Четырехлетний  малыш обожает узнавать который час по телефону и важно констатировать: точное время... тридцать одна секунда. Но и когда шестилетний малыш, взглянув на цифровые часы, называет время — это еще не значит, что он понимает, о чем говорит. Просто он уже знает цифры — не более того.


«Я сам, понимаете, сам умею часы узнавать по часам»
Иногда очень трудно бывает объяснить ребенку даже простые понятия, связанные со временем. Прощаясь утром с мамой, трехлетний мальчик просит:
— Завтра, когда я встану, приходи за мной пораньше.
— Вечером, после того как ты поспишь, — отвечает мама, — будет еще не завтра, а сегодня.
— А сейчас почему не сегодня?
Знакомство со временем для детей начинается с понятий намного более простых: «сейчас» и «потом», затем появляются «вчера» и «завтра». Прошлое можно вспомнить, а в будущем осуществляются всевозможные желания — от мороженого, которое обещали после обеда, до поездки в деревню следующим летом. «Вчера» и
«завтра» так похожи, что дети часто их путают.
В детсадовском возрасте большинство малышей знают, сколько им лет и сколько исполнится в следующий день рождения. Но немногие из дошкольников могут сказать, какой сегодня день недели, или определить время по часам со стрелками. Более того, для некоторых детей время дома и в саду разное, а на даче вообще всегда лето...
Школа многое меняет в восприятии времени детьми: время теряет событийный характер. Спросите ребенка: «Когда ты встал?» Дошкольник  ответит: «Когда бабушка еще спала, а папа пил кофе». Первоклассник, скорее всего, скажет: «В семь часов». Такое различие связано прежде всего не с возрастом, а со школьным расписанием, которое составлено по часам, минутам и дням недели.


Будильник для медвежонка
Важный шаг к ощущению времени для ребенка — осознание того, что ежедневные процедуры, в которых он участвует — вроде купания или прогулки, — имеют свою очередность. Многие, наверно, помнят мультик про медвежонка, у которого на циферблате будильника было всего две отметки: «сон» и «еда». Для детей таких часов, правда, еще не выпускают. А вот «расписание занятий» сделать гораздо проще. Для этого нужно найти и вырезать из журналов картинки, на которых дети умываются, играют, обедают и т.п. (Это могут быть и подходящие фотографии  самого ребенка.) Прежде чем наклеивать картинки в ряд, пусть малыш разложит их в правильной последовательности.
Кроме того, некоторые из детских занятий хороши тем, что длятся строго определенное время. Скажем, чистка зубов занимает около трех минут, вечерняя сказка — минут десять, а «Улица Сезам» — полчаса. Так что, если ребенок спрашивает вас, сколько осталось до обеда, вы легко сможете дать ответ в знакомых ему единицах времени.
Если ребенок ждет не дождется какого-нибудь важного события (именин, например, или отъезда на дачу), чтобы не отвечать по нескольку раз в день на его вопросы, дайте ему возможность считать дни самостоятельно. Можно пометить важную дату в настенном календаре и позволить ребенку вычеркивать или заклеивать прошедшие дни. А можно нарезать лист бумаги в бахрому с нужным числом бумажных ленточек, которые надо ежедневно отрывать. Чтобы было заметно, где кончается одна неделя и начинается другая, хорошо раскрасить
эту бахрому в семь цветов радуги, сделав, к примеру, воскресенья — красными, понедельники — оранжевыми и т.д.


Для детей важно понимание того, что время циклично по своей природе. Это его свойство довольно хорошо отражают обычные часы  со стрелками. Осваивая с ребенком времена года, месяцы или дни недели, хорошо бы и их изображать в виде замкнутого круга.
Дети запоминают времена года раньше, чем месяцы. Так что, если нужно объяснить ребенку, когда произойдет то или иное отдаленное событие, опирайтесь на время года, а еще лучше свяжите это событие во времени с
другими. Например, что пять ему исполнится летом, после того как созреет малина, или что братик должен родиться где-то между осенними и зимними каникулами.

Быстрее, еще быстрее!
Родители часто спрашивают: как же научить детей все успевать и контролировать свое время? Заранее можно предупредить, что больших успехов от дошкольников еще никто не добился: им требуется  большое напряжение воли, чтобы делать что-либо в темпе. Иначе говоря, торопиться им несвойственно. А чтобы ребенок все-таки не растягивал на часы переодевание или уборку игрушек, есть несколько хитростей.
Попробуйте, например, включить любимую песенку и предложите малышу справиться со своим делом до ее окончания.  Музыка делает ход времени реальным, промежутки — обозримыми,  что для младших дошкольников существенно упрощает дело. Дети постарше могут уже тягаться с молчаливым соперником — таймером или песочными часами. Желательно не задавать ребенку разные промежутки времени с помощью таймера, а ставить его, к примеру, всегда только на пять минут. Так малышу будет легче рассчитать свои силы.
А если спортивный интерес не для вашего ребенка, тогда старайтесь использовать те стимулы, которые заложены в природе вещей. Время, например, имеет то свойство, что на его все сразу никогда не хватает: больше потратил на одно — меньше останется на другое. Следует спланировать режим так, например, чтобы уборка игрушек и переодевание были как раз перед началом вечерней детской передачи или чтением книжки, перед сном.


Утренние сборы в детский сад часто  становятся сущим наказанием для родителей. Ребенок всеми силами старается оттянуть момент ухода, и в конце концов мама привыкает, что по утрам она должна делать все за него. В чем причина этой утренней медлительности?  В специфическом здравомыслии ребенка. Он еще понимает, как можно спешить ради какого-то приятного дела, но садик — для многих детей сомнительное удовольствие. Так что в промежутке между домом и садом лучше предусмотреть минут 10 каких-то приятных занятий — скажем, игры в мяч на улице или рисования мелками. А кому-то больше понравится читать сказки перед уходом. В любом случае стоит попробовать: уверяю вас, это изменит тональность утренней суеты.


Есть случаи, когда нельзя торопиться в обычном смысле слова — например, во время еды и чистки зубов. Но если ребенок то и дело впадает в задумчивость со щеткой или ложкой во рту или, наоборот, начинает болтать и размахивать руками — это серьезное испытание для маминых нервов. Для таких случаев есть, похоже, только один выход: устроиться визави и заниматься тем же, чем и ребенок, пристально глядя ему в глаза. Во-первых, добросовестность взрослого (и само его присутствие) обычно стимулирует ребенка, а во-вторых, когда ребенок на виду, легко пресечь любые его маневры. Отношение взрослых к времени тоже не идеально.
Мы слишком часто жалуемся на нехватку времени, то и дело куда-то опаздываем. Тем важнее избежать стресса во всех ситуациях,  когда дело с временем имеет ребенок. Время не должно становиться врагом для малыша оттого, что оно тянется слишком долго или, наоборот, его слишком мало. Если дошкольник соревнуется с временем, важно устроить все так, чтобы из этого соревнования он вышел победителем. Например, когда малыш считает дни до праздника, нужно обратить его внимание на то, что он успел сделать и увидеть в каждый из этих дней. По-другому относишься к дням и часам, чем они заняты.
И если ребенок не боится времени — значит, он научится его беречь!