Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Маленький Мук

Маленький Мук

Издательство: Азбука

278 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

У ВРЕМЕНИ в плену

08.11.2010

?Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону.


Моему сыну четыре года, он знает цифры и умеет правильно узнавать время по телефону. Но когдая по забывчивости говорю ему: «Пора убирать игрушки, через десять минут обед!», то застаю в комнате еще больший беспорядок. Для Мити пока остается загадкой, почему десять минут так быстро кончились.

 В основе подобных недоразумений — различное ощущение времени у взрослых ии детей. Для ребенка пяти-шести лет десять минут — это почти вечность, а разница между будущей неделей и будущим месяцем вообще недоступна... Малыши поглощены своими занятиями так, что любые мамины призывы поторопиться ничего
для них не значат...
Дошкольники постоянно слышат от взрослых про минуты, часы и дни. Но все наши слова про то, что «через пять минут мы должны уйти» или «бабушка приедет на той неделе», звучат для них почти так же абстрактно, как для нас — предсказания о конце света.
Родители часто не догадываются, насколько мало дети знают о времени. Если взрослые порой  любят процитировать модную книжку или щегольнуть жаргонным словечком, то и ребенок не откажет себе в удовольствии казаться постарше. Двухлетка, уходя гулять с дедом, обещает маме: «Вернемся в пятницу!». Четырехлетний  малыш обожает узнавать который час по телефону и важно констатировать: точное время... тридцать одна секунда. Но и когда шестилетний малыш, взглянув на цифровые часы, называет время — это еще не значит, что он понимает, о чем говорит. Просто он уже знает цифры — не более того.


«Я сам, понимаете, сам умею часы узнавать по часам»
Иногда очень трудно бывает объяснить ребенку даже простые понятия, связанные со временем. Прощаясь утром с мамой, трехлетний мальчик просит:
— Завтра, когда я встану, приходи за мной пораньше.
— Вечером, после того как ты поспишь, — отвечает мама, — будет еще не завтра, а сегодня.
— А сейчас почему не сегодня?
Знакомство со временем для детей начинается с понятий намного более простых: «сейчас» и «потом», затем появляются «вчера» и «завтра». Прошлое можно вспомнить, а в будущем осуществляются всевозможные желания — от мороженого, которое обещали после обеда, до поездки в деревню следующим летом. «Вчера» и
«завтра» так похожи, что дети часто их путают.
В детсадовском возрасте большинство малышей знают, сколько им лет и сколько исполнится в следующий день рождения. Но немногие из дошкольников могут сказать, какой сегодня день недели, или определить время по часам со стрелками. Более того, для некоторых детей время дома и в саду разное, а на даче вообще всегда лето...
Школа многое меняет в восприятии времени детьми: время теряет событийный характер. Спросите ребенка: «Когда ты встал?» Дошкольник  ответит: «Когда бабушка еще спала, а папа пил кофе». Первоклассник, скорее всего, скажет: «В семь часов». Такое различие связано прежде всего не с возрастом, а со школьным расписанием, которое составлено по часам, минутам и дням недели.


Будильник для медвежонка
Важный шаг к ощущению времени для ребенка — осознание того, что ежедневные процедуры, в которых он участвует — вроде купания или прогулки, — имеют свою очередность. Многие, наверно, помнят мультик про медвежонка, у которого на циферблате будильника было всего две отметки: «сон» и «еда». Для детей таких часов, правда, еще не выпускают. А вот «расписание занятий» сделать гораздо проще. Для этого нужно найти и вырезать из журналов картинки, на которых дети умываются, играют, обедают и т.п. (Это могут быть и подходящие фотографии  самого ребенка.) Прежде чем наклеивать картинки в ряд, пусть малыш разложит их в правильной последовательности.
Кроме того, некоторые из детских занятий хороши тем, что длятся строго определенное время. Скажем, чистка зубов занимает около трех минут, вечерняя сказка — минут десять, а «Улица Сезам» — полчаса. Так что, если ребенок спрашивает вас, сколько осталось до обеда, вы легко сможете дать ответ в знакомых ему единицах времени.
Если ребенок ждет не дождется какого-нибудь важного события (именин, например, или отъезда на дачу), чтобы не отвечать по нескольку раз в день на его вопросы, дайте ему возможность считать дни самостоятельно. Можно пометить важную дату в настенном календаре и позволить ребенку вычеркивать или заклеивать прошедшие дни. А можно нарезать лист бумаги в бахрому с нужным числом бумажных ленточек, которые надо ежедневно отрывать. Чтобы было заметно, где кончается одна неделя и начинается другая, хорошо раскрасить
эту бахрому в семь цветов радуги, сделав, к примеру, воскресенья — красными, понедельники — оранжевыми и т.д.


Для детей важно понимание того, что время циклично по своей природе. Это его свойство довольно хорошо отражают обычные часы  со стрелками. Осваивая с ребенком времена года, месяцы или дни недели, хорошо бы и их изображать в виде замкнутого круга.
Дети запоминают времена года раньше, чем месяцы. Так что, если нужно объяснить ребенку, когда произойдет то или иное отдаленное событие, опирайтесь на время года, а еще лучше свяжите это событие во времени с
другими. Например, что пять ему исполнится летом, после того как созреет малина, или что братик должен родиться где-то между осенними и зимними каникулами.

Быстрее, еще быстрее!
Родители часто спрашивают: как же научить детей все успевать и контролировать свое время? Заранее можно предупредить, что больших успехов от дошкольников еще никто не добился: им требуется  большое напряжение воли, чтобы делать что-либо в темпе. Иначе говоря, торопиться им несвойственно. А чтобы ребенок все-таки не растягивал на часы переодевание или уборку игрушек, есть несколько хитростей.
Попробуйте, например, включить любимую песенку и предложите малышу справиться со своим делом до ее окончания.  Музыка делает ход времени реальным, промежутки — обозримыми,  что для младших дошкольников существенно упрощает дело. Дети постарше могут уже тягаться с молчаливым соперником — таймером или песочными часами. Желательно не задавать ребенку разные промежутки времени с помощью таймера, а ставить его, к примеру, всегда только на пять минут. Так малышу будет легче рассчитать свои силы.
А если спортивный интерес не для вашего ребенка, тогда старайтесь использовать те стимулы, которые заложены в природе вещей. Время, например, имеет то свойство, что на его все сразу никогда не хватает: больше потратил на одно — меньше останется на другое. Следует спланировать режим так, например, чтобы уборка игрушек и переодевание были как раз перед началом вечерней детской передачи или чтением книжки, перед сном.


Утренние сборы в детский сад часто  становятся сущим наказанием для родителей. Ребенок всеми силами старается оттянуть момент ухода, и в конце концов мама привыкает, что по утрам она должна делать все за него. В чем причина этой утренней медлительности?  В специфическом здравомыслии ребенка. Он еще понимает, как можно спешить ради какого-то приятного дела, но садик — для многих детей сомнительное удовольствие. Так что в промежутке между домом и садом лучше предусмотреть минут 10 каких-то приятных занятий — скажем, игры в мяч на улице или рисования мелками. А кому-то больше понравится читать сказки перед уходом. В любом случае стоит попробовать: уверяю вас, это изменит тональность утренней суеты.


Есть случаи, когда нельзя торопиться в обычном смысле слова — например, во время еды и чистки зубов. Но если ребенок то и дело впадает в задумчивость со щеткой или ложкой во рту или, наоборот, начинает болтать и размахивать руками — это серьезное испытание для маминых нервов. Для таких случаев есть, похоже, только один выход: устроиться визави и заниматься тем же, чем и ребенок, пристально глядя ему в глаза. Во-первых, добросовестность взрослого (и само его присутствие) обычно стимулирует ребенка, а во-вторых, когда ребенок на виду, легко пресечь любые его маневры. Отношение взрослых к времени тоже не идеально.
Мы слишком часто жалуемся на нехватку времени, то и дело куда-то опаздываем. Тем важнее избежать стресса во всех ситуациях,  когда дело с временем имеет ребенок. Время не должно становиться врагом для малыша оттого, что оно тянется слишком долго или, наоборот, его слишком мало. Если дошкольник соревнуется с временем, важно устроить все так, чтобы из этого соревнования он вышел победителем. Например, когда малыш считает дни до праздника, нужно обратить его внимание на то, что он успел сделать и увидеть в каждый из этих дней. По-другому относишься к дням и часам, чем они заняты.
И если ребенок не боится времени — значит, он научится его беречь!