Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса. Дело № 1. Дело №2

Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса. Дело № 1. Дело №2

Издательство: Астрель

Автор: Матюшкина Екатерина

401 руб.

Афиша
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
14.03.2017
Детский интерактивный спектакль КРАСКИ

Театр Кураж Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут ...

подробнее...
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...

Исправляя ошибки природы

07.12.2010

Иногда родителям кажется, что серьезные болезни возникают у их детей без всяких на то оснований.


Иногда родителям кажется, что серьезные болезни возникают у их детей без всяких на то оснований. На самом же деле причины, конечно, есть, и о них рассказывает врач Международного института социальной физиологии Михаил КОРОВКИН, который рассматривает различные проблемы здоровья с позиций нового направления — интегративной (системной) медицины.


?Как системная медицина отвечает на вопрос, почему же болеют дети?
— Объяснение причин болезни патологическими изменениями в одном или нескольких отдельно взятых органах уже давно не устраивает ни прогрессивно мыслящих врачей, ни их пациентов. Пора отказаться от узаконенного ханжеского определения «практически здоров», поскольку каждый из нас несет определенный заряд негативной наследственности, состоящий из конкретных несовершенств, они-то и являются источником большинства наших болезней. Характер, острота и время возникновения недуга зависят от сочетаемости этих несовершенств, которые ребенок наследует как от отца, так и от матери. Эмоциональный фон семьи, бытовая обстановка, характер питания, экология являются источниками возможных провокаций. При этом дети первых лет жизни находятся в более невыгодных условиях, чем взрослые люди.


? Чем это объясняется?
— Человеческий организм, согласно учению академика П.К.Анохина, — это единая система, состоящая из множества подсистем, каждая из которых выполняет жизненно важную функцию: одна поддерживает нормальный уровень питательных веществ в крови, другая — необходимое соотношение кислорода и углекислого газа, третья позволяет человеку сохранять равновесие в пространстве, четвертая обеспечивает функцию деторождения... Чем лучше согласованность работы этих систем, их способность перестраиваться с одного режима на другой, тем выше степень приспособления человека к постоянно меняющимся условиям, которую обычно и называют здоровьем. Так вот, у новорожденного помимо того, что он обладает генетическими несовершенствами, на момент рождения все эти системы являются несформированными, большинство из них находятся просто в зачаточном состоянии.


Возьмем для сравнения только что родившегося лосенка: он через 10—15 минут самостоятельно встает на ноги, фокусирует взгляд и различает предметы, подходит к матери и ищет вымя. Его функциональные системы к моменту появления на свет созрели настолько, что могут обеспечить выживание в дикой природе. У человека же формирование многих систем начинается только после рождения. У всех младенцев центр терморегуляции, уровень ферментов пищеварительных соков, вестибулярный аппарат и многое другое совершенствуются постепенно. При этой начальной естественной незрелости взаимодействие систем и автоматизм работы отдельных органов новорожденного очень неустойчивы, поэтому он способен выжить только в тепличных условиях, а отклонения от них могут вызвать болезненные состояния.


? Почему же у одних детей возникают болезни, а у других нет?
— Темпы созревания функций у всех разные, они жестко определены генами. Чем больше наследственных несовершенств, тем ниже темпы созревания, то есть развития. Вот недавний пример. Шестимесячного малыша после введения прикорма стали беспокоить частое срыгивание, неустойчивый стул, в основном зеленого цвета, зудящие высыпания на коже — жалобы, достаточно распространенные для такого возраста. Был поставлен стандартный диагноз: дисбактериоз, которому объявили войну — стандартное лечение. После длительной осады дисбактериоз выбросил белый флаг, и в толстой кишке был восстановлен «конституционный порядок»: количество бактерий стало соответствовать некой теоретической норме. Однако на состояние ребенка это мало повлияло: срыгивания прекратились, но жидкий стул сменился запорами, кожный зуд исчез, но высыпания остались и начали шелушиться. Малыш стал хуже спать, часто капризничал.


Системное обследование показало, что ребенок будет развиваться по типу своего отца, чье здоровье к тридцати трем годам оставляло желать лучшего: были выявлены низкая возможность общей адаптации и воспроизводства тканей, признаки наследственных несовершенств и реально протекающих заболеваний очень многих органов и систем. Тип сына полностью соответствовал типу отца, а значит, ребенок наследовал все особенности развития, и в частности темпы созревания функциональных систем. Темпы эти были медленные, автоматическое взаимодействие отдельных органов вялое — отсюда и многочисленные нарушения на уровне слизистой тонкой кишки, вегетативной регуляции и т.п. Лечение дисбактериоза сгладило один симптом, но вместо него появились другие.

?Что же, в подобном случае лечить дисбактериоз не надо?
— Дисбактериоз — это такая же неболезнь, как и временный насморк, который возникает после получасового гуляния на морозе и прекращается по возвращении в тепло. Это реакции организма на неудовлетворительную саморегуляцию, бороться с которыми, не зная ее причины, все равно что гоняться с тапочкой за каждым тараканом в отдельности. Поэтому существующее стандартное лечение дисбактериоза, как и других нарушений, малоэффективно и однобоко.

?Что же надо делать, если у ребенка на этапе естественной незрелости появляются проблемы?
— Известно, что функциональные системы в состоянии покоя работают в одном режиме, а для преодоления жизненных трудностей перестраиваются на другой, более напряженный. Жизненные трудности у маленького ребенка возникают при переходе на новый тип питания, при изменении температурного режима, при встрече с различными инфекциями. И большинство детских проблем на этапе естественной незрелости — это чаще всего не болезни, а сигналы о неудовлетворительной саморегуляции. Организм в это время просит помощи: ребенок капризничает, быстро утомляется, потеет, появляются кишечные расстройства, кожные реакции после определенной еды или на холоде, опрелости... А помощь эта должна заключаться в создании индивидуальных
благоприятных условий для дозревания функциональных систем с одновременной их тренировкой.


?Что подразумевается под созданием индивидуальных условий?
— Необходимо учитывать конституциональные особенности ребенка, отражающие индивидуальное протекание нормальных физиологических процессов в организме. Такое понятие существует только в системной медицине. Например, светловолосые веснушчатые дети, как правило, плохо переносят жару и быстро перегреваются в излишне теплом помещении. Просыпаясь от этого среди ночи, они начинают плакать. Как тут родителям не подумать о скрытой болезни? А болезни-то и нет, есть индивидуальная реакция на предлагаемые условия. Такие
дети склонны к опрелости, в будущем к ним будет плохо приставать загар, они могут страдать от прыщей на лице и плечах в пубертатный период, а наиболее уязвимым местом станет слизистая желудочно-кишечного тракта. Зная тип ребенка и связанные с этим особенности физиологии, можно создать ему такие условия, чтобы физиологические системы не испытывали длительного неоправданного напряжения, что собственно и приводит к срыву — болезни.


?Какие приемы подходят для тренировки физиологических механизмов?
— Арсенал воздействия на человеческий организм обширен: средства естественного происхождения, различные физиопроцедуры, манипуляции, медикаментозные препараты и т.д. Однако для каждого ребенка выбор должен быть строго индивидуален. Зерно уникальности каждого человека в неповторимом сочетании конституционального типа и уникального набора генетических несовершенств. Цель такой тренировки — выработка автоматизма работы органов и систем, что в конечном итоге приводит к расширению возможностей организма. По мере совершенствования функций исчезают и тревожные симптомы болезней.


?Влияет ли патология беременности на формирование систем?
— Любая болезнь будущей матери замедляет темпы их созревания. Энурез, дискинезии желчевыводящих путей чаще встречаются у детей, чьи матери во время беременности страдали от раннего токсикоза, болели гриппом, испытали стресс. Синдром внутриутробной асфиксии часто бывает у детей, чьи матери во время беременности имели немобильную, «замороженную» осанку.

?Все ли несовершенные системы поддаются тренировке?
— На те системы, до которых трудно «дотянуться», можно воздействовать через другие, поскольку все в организме взаимозависимо, и в этом непревзойденная сила системного подхода. Наиболее выгодное время для воспитания систем — первые три—пять лет жизни малыша.


?Наверное, чем раньше, тем лучше?
— Безусловно. Если период дозревания систем проходит в неблагоприятных условиях и организм не получает должной помощи, то первичные, рефлекторные нарушения переходят на этап нарушения обмена веществ. Внешне это проявляется дополнительными симптомами, которые обычно тоже оцениваются как заболевания, поэтому к третьему-четвертому году жизни ребенок может иметь несколько якобы разных болезней.


Наиболее ярким примером является сочетание атопического дерматита (или нейродермита), бронхиальной астмы (или стойкого хронического бронхита) и разнообразных нарушений пищеварения (различные пищевые аллергии). Это сочетание укладывается в целый, ранее неизвестный синдром, имеющий один источник. Вначале появляются кишечные расстройства и легко диагностируется дисбактериоз. В дальнейшем присоединяются сначала кожные реакции, трактуемые как самостоятельное заболевание — дерматит, потом бронхолегочная патология, которая также оценивается как независимое(!) заболевание. Лечение обычно назначается симптоматическое, но оно дает неустойчивый эффект. Поскольку традиционная медицина ориентирована на устранение отдельных болезней, то ранее такой закономерности выявлено не было.
А в реальности незрелые системы, имеющие одно-два генетически слабых звена, как плохой стрелочник, пускают движение нормального физиологического процесса по кругу, подобно тому, как игла проигрывателя на поцарапанной пластинке постоянно воспроизводит одну и ту же бессмысленную музыкальную фразу. Разорвать этот порочный круг можно, только компенсировав деятельность систем-стрелочников.


?Все, о чем мы говорили сегодня, интересно, но одновременно и сложно для понимания. Насколько это важно для родителей?
— Не секрет, что медицина в настоящее время находится в идеологическом кризисе. И многие родители в поисках лечения для своих детей зачастую уподобляются слепым котятам, которые тычутся в разные стороны, теряют на это драгоценное время, разочаровываются, а болезнь тем временем прогрессирует. Поэтому вопрос «почему дети болеют?» вызван не праздным любопытством, а интуитивным стремлением найти решение реальной проблемы, которое во многом зависит от понимания причины ее возникновения.