Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

26 историй детских побед.Книга для совместного чт.

26 историй детских побед.Книга для совместного чт.

Издательство: Литера

Автор: Хазиева Роза Кадимовна

86 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Пусть детство еще продлится?..

24.12.2010

Каждый новый этап в жизни ребенка — поступление в ясли, переход в детскийи сад — сопряжен с серьезными эмоциональными переживаниями


Каждый новый этап в жизни ребенка — поступление в ясли, переход в детскийи сад — сопряжен с серьезными эмоциональными переживаниями. А начало школьной жизни?.. О том, насколько ребенок готов к тому, чтобы пойти в школу, врачи, как правило, судят по его психоэмоционально-му развитию и состоянию здоровья. Но почему-то одни дети легко адаптируются к новым условиям и вольготно себя в них ощущают, а другие привыкают долго. Об этом нам рассказывает заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Марина Исааковна СТЕПАНОВА.


 Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей без исключения. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задание учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Однако большая часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма. Их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Они успешно учатся без всякого ущерба для своего здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше.
В чем же причина затрудненной адаптации детей к школе? Одной из самых главных специалисты считают несоответствие их функциональных возможностей дошкольников требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у малышу отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Еще более ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». «Школьная зрелость» (более точное определение — морфофункциональная готовность ребенка к обучению в школе) — это не что иное, как необходимый уровень развития школьно-необходимых функций, который позволяет малышу без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Недостаточная «школьная зрелость», или функциональная неготовность к обучению, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии, касающимся только тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего это относится к развитию психики ребенка, быстроты, а кроме того, прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, или, говоря проще, хорошо и правильно воспринимает речь говорящего.
Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Очень важна и способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую «рабочую» позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко их неуспехи в учебе растягиваются на несколько лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Однако у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает и здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать
готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.


Когда пойти учиться?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста. Вполне понятно, что готовность к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди шестилеток количество «незрелых» весьма велико — почти половина. И год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 года «незрелых» детей уже намного меньше — 23—30%, а среди 7-летних — всего 10—15%.
Эти результаты позволили гигиенистам принять решение о возрасте приема детей в школу. Согласно современному законодательству (Санитарные правила 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений») ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 мес. Шестилетние дети (до 6,5 года) могут быть приняты в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) только в том случае, если образовательное учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких малышей.
Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники в случае, если ребенок не посещает детский сад. Рекомендуется проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в октябре—ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей, плановой диспансеризацией. В результате, если у дошкольника выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, например, проблемы с моторикой, речью, есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4—5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что по большинству показателей у мальчиков и девочек не обнаружено различий в уровне зрелости, за исключением одного — развития моторики. Девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, почерк обычно лучше.
Повторную диагностику проводят в апреле—мае. Она уже позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе, к сожалению, выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большей степенью точности может определить слабое звено в развитии малыша. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, и они тоже могут помочь. Сходите с ребенком на консультацию к школьному психологу. Важно только сделать это заранее, чтобы при необходимости иметь в запасе время на проведение коррекционных мероприятий. Что делать, если окажется так, что ваше чадо к началу учебного года оказался «незрелым»? Если будущему ученику 6,5 года — повремените со школой. Если к началу учебного года ребенку исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), то и в этом случае лучше отложить учебу в школе еще на год. Если такой возможности нет и вы все-таки собираетесь отдать дочь или сына в школу, имеет смысл предпочесть щадящий вариант обучения: 4-летняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
«Незрелость» ребенка не может быть причиной отказа приема на обучение в школу, однако следует помнить, что в этом случае ответственность за его здоровье несете вы.