Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Издательство: АСТ

Автор: Линдгрен Астрид

117 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
17.08.2017
«Шоу профессора Николя» в парке Сокольники

В воскресенье, 20 августа, в рамках продолжения летней ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...

Ранее развитие ребенка

19.03.2011

В период от рождения до 3 лет мозг человека увеличивается в среднем на 50%. Такое интенсивное развитие и рост, как в это время, мозг человека не получает больше никогда. Поэтому начинать заниматься с ребенком необходимо как можно раньше, чтобы не упустить самый интенсивный период развития всех мозговых систем человека. 



Что такое раннее развитие?

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Речь идет об интенсивном развитии способностей ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Существуют различные книги и методические материалы для родителей на эту тему. В этом возрасте уровень восприятия информации ребенком очень высок. Каждый выбирает то, что ему нравится. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные, и индивидуальные особенности ребенка, не «ломать» его, не травмировать его психику.

Раннее развитие приемлемо далеко не для всех, поэтому, прежде чем начать экспериментировать, стоит поделиться своими планами с психологом.

Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело; сделать ребенка сообразительным и добрым. 

Мнение специалиста:

 «Сегодня посещать развивающие занятия модно, и, конечно, эти занятия многому учат как малышей, так и их родителей. Но если ребенок до трех лет не посещает никаких развивающих групп, то это не значит, что его интеллект будет ниже по сравнению с детьми, посещающими группы развития. Я считаю, что необходимости в раннем развитии нет, потому что в норме ребенок получает достаточно стимулов для развития интеллекта из опыта своей жизни». 

 

Методики раннего развития

Метод Марии Монтессори называют педагогикой наблюдения, он основан на естественном стремлении ребенка познавать окружающий мир. Методика использует множество тренажеров для развития органов чувств, моторики и мышечной структуры малыша. Основной принцип Монтессори – подтолкнуть ребенка к самовоспитанию и саморазвитию. Ребенок рассматривается как отдельная личность с первых дней своего появления на свет, а мама или воспитатель может только оказать ему помощь в случае необходимости.

 

Карточки Глена Домана рассчитаны на использование с первого месяца жизни. Эти карточки содержат информацию, собранную по определенным категориям.

Занятия проходят по часам в своем особенном режиме. Четко расписан размер карточек, их содержимое, сколько раз и как долго необходимо заниматься с ребенком. Благодаря методу Домана в самом младенчестве в подсознание малыша закладываются образы и пояснения, написание слов и азы счета.

 

Методика таблиц Николая Зайцева дает лучший результат после первого года жизни, но существует мнение, что стены, украшенные таблицами Зайцева, непроизвольно воспринимаются и младенцами, что в дальнейшем способствует навыкам раннего чтения.

 

Методика Никитиных рассчитана на совместную игру детей и родителей. Игры обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий предусмотрена заранее, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше становится уровень творческих способностей ребенка.

 

Методика Сесиль Лупан. Главная идея методики в том, чтобы отнестись к занятиям с детьми не как к процессу «обучения», а как к развитию врожденных склонностей малышей. А главная задача родителей состоит не в том, чтобы принудительно по жесткому графику «загружать» мозг ребенка требуемой информацией, как это предполагается в методике Домана, а в том, чтобы уловить, к чему именно в определенный период развития у ребенка возникает наибольший интерес и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме. В этом случае занятия становятся максимально эффективными. В таком подходе есть некоторое сходство с методикой Марии Монтессори.

 

Вальдорфская педагогика рассматривает ребенка как целостного и гармоничного человека, предлагая сначала научить его осознавать свое место в окружающем мире и воспитать яркой и свободной личностью, а уж потом обучать счету и письму. На первый план выступают личные взаимоотношения с воспитателями, родителями и другими детьми, создается атмосфера комфорта и уюта.

 

Теория Масару Ибука. Основная цель этой теории – предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное – развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы в его жизни и в мире стало больше радости.

 

Метод интеллектуального развития ребенка Павла Тюленева обучает малышей до двух лет счету, чтению и нотам. В качестве дополнительного материала система использует карточки с опорными образами, игры с магнитной азбукой и печатную машинку, на которой детям предлагается выражать свои мысли. Вокруг ребенка создается особая среда «игрозанятий», способствующая достижению повышенных результатов. Требования и условия методики весьма жесткие. 

 

Мнение специалиста:

 «Главная ценность развивающих занятий, на мой взгляд, – это положительные эмоции от новых впечатлений, нового сенсорного опыта. Стоит настороженно относиться к занятиям, где вам обещают сделать из ребенка гения, научить читать, считать, писать и т.п. Мозг 1-2-летнего ребенка не готов к овладению чтением, поэтому такие занятия пользы не принесут, а могут нанести вред».  

 

Влияние на психику

Определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов. Психическое развитие ребенка определяется условиями жизни и воспитанием. Все, что его окружает, влияет на психику.

Сейчас есть много передач, которые развивают ребенка, обучают с самого раннего возраста, причем на уровне подсознания. Включайте мультики, хорошие и добрые, понятные для возраста ребенка, занимайте малыша развивающими играми, книгами, игрушками. Перенапрягать ребенка строго не рекомендуется, впрочем, так же, как и нагружать слишком легко. В обоих случаях у детей наблюдается снижение внимания, скука, а этого нельзя допускать – у ребенка должен сохраняться интерес к развитию, обучение нужно превратить в игру, тогда сохранится и интерес, и желание работать дальше. Если ребенок стремится к знаниям, нужно заняться обучением. Это естественный вариант развития, который в дальнейшем приведет лишь к лучшей приспособляемости в жизни, к большим возможностям. Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Любовь и ласка – вот главный залог успеха. 

 

Мнение специалиста: «Если родители в хорошем контакте с чувствами и потребностями малыша, то есть мама интуитивно знает, в чем малыш нуждается и старается его удовлетворить, если ребенок чувствует, что он любим, а родители – сильные и способны защитить его, то психика и интеллект ребенка развиваются одинаково хорошо, независимо от того, посещает ли ребенок специальные курсы или нет. И наоборот, при дефиците эмоционального контакта ребенок может развиваться с задержкой». 

«Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого».

Иммануил Кант

 

Стереотипы

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается из-за стереотиповвзаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревших моделей воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения.

Многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься его обучением, не тратить на это силы.

Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных в середине прошлого века, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время требования к человеку возрастают с каждым днем. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.

Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. 

 

Кому и зачем это надо

Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей. Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков» ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Нужно дать детямбольше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка. Больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного богом или генетически заложенного, но многое – от среды, созданной вокруг малыша в первые годы его жизни.  

 

Роль родителей

Под ранним развитием часто понимается определенный набор умений и навыков, которыми малыш должен овладеть в первые 3 года жизни. В этот набор часто входит умение читать, считать, рисовать и так далее, в зависимости от желания и возможностей родителей. Самые лучшие преподаватели для своего малыша – это мама и папа. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого.

Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на некоторое время.

Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания, это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Можно заниматься только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок, и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители ни делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. 

 

Благодарим Светлану Валерьевну Клюваеву, детского и семейного психолога, психотерапевта, за консультацию.