Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Эмиль. Добрый осьминог

Эмиль. Добрый осьминог

Издательство: Самокат

Автор: Унгерер Томи

314 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Не родись красивым

11.04.2011

Вопреки бытующему мнению, что все новорожденные страшненькие и ничем друг от друга не отличаются, все обстоит несколько иначе.


Вопреки бытующему мнению, что все новорожденные страшненькие и ничем друг от друга не отличаются, все обстоит несколько иначе. Среди младенцев сразу находятся и потрясающие красавчики, и... скажем так — невесть какие симпатяги. Одним восторгается акушерка, ахают от умиления родные и друзья, даже сдержанный участковый педиатр при первом посещении выписанного домой новорожденного восклицает: «Какой хорошенький!» Разглядывая другого малыша, родные и друзья сдержанно хвалят, а между собой встревоженно делятся впечатлениями: «Надо же какой страшненький! Как вы думаете — он таким и останется?» И уж конечно этот малыш никогда не дождется лишней улыбки от врачей или старушек в очереди. А вот «красавчику» окружающие снисходительно прощают и излишнюю шумность в общественных местах, и неусидчивость во врачебном кабинете, и многое-многое другое.

 Получается, что с самого рождения внешность ребенка может повлиять на отношение к нему окружающих. Конечно, для мамы и папы кроха в любом случае будет самым лучшим, но всегда ли этого достаточно для ребенка? Ведь отношение к нему людей «извне» играет важную роль в формировании самооценки, уверенности в себе. С лица воды не пить?
Социологические и психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что, несмотря на многочисленные пословицы и поговорки о второстепенности внешности, именно она играет важную роль в жизни человека. Приведу несколько фактов.
Социальной психологией описана следующая особенность восприятия человекачеловеком: более красивых, с точки зрения окружающих, людей считают и более  уверенными в себе, счастливыми, уравновешенными и т. д. Этот вариант восприятия получил название «эффект красоты». Так, отечественными психологами был проведен эксперимент: студенткам педагогического института предложили высказать свое отношение к поступкам детей. Более снисходительно будущие воспитатели и учителя отнеслись к малышам, которых эксперты оценили как красивых.
Внешность влияет и на статус ребенка в коллективе. Уже в дошкольном возрасте дети, обосновывая свое хорошее отношение к сверстнику, отмечают среди других причин и его привлекательную внешность. Причем критерий внешности называется как девочками, так и мальчиками. Также замечено, что отвергаемые дети чаще всего являются не очень привлекательными внешне (толстыми, слишком маленького роста, в очках, с проблемной кожей и т. п.), но большее значение все-таки имеет их неопрятность, неаккуратность, замкнутость. Отношение к внешности зависит от возраста. Это проблема волнует большое количество детей в возрасте от 7 до 18 лет, но особенно остро она встает в подростковый период. Ребенок начинает сравнивать себя и сверстников с общественными стандартами и считает, что внешность — это главное.
Существуют и межполовые особенности отношения к внешности, как собственной, так и окружающих. Так сложилось в обществе — с мальчиками как-то неловко говорить о красоте, начиная с младшего дошкольного возраста, красивы не они сами, а результаты их труда, их поступки, слова, даже одежда для маленьких мужчин подбирается скорее удобная, чем красивая. А самооценку тех из них, которые в будущем обещают стать общепризнанными красавцами, специально понижают родители. Об этом мне приходилось слышать от самих родителей.
Например, одна мама призналась: «Я очень боялась, что он будет много уделять внимания своей внешности, зазнается, поэтому постоянно принижала его внешние данные, в результате выработала у него комплекс неуверенности в себе». Конечно, так обстоит дело далеко не со всеми мальчиками, но даже избалованным любимчикам родные чаще указывают на необыкновенную значимость их достижений, чем внешности. Девочки приходят в коллектив с уже имеющимися представлениями о красоте. Если девочка миловидна, то она уже с раннего детства знает об этом, если не от родителей, то от окружающих. Они рано получают представление о том, что считается красивым для женщины, а что нет. И с этой точки зрения оценивают сначала внешность окружающих взрослых: воспитательниц, учительниц, мам своих одноклассников. Часто слышала от первоклассниц: «А почему вы не краситесь — это же красиво? Эта прическа вам идет». Потом уже оценивают друг друга. Что касается формирования представления о красоте мальчиков и мужчин, то она происходит под влиянием общественного мнения, ближе к подростковому возрасту. Своих сверстниковмужского пола большинство девочек оценивает с точки зрения их личностных  качеств, успехов в учебе, отношения с окружающими, тогда как в оценке сверстниц они чаще указывают на необходимость внешней привлекательности. Для мальчиков красота противоположного пола также является частым критерием их популярности, тогда как оценивая сверстников, они вообще не принимают в расчет их внешнюю привлекательность.


Иногда родители, сами того не желая, зарождают в ребенке комплекс неполноценности по поводу внешности. Один папа раздраженно бросил своей семилетней дочке: «Посторонись, кобыла!» И у девочки (кстати, очень изящной и грациозной) создалось впечатление, что она действительно очень крупная, всем мешает, она начала сутулиться и стесняться своей внешности. Ее неуверенность в себе достигла таких масштабов, что в подростковом возрасте ей понадобилась помощь специалиста. Ребенок запоминает любые слова,сказанные окружающими по поводу его внешности. А в подростковом возрасте  охотнее верит отрицательным оценкам, нежели положительным. И именно мнение родителей ложится в основу представлений малыша о степени своей привлекательности. Мне приходилось слышать от взрослых людей, каким откровением для них было то, что окружающие считают их красивыми, потому что родители никогда не говорили с ними об их внешности. «Если бы я только могла представить, что окружающие считают меня довольно симпатичной, я бы, может быть, и вела себя совсем по-другому, и профессию себе другую выбрала», — призналась мне одна из подруг. Но и излишнее восхваление довольно заурядной внешности может привести к психологической травме: ребенок будет ожидать восторгов от окружающих, а встретит равнодушие или даже отрицание своих внешних данных.
Все дети склонны сравнивать себя с неким эталоном, особенно в подростковом возрасте. Перед их глазами известные актеры, спортсмены, фотомодели, а поскольку сравнение делается чаще всего не в свою пользу, то это вызывает у ребенка недовольство своей внешностью.
Красота –не главное Как мало иногда надо ребенку, чтобы обрести или утратить уверенность в себе из-за внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый», западают в душу, травмируют. Но для того чтобы расстройство по этому поводу исчезло без следа будет достаточно, если человек, чьим мнением ребенок дорожит, скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я — курносый...» Одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.
Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку. А воспитатели и учителя в состоянии на корню пресечь все возможные прозвища и издевательства. Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».
В заключение мне хотелось бы напомнить об одном даре, позволяющем даже некрасивым с точки зрения принятых в обществе стандартов оставаться в центре внимания, быть всеобщими любимцами. Я говорю об обаянии. Что это такое, объяснить сложно. Возможно, это сочетание доброжелательности, приветливости, уравновешенности, чувства юмора, увлеченность чем-либо, искренний интерес к окружающим. Очень многое зависит от умения подать себя, уверенности в себе, собранности и аккуратности человека.

4Если ребенок на самом деле думает, что некрасив, психологи советуют отнестись к его чувствам с пониманием и ни в коем случае не вступать с ним в прямое противоречие. Пытаясь его переубедить, вы лишь усилите его негативное самоощущение. Американский психотерапевт Вайолет Оклендер говорит, что «изменение должно произойти во внутреннем мире ребенка, и этого можно достичь только через признание и принятие его негативных чувств».
4Дайте понять ребенку, что вы цените в окружающих людях отнюдь не их внешность, а определенные черты личности.
4 С раннего возраста приучайте малыша следить за собой, быть вежливым, сдерживать свои эмоции — все это с большей вероятностью поможет ему наладить отношения с окружающими, нежели симпатичная мордашка.
4Научите кроху любить себя таким, какой он есть. Отмечайте все его хорошие черты, помогите ему почувствовать свою ценность для окружающих.
4Помните сами и объясните детям, что очень многое зависит от окружения и обстоятельств: что некрасиво для одних, является красивым для других, с возрастом большинство проблем, связанных с внешностью, исчезает. Кстати, многие сказки учат именно этому. Прочитайте вместе с ребенком «Гадкого утенка», «Золушку», «Царевну-лягушку», «Синюю звезду» А. И. Куприна и т. д.).
4Важно помнить, что окружающие видят именно те наши недостатки, которые не дают покоя нам. Мама всегда говорила мне: «Если ты все время будешь думать, что у тебя некрасивые ноги, то в конце концов все в это поверят!»
4Учтите, что под красотой дети очень часто понимают внешний вид сверстника в целом — это не только внешность, но и его опрятность, красивая одежда, отсутствие изъянов (очки, пластинки на зубах, картавость, заикание и т. д.), даже обладание красивыми, интересными игрушками.
4Постарайтесь, чтобы ребенок имел информацию не только о людях с эффектной внешностью, добившихся успеха, но и об успехах людей с нестандартной внешностью. Приведите известные примеры: Вупи Голдберг, Барбра Стрейзанд, Фаина Раневская и т. д.
4Дети берут пример со своих родных. Например, если мама все время боится поправиться, изводит себя голоданием, то взрослеющая дочка, скорее всего, станет вести себя так же. Старайтесь осторожнее высказывать свое мнение по поводу чьей-либо внешности, особенно о внешности своих детей, — они запоминают любые мелочи. Помните — вы их первые, а иногда и главные судьи и поклонники.