Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах

Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах

Издательство: Речь

Автор: Кутовая Мария Сергеевна

181 руб.

Афиша
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
14.03.2017
Детский интерактивный спектакль КРАСКИ

Театр Кураж Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут ...

подробнее...
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...

Мой малыш, ты меня услышь

18.04.2011

«А хорошо ли слышит мой ребенок? Правильно ли развивается его слух?» — задумывается в какой-то момент любая мама.


«А хорошо ли слышит мой ребенок? Правильно ли развивается его слух?» — задумывается в какой-то момент любая мама. И теряется в догадках, не зная, как определить, как своевременно выявить возможные нарушения. Наконец, возможно ли хоть в какой-то мере улучшить слуховую память малыша? Об этом и многом другом нашим читателям расскажет Сергей Владимирович Рыбалкин, врач-отоларинголог.

 Наш слух, как известно, состоит из двух взаимосвязанных вещей: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховое восприятие позволяет улавливать текущие звуковые события (шум механизмов, звуки музыки и речи), настраивает слуховой аппарат на лучшее восприятие, находит источник звука. А благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить звуковые впечатления из прошлого, например, любимую мелодию или звуки родного голоса.
Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков — тиканье часов, шелест листьев, шум дождя — легко становится понятен уже в раннем возрасте. А для развития понимания речи или музыки необходим многолетний опыт.


Каковы же этапы развития слуха? К 6—7-му месяцу беременности органы слуха у малыша уже полностью сформированы. К концу беременности плод улавливает различные звуки, реагирует на некоторые из них шевелением. У новорожденных слуховая чувствительность может быть невысокой, что в большой степени зависит от присутствия жидкости в полости среднего уха, которая снижает передачу звуковых колебаний. Первые реакции младенца на звуки довольно примитивны — вздрагивание, моргание, плач, реже — замирание. Постепенно развивается внимание к звукам и, как правило, к 6 месяцам «земной жизни» слуховая чувствительность ребенка достигает уровня взрослых.

Этапы развития слухового восприятия
l в 0—1 месяца младенец вздрагивает или моргает при резком звуке;
l в 0—2 месяца прислушивается к звуку колокольчика, погремушки;
l в 1,5—2 месяца слышит голос взрослого и реагирует на него улыбкой. Замирает при появлении нового звука на фоне других;
l в 2—3 месяца ребенок начинает отчетливо реагировать на пение и музыку, издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками;
l 4-месячный ребенок откликается на обращение к нему по имени. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора;
l в 5—6 месяцев малыш поворачивает голову на источник звука, находит его глазами. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам;
l в 7—8 месяцев интересуется предметами, производящими звук;

 в 10—11 месяцев поворачиваясь, сидя и стоя находит глазами источник звука, даже если он за спиной.

Первый визит к ЛОРу
Первый визит к отоларингологу нельзя откладывать! Он должен состояться не позднее чем в трехмесячном возрасте. Дефекты, обнаруженные в этом возрасте, исправить бывает проще, чем в 1,5 года. На приеме в поликлинике врач может оценить какие-то анатомические нарушения, выявить возможные локальные пороки, например, банальные серные пробки в ушах или остатки сыровидной смазки, не до конца удаленной в роддоме. А также лор-специалист определит, есть ли какие-то предрасполагающие факторы к развитию нарушений слуха, такие как:
l гемолитическая болезнь новорожденных ( вызываемая резус-конфликтом матери и плода);
l перенесенные матерью в 1-м триместре беременности тяжелые инфекционные заболевания (особенно вирусные);
l врожденные пороки развития;
l осложнения в родах (обвитие пуповиной, асфиксия новорожденных, когда при кислородном голодании происходит нарушение мозгового кровообращения, а как следствие, нарушается и звуковосприятие).
Однако еще до посещения специалиста мама может сама в первые же дни жизни ребенка обнаружить какие-то очевидные дефекты слухового аппарата. Например, посмотреть, правильно ли сформированы ушные раковины, есть ли слуховой проход. Уже с 1-го месяца жизни по поведенческим реакциям малыша можно проверить наличие слуха (см. таблицу). Подавая ребенку тот или иной звуковой сигнал, имейте в виду, что звук резко захлопнутой двери или удар тяжелой сковородки об раковину способен услышать даже очень слабослышащий ребенок. Слух, как известно, напрямую связан с речевым развитием. Хотя до 6-месячного возраста голос глухих детей ничем не отличается от детей здоровых: и те и другие лепечут, издают гортанные звуки, усиливают голос при появлении родителей. Однако в дальнейшем, при отсутствии у малыша звукоподражания, воспроизведения отдельных слогов, мелодики речи взрослых и т. п., родителям следует проявить беспокойство.


Если у отоларинголога в поликлинике появились серьезные сомненияи относительно слуха вашего ребенка, он может дать направление на обследование в специальную клинику. Один из методов обследования — это так называемый метод измерения вызванных слуховых потенциалов головного мозга — применяется у детей в возрасте до 2 лет. Ребенок погружается в медикаментозный сон, и ему подаются звуковые раздражители различной частоты и интенсивности. В это время записывается энцефалограмма, показывающая, на какие именно звуковые всплески ребенок реагирует. Этот метод позволяет определить степень и тип снижения слуха.
У более старших детей проводится скрининг по слуху: в возрасте 2—5 лет — игровая, речевая аудиометрия, а с 5—7 лет — тональная аудиометрия, когда ребенку надевают специальные наушники и подают звуковые сигналы различной частоты. При игровой аудиометрии объективную картину можно составить только за несколько сеансов.


Существуют два основных типа нарушений слуха:
l нарушение звуковосприятия (нейросенсорный тип тугоухости);
l нарушение звукопроводимости (кондуктивная тугоухость).
Нарушения первого типа связаны с изменениями в коре головного мозга. Их лечить очень сложно. Методы по восстановлению слуха (вроде вживляемых в мозг электродов) еще находятся на стадии разработок.
Нарушения второго типа, связанные с анатомическими дефектами, лечить легче. С помощью компьютерной томографии можно точно диагностировать врожденное или полученное при травмах анатомическое нарушение и исправить его. Как правило, путем оперативного вмешательства.

Хуже слышит?..
Снижение слуха может произойти в любом возрасте и при самых разных обстоятельствах, главным образом:
l после перенесенных тяжелых вирусных инфекций (корь, краснуха, грипп). Некоторые родители боятся делать прививки против гриппа, АКДС, считая, что они могут вызвать осложнения, но это не так. Прививать детей необходимо, главное — чтобы ребенок в это время был здоров;
l в результате заболеваний головного мозга (как инфекционного, так и травматического характера);
l вследствие побочного действия ототоксичных антибиотиков (обязательно читайте инструкцию перед применением того или иного антибиотика);
l в результате акустической травмы. «Громкие» игрушки часто создают опасно высокую акустическую нагрузку. При уровне шума свыше 70 децибел (выстрел игрушечного пистолета недалеко от уха ребенка) могут порваться тончайшие чувствительные волоски во внутреннем ухе. Однако решающее значение имеет не столько сила, сколько продолжительность акустической нагрузки: следите, чтобы резкий шум не был постоянным;
l в результате воспалительных заболеваний органов слуха. Очень важно не прерывать начатое лечение и доводить его до конца. Иначе острый отит может перерасти в хронический, барабанная перепонка не будет успевать зарастать, и слух будет постоянно снижен;
l в результате нарушений со стороны слуховых труб (при увеличенных аденоидах, аллергическом рините);
l в результате травмы слухового аппарата. Родители или дети, чересчур старательно чистящие уши ватной палочкой, могут оцарапать слуховой проход и перфорировать барабанную перепонку. Также опасны любые острые предметы (карандаши, спички и пр.) и другие инородные тела, засовываемые малышом в ухо.
И в заключение еще несколько полезных рекомендаций родителям Чтобы звуковой анализатор у ребенка развивался правильно, маме надо почаще с ним разговаривать, петь, включать негромкую музыку. При отсутствии звуковых раздражителей происходит торможение и замедление развития слуха и соответственно речи ребенка. Не позволяйте детям до 7 лет пользоваться плейером, слушать в наушниках музыку или, например, изучать таким образом иностранный язык. Самый большой вред оказывают маленькие наушники, вкладываемые прямо в ухо. Детям школьного возраста рекомендуется слушать плейер не более 1,5 часов в день. И конечно, обязательно посетите лор-врача в раннем возрасте, в 1—2 года, не дожидаясь обязательной диспансеризации перед поступлением в детский сад.

Этапы развития слуховой памяти
l в 1,5—2,5 месяца младенец узнает голос матери, мелодии;
l в 3—6 месяцев он понимает родной язык. Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Смеется в ответ на некоторые звуки;
l в 7—9 месяцев пытается воспроизвести услышанные новые звуки;
l к 10—12 месяцам ребенок уже владеет большим набором речевых «маяков», помогающих ориентироваться. Например, замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди», а на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши;
l в 9—12 месяцев повторяет знакомые двусложные слова («ма-ма», «ба-ба» и т. д.);
l в 8—14 месяцев начинает двигаться при звуках музыки;
l в 14—16 месяцев повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых. В его памяти может уже храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя междометия или отдельные слова;
l в 15—18 месяцев ребенок понимает 20—50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов). Любит подражать голосам животных («Как корова мычит?» — «Му-у-у»);
l в 20—26 месяцев малыш пытается петь, понимает 100 слов, повторяет за взрослыми простые предложения (из 2—3 слов).