Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Взлетающие бабочки" (АБ 41-211)

Набор "Взлетающие бабочки" (АБ 41-211)

Издательство: Клевер

313 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
22.06.2017
Встречайте: «ЗОЖ 2.0 Перезагрузка»

Самое яркое событие этого лета -  Некоммерческий Фестиваль ...

подробнее...
08.06.2017
АндерСон собирает семейный оркестр

7 июня в семейном кафе АндерСон ожидается пополнение! ...

подробнее...
29.05.2017
В АндерСоне – играют все

1 июня в сети семейных кафе АндерСон ребят ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...
29.05.2017
День защиты детей в галерее "Пересветов переулок

Галерея « Пересветов  переулок » приглашает на дворовую ...

подробнее...
25.05.2017
Фотовыставка «Домой!»

3 июня на территории Государственного Дарвиновского музея откроется ...

подробнее...

О страхе разочарования

28.04.2011

Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок походил на улыбающееся чудо с рекламной картинки, счастливого обладателя абсолютно безоблачного детства


Среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии и часто за счет здоровья

Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок походил на улыбающееся чудо с рекламной картинки, счастливого обладателя абсолютно безоблачного детства? Вот только в погоне за детским счастьем приходится действовать в соответствии со своими представлениями о благе ребенка. Широченный кругозор, английский и французский в совершенстве, теннис, музыка, в общем, «драмкружок, кружок по фото...». Если же вдобавок малыш «осознает» глубину родительской заботы и безропотно посещает все секции и клубы, то это на первый взгляд совсем замечательно.
 О том, что нервные и психологические перегрузки зачастую плохо заканчиваются, слышали почти все. Сниженный иммунитет, плохое зрение — далеко не единственные последствия неумеренных родительских амбиций. Мамочка и папочка сил не жалеют ради благополучного детства своего чада, а у того на лице все реже возникает довольная улыбка. Все чаще родители отмечают, что ребенок стал беспокоен, напряжен, нервозен. А потом и вовсе психолог объявляет, что у вашей девочки или мальчика повышенный уровень тревожности.
Что это значит и чем чревато? Повышенная тревожность — это признак эмоционального неблагополучия ребенка, ведущий за собой массу других психологических и педагогических проблем. Взрослые часто подменяют ее повышенным чувством ответственности. Они чуть ли не культивируют в ребенке переживания перед мало-мальскими испытаниями, полагая, что это поможет ему быть собраннее и относиться ко всему с должной серьезностью. Действительно, часто этот прием срабатывает, но есть и обратная сторона медали. Во всем ожидая неблагополучного исхода, тревожные дети гораздо острее, чем все остальные, переживают ситуации успеха и неуспеха. Каждая контрольная работа такому ребенку стоит огромного количества нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Каждый ответ у доски — сильнейший стресс. А результат часто невысок: по исследованиям психологов, если при выполнении простых заданий такая встряска нервной системы иногда и помогает, то перед более сложными тревожные дети сразу пасуют. Кроме того, повышенный уровень тревожности мешает ребенку правильно оценивать свои силы. Он может ждать успеха, когда шансы совсем невелики, и, наоборот, сомневаться в нем даже в тех случаях, когда вероятность достаточно высока. Такая ситуация развивается по закону замкнутого круга, порождая состояние неопределенности и усиливая тревогу.
Отношения со сверстниками у тревожных детей тоже зачастую неблагополучны. Одноклассники воспринимаются ими как агрессивные, ненадежные, отвергающие. А это ведет за собой сложности в общении с ними и другие проблемы. Откуда же берется этот страшный зверь — тревожность? Большинство психологов ищут корень зла в семье, особенно если речь идет о дошкольнике или младшем школьнике. Изучение детских страхов показало, что больше всего дети боятся разлуки с матерью, наказаний, а также возможности огорчить кого-то из взрослых. А это-то и есть излюбленные орудия добрых папы с мамой: «Не сделаешь, как я, сказал, накажу, не буду любить» и т. д. Стоит малышу пойти в школу, как заботливые взрослые, расписавшие свои амбиции на десять лет вперед, получают еще одно великое средство пыток — оценку. И ведь часто даже гордятся, что их дети переживают из-за каждой четверки! И испытывают тихую радость от того, что «ответственное» чадо не спит ночь перед контрольной, зазубривая наизусть учебник. А то еще и поддерживают в нем эту мобилизацию, предлагая за полчаса до выхода в школу весь материал повторить еще раз.
Потом, когда тревожное дитя не справляется со сложным заданием, его для профилактики отругают, чтоб в следующий раз готовился лучше. Кстати, интересный факт. Воспитатели детских садов и школьные учителя по-разному воспринимают тревожных детей. Учителя часто отзываются о них как об ответственных и успешных учащихся. Воспитатели же применяют к ним совсем другие эпитеты: зажатый, неуверенный в себе, необщительный. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, в школе большинство ситуаций предсказуемы, а тревожные люди действуют в них успешнее. В детском саду, в условиях спонтанного развития игры, эти дети просто теряются. Во-вторых, среди тревожных детей действительно много отличников, но это достигается невероятными затратами нервной энергии, и часто — за счет здоровья. Как показали комплексные исследования, у этих детей в течение учебного года резко ухудшается состояние здоровья, развивается вегето-сосудистая дистония и т. д.
Словом, страх разочаровать родителей зачастую не так уж и безобиден и продуктивен, как кажется. Конечно, это не единственная причина повышенной тревожности. Психологи отмечают, что тревожные дети очень часто растут в семьях, где по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Предчувствие постоянной угрозы, ощущение нестабильности окружающего мира передается от взрослого ребенку. А ведь дошколятам и первоклашкам особенно важно чувствовать надежность и защищенность.
Преодолеть тревожность можно, но для этого требуется специальная работа психолога. Причем будьте готовы к тому, что она начнется именно с вас. А вам, в свою очередь, придется помогать профессионалу работать с ребенком, и усилием воли менять что-то из своих взглядов на жизнь.

Комментарий психолога
Несколько способов помочь тревожному ребенку:
l говорите с ним о том, что его беспокоит, но не ругайте за «неправильную реакцию»;
l старайтесь рассказывать малышу обо всех изменениях в его жизни заранее, чтобы у него было время «переварить информацию»;
l обязательно говорите ребенку о том, что вы всегда будете любить его, что ваша любовь не зависит ни от оценок, ни от его поведения. Вы можете на него рассердиться, обидеться, наказать, но любить не перестанете;
l постарайтесь сами поменьше переживать из-за не очень серьезных неудач, как своих, так и крохи;
l поддерживайте своего сына или дочь, когда у него что-то не получается, объясните, что каждый человек когда-нибудь попадает в такую ситуацию, расскажите, что не ошибается и не оступается тот, кто ничего не делает .

И тем не менее родители должны знать, что у нормального, психически и психологически здорового человека есть и должен быть некоторый нормальный уровень тревожности. Он позволяет улавливать сигналы окружающей нас психологической среды, чувствовать других людей. Слишком низкие показатели — тоже плохо. Помните об этом. Потому что здесь, как и во всем, нужно найти золотую середину.

Из разговора двух мам:
— Моя девочка с таким усердием учится. Пока уроки не выучит, спать ни за что не ляжет. Все успевает: и спорт, и язык, и живопись. Вот какая ответственная!
А другая с грустью:
—У меня тоже неплохо учится, вот только те предметы, что дочка не любит, — математику, например, делает неохотно, ей все равно, что получится.