Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вкусные и быстрые запеканки, бабы, шарлотки

Вкусные и быстрые запеканки, бабы, шарлотки

Издательство: Клуб семейного досуга

166 руб.

Афиша
22.05.2018
Фестиваль «Большие и малые звёзды»

Знаменитые российские музыканты и лауреаты международных конкурсов выступят ...

подробнее...
10.05.2018
Волшебник изумрудного города

Мюзикл «Волшебник изумрудного города» 19 мая в 12:00 ...

подробнее...
08.05.2018
«Путешествия Гулливера»

Детский музыкальный театр Н.Сац

подробнее...
25.04.2018
25-летний юбилей ансамбля танца «Ровесник»

Образцовый ансамбль танца «Ровесник» Центра культуры «Хорошевский» в ...

подробнее...
17.05.2018
Мультсериал «ЮНИКИТТИ»

Анимационный телеканал Cartoon Network объявляет о запуске нового ...

подробнее...
16.01.2018
Зимние премьеры для самых маленьких

Новый сезон на  Nick   Jr . начинается ...

подробнее...
15.11.2017
Новый семейный телеканал «Мультимузыка»

1 декабря начнет вещание новый музыкальный семейный телеканал ...

подробнее...
31.10.2017
Новые «Утиные истории»

6 ноября в 19:30 на Канале Disney состоится ...

подробнее...
24.05.2018
Фестиваль «Nordic Way»

2 июня 2018 года на территории Дизайн-завода FLACON ...

подробнее...
16.03.2018
АндерСоне запустили безглютеновое меню

Сеть семейных кафе-кондитерских АндерСон объявила о запуске безглютенового ...

подробнее...
13.03.2018
Миссия Winx: в ТЦ «Капитолий» Вернадского пройдет волшебный квест

17 марта в ТЦ «Капитолий» Вернадского состоится захватывающий ...

подробнее...
24.04.2018
Третий фестиваль финансовой грамотности для всей семьи

19 мая в Москве состоится Семейный финансовый фестиваль, ...

подробнее...
16.03.2018
В Москве пройдёт Московский международный салон образования

Заменит ли искусственный интеллект учителей, какие навыки необходимы ...

подробнее...
22.01.2018
Профессии будущего в Измайловском Кремле

3 февраля 2018 года в Культурно-развлекательном комплексе «Кремль ...

подробнее...
11.12.2017
В Москве пройдет Новогодняя ёлка для бездомных животных

В преддверии одного их самых долгожданных и добрых ...

подробнее...

Домашний адвокат: поговорим о школе

12.05.2011

В школу идти только осенью, но уже сейчас перед родителями возникают вопросы и проблемы, которые надо решать с учетом всех требований современной школы.


В школу идти только осенью, но уже сейчас перед родителями возникают вопросы и проблемы, которые надо решать с учетом всех требований современной школы. За последнее десятилетие школа очень изменилась. Какие права и обязанности у родителей, какие права и обязанности у детей, за что отвечает школа? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Ларису Октябристовну Павлову — члена Московской городской коллегии адвокатов, сотрудничающую с общественной организацией. Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», специализирующейся на вопросах защиты прав семьи и детей, в том числе в области образования.

?«Раньше родители просто отдавали ребенка в ближайшую школу, а если хотели научить иностранному языку или, например, уделять больше внимания математике, отдавали в спецшколу. Сейчас такое множество учебных заведений, что можно растеряться. Какие виды школ бывают, чем они отличаются друг от друга, что надо знать, чтобы правильно сориентироваться в выборе школы?» Инна Варюхина, г. Москва


В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений, или попросту говоря, школ. Это государственные школы, муниципальные школы и негосударственные школы. В свою очередь негосударственные могут быть частными, а могут быть учреждениями общественных и религиозных организаций. Независимо от организационно-правовой формы на все школы распространяется законодательство Российской Федерации в области образования, и они обязаны соблюдать общие требования, предъявляемые к качеству образования, реализации образовательных программ, аттестации учащихся.
Прежде чем решать вопрос о том, отдавать ли ребенка в конкретную школу, необходимо выяснить, имеет ли данное учреждение право на обучение детей и может ли выдавать аттестаты государственного образца.
Право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения на образовательную деятельность). Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, на основании заключения экспертной комиссии. Обязательно надо выяснить, имеется ли у школы государственная аккредитация. Потому что только школа, у которой есть свидетельство о государственной аккредитации, имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования (аттестаты).
Практика показывает, что сам по себе факт длительного существования той или иной школы еще не свидетельствует о том, что у нее имеется лицензия и государственная аттестация.
Если школа имеет лицензию и государственную аккредитацию, то можно быть уверенными, что в данном учреждении изучается полный перечень предметов, включенный в государственный стандарт. Но государственный стандарт — это лишь минимум образовательных программ и знаний. Поэтому школы имеют право включать в учебный процесс дополнительные образовательные программы в зависимости от своих возможностей и выбранных направлений развития образования.
Так что образовательные программы школ и конкретные курсы по предметам могут существенно различаться.

? «Обязательно ли отправлять ребенка в школу? А если по каким-то причинам это невозможно или нежелательно? Например, ребенок болен, рядом нет подходящей школы или школьные программы не устраивают родителей, и они хотели бы пригласить домашних учителей по своему выбору или обучать малыша самостоятельно. Такое возможно?» Светлана Иванникова, г. Кимры 


Ребенок обязательно должен учиться. Прежде всего родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. Эта обязанность закреплена в Законе РФ «Об образовании» и Семейном кодексе РФ, поскольку вытекает из конституционного права ребенка на получение образования. Однако, родителям предоставлена возможность выбора не только места, но и формы получения образования с учетом потребностей и возможностей ребенка. При этом надо иметь в виду, что в соответствии с законом для всех форм получения образования действует единый государственный стандарт. К примеру, родитель может выбрать форму семейного образования. Он заключает договор со школой, а она издает приказ о зачислении ребенка в школу. В данном случае родитель несет ответственность за усвоение ребенком программ и его подготовку к обязательной итоговой аттестации. Школа же помогает взрослым организовать учебный процесс, обеспечивает учебниками и методической литературой, контролирует уровень знаний, усваиваемых учеником, переводит ребенка в следующий класс. В случае обучения ребенка дома родители вправе получать с образовательного учреждения средства, затраченные ими на образование ребенка и соответствующие компенсации в размерах, установленных государственными и местными нормативами финансирования.
Возможно обучение ребенка в форме экстерната. Он предполагает самостоятельное, в том числе, ускоренное освоение общеобразовательных программ по предметам, классам, курсам с последующей аттестацией в государственных или муниципальных школах. Родителям малышей надо иметь в виду, что обучение экстернатом невозможно для дошкольной и начальной формы обучения и начинается лишь со второй ступени обучения. И что очень важно, избрав альтернативную форму обучения для ребенка, взрослые могут в любой момент продолжить обучение сына или дочери в образовательном учреждении. Если же ребенку в связи с состоянием здоровья, задержками в развитии сложно усваивать в полном объеме учебную программу, вопрос может быть решен путем определения его в специальную (коррекционную) школу (О коррекционных школах наш материал в № 3 за 2003 г.). В этих школах приняты облегченные программы, существует особый порядок построения учебного процесса.

?«Не секрет, что не так просто отдать ребенка в хорошую школу. Есть непрестижные и престижные учреждения. Кто устанавливает порядок приема детей в ту или иную школу, и как его узнать?» Ольга Максимова, г. Тверь

Порядок приема в образовательное учреждение (школу) определяется учредителем и закрепляется в уставе. Если речь идет о государственных и муниципальных школах, то, как правило, их учредителями или соучредителями являются государственные исполнительные структуры или органы местного самоуправления.
Эти школы обеспечивают прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В негосударственных школах учредителями могут являться любые физические и юридические лица, общественные и религиозные организации. В этом случае учредители самостоятельно определяют порядок приема в школу и закрепляют его в уставе. При приеме ребенка в образовательное учреждение оно обязано ознакомить его родителей с уставом и другими документами, регламентирующими деятельность школы. Именно из устава вы можете узнать, каков порядок приема и исключения, возраст, с которого допускается прием, какие программы приняты школой, каковы права и обязанности учащихся и их родителей. Если вам отказывают в ознакомлении с Уставом, то тут есть над чем задуматься. Когда знакомство со школой начинается с грубого нарушения ваших прав, то у вас нет никаких гарантий того, что этого не будет в последующем. Кроме того, отказ показать устав школы, лицензию и свидетельство о государственной аттестации могут означать, что от вас хотят скрыть какие-то неблагоприятные для школы обстоятельства. Если же вам отказали в приеме в ближайшую муниципальную школу или возникли иные проблемы, то для разъяснения ситуации необходимо обратиться в департамент образования по месту жительства.


Загрузка...
-->