Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Ветер делают деревья

Ветер делают деревья

Издательство: Самокат

Автор: Востоков Станислав Владимирович

258 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Сказкотерапия

02.08.2011

Вы любите сказки? Слушать? Рассказывать? Сочинять? Безусловно, каждому родителю необходимо познакомиться с миром сказок. Ведь почитать сказку малы- шу – это не только добрая традиция, но и элемент воспитания, а нередко, и психологической помощи. Об удивительной силе сказки и сказкотерапии – методе лечения сказкой – рассказывает член Федерации психологов образования России, практический психолог, сказкотерапевт Ольга Анатольевна ОШУРКОВА. 

Сказка в помощь

Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! До 10-12 лет наиболее важная информация для развития ребенка лучше усваивается, если подается через яркие образы. Тогда они остаются в памяти малыша достаточно долго, он не забывает их. Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, его образ мира.

Причем лучше сказку не читать, а именно рассказывать – в этом случае слушатель активно воспринимает образы. Но сказку можно не только слушать! Мы можем обсуждать с ребенком уже существующую сказку: оценивать поступки героев, давать им характеристики, можем инсценировать сказку, пуская вход все свои творческие способности, а можем самостоятельно ее написать!

Специалист или родитель могут помочь ребенку, объяснив ему, как писать сказку. Важно обговорить с малышом ее особенности, главные моменты, т.е. проанализировать структуру (из чего сказка состоит, как она начинается, как заканчивается, что может в ней происходить). Ребенок должен знать, что делать. А о чем он напишет – это его личное дело. Взрослым – не подсказывать! 

Со сказкой учимся!

Сказка – это и инструмент развития. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку... Он учится принимать решения, анализировать ситуации, в которые попадают герои. При этом развивается его фантазия, логическое мышление. Со сказкой ребенок познает окружающий мир. Вот вам рыцари с именами Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, а вот поссорились мягкий и твердый знаки – их нужно помирить. А вот собрались все вместе гласные звуки и стали выбирать своего короля… Слушая подобную сказку, ребенок усваивает информацию, полезную и важную. Со сказкой можно и алфавит выучить, и научиться считать… 

Не врач, а лечит

Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного. И чаще всего счастливый конец! Бывают сказки и с плохим концом. И если такое случилось – обязательно помогите крохе его переделать! Предложите ему переписать концовку по-своему! Помогите, если малыш затрудняется. Ведь ее величество Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе.

Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. «Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать шнурки. С детьми постарше сложнее, ведь с возрастом проблема завязывания шнурков сменяется более серьезными трудностями. Всегда важно помнить о возрастных особенностях психики ребенка.

Понимать, чем заняты его мысли в данный период, что тревожит, чего ему хочется, о чем он мечтает.

Предподростковый период... Отрицание всего и вся! Скептический взгляд на мир, первая любовь, частые размолвки с родителями, ссоры…. Но и в этом сложном и многоплановом возрасте сказка может помочь ребенку разобраться в себе. Предложите ему написать сказку. Да, конечно, сначала ребенок вряд ли на такое согласится, но и Москва не сразу строилась! Когда он напишет сказку, покажите ему, насколько она отражает его внутренний мир, как герой похож на самого автора. Эти параллели помогут ребенку найти путь к себе, разобраться с трудностями, открыть себя заново: через речь героя собственной сказки ребенок имеет возможность выразить свои чувства и эмоции, постараться донести их, используя язык иносказания, до взрослых, попытаться стать услышанным… 

Фея аккуратности и Король чистоты

Читают сказку не только на ночь. Эффективны в воспитании и сказки-малютки.

Такую можно рассказать, обучая ребенка, как правильно кушать вилкой, например. В возрасте «нехочух», когда малыш демонстрирует свое «я», привлекает к себе внимание, отказываясь кушать, умываться, идти в садик, сказку-малютку можно рассказывать очень часто. Ведь с помощью сказочной интерпретации можно убедить ребенка в необходимости что-то сделать. Таким образом, через сказку ребенок усваивает шаблоны поведения в социуме. Белочка моет щечки и отправляется кушать кашку… И малыш призадумается: почему бы не последовать примеру белочки?

Поиграйте с ребенком. Спросите, например: «Кто у нас будет Феей Аккуратности? А Королем Чистоты?» Дети воспринимают подобное общение как игру и в то же время со всей ответственностью относятся к таким титулам, с желанием примеряют на себя подобные роли-макеты. Они начинают осознавать, что на них лежат обязанности и они могут их выполнить. Через сказку мы можем дать ребенку массу тех навыков, которые он в силу каких-то причин не смог получить, но теперь имеет шанс более уверенно адаптироваться к жизни в обществе. Да, сказка – это мир фантазии, но он помогает ребенку жить в мире реальном. Часто, когда малыш переносит свои эмоции на персонажа сказки, ему легче выразить свое состояние. Например, не «я злюсь», а «лев был зол».

Малыш фантазирует и вместе с этим учится выражать свое «Я».

Сказочный отбор

В «сказковоспитании» очень многое зависит от взрослого. На первых этапах творчества взрослый определяет способ подачи сказочного материала, привлекая ребенка к творческому процессу. Можно рассказывать сказку, задавая в кульминационные моменты включающие вопросы ребенку: как ты думаешь, почему герой поступил так? Тебе понравился его поступок? А как бы ты поступил на его месте? Ребенок начинает размышлять, анализировать.

С помощью сказки мы формируем его отношение к миру. Через образы сказочных персонажей детям легче воспринять запреты, различные ограничения и разрешения. Уже в сказке-малютке можно начать формировать у ребенка представление о здоровом образе жизни. Через сказку можно сформировать даже негативное отношение к курению.

Позднее, в подростковом возрасте, столкнувшись с пропагандой отказа от курения, у ребенка неосознанно всплывут детские воспоминания или ощущения, и это, безусловно, сыграет свою роль в его «нет» вредным привычкам.

Знакомясь со сказками, малыш часто берет пример со сказочных героев, поэтому нужно быть осторожными в своем выборе. Бывает так, что, стараясь справиться с одними детскими проблемами и страхами, мы, взрослые, создаем взамен другие, и не факт, что менее серьезные и легкие. Например, очень популярна у родителей сказка о бородатом дяде, который живет в шкафу, а по вечерам выходит и забирает непослушных мальчиков и девочек. Сказкотерапия призвана помогать ребенку избавляться от страхов, а не приобретать их! Любая сказка многопланова. Ее можно трактовать с разных точек зрения. Тонка грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Поэтому, прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует ознакомиться с особенностями этого метода, а лучше проконсультироваться со специалистом. 

Лечение праздником

Близка сказкотерапии фиестотерапия – лечение праздником, включающее в себя, например, небольшие домашние постановки, поощрения юных актеров за хорошую игру или за красивый рисунок-декорацию. Однако надо понимать, дети падки на яркость и к празднику быстро привыкают. Нужно задаться вопросом, как часто Вы сможет этот праздник устраивать. Фиестотерапия – хороший метод, но, применяя его в домашних условиях, помните, что он вызывает привыкание.

Ребенок начинает постоянно ждать сюрпризов от родителей, выполняет поручения только ради поощрения. Когда в доме постоянно звучит детский смех – это счастье, но нельзя разочаровывать ребенка. Поэтому фиестотерапия, если нет гарантии, что родители будут проводить ее систематично, хороша в центрах развития, куда ребенок идет и знает, что сейчас будет что-то праздничное и неожиданное. 

ИДЕЯ!

Символ 2011 года можно сделать, например, из яблок. Берем два яблока – одно большое (для туловища), другое поменьше (для головы). На яблоке поменьше вырезаем ротик, отверстия для носика и глаз зайки. В отверстия для глаз вставляем изюминки, в отверстие для носика – кусочек сушеной кураги.

Соединяем яблоки зубочисткой или спичкой. Ушки можно сделать из сушеных яблок или абрикосов (вырежьте из них нужную форму), лапки – из чернослива, хвостик также можно сделать из какой-нибудь «вкусняшки», например, из мармелада. Ребенок будет в восторге! 

ИДЕЯ!

Если ваш малыш в новогоднюю ночь собирается лакомиться исключительно сладостями, предложите ему для начала отведать салат «Зимнее лето».  Из белка вареного яйца вырежьте грибочки, около «ножки» расположите травку из зеленого лука. Половинки желтка (того же отваренного яичка) выложите на «травке», это будет туловище жука. Головку делаем из кусочков огурцов, жуков располагаем на кружочках помидора.