Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Неандертальский мальчик в школе и дома

Неандертальский мальчик в школе  и дома

Издательство: Акварель

Автор: Мальмузи Лучано

273 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
27.04.2017
Весенний фестиваль цветов

Возрастная категория : 0+

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

Православная мама

11.08.2011

отрывок из книги "Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком" В. Зоберн


Эта книга поможет родителям вырастить здоровых детей и воспитать их в духе православия. В ней затрагиваются все этапы этого процесса: начиная с создания семьи и заканчивая периодом взросления ребенка. 

 Глава 17

Воспитание нравственности

Православная мамаКакого человека мы считаем нравственным? Наверное, доброго, милосердного, самоотверженного, ответственного, трудолюби­вого, искреннего... Все эти качества входят в понятие христианин.

Софья Куломзина:

Искренняя, незапуганная правдивость — одно из са­мых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствия какого-­нибудь проступка, но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей — требовать от детей, чтобы они чувство­вали так, как родителям хочется...

Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, что­бы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители.

Это правило — основа для того, чтобы ребенок не вырос лживым, озлоблен­ным, эгоистичным и упрямым или, напротив, вялым, неспособным к соб­ственному суждению, безответственным.

Особое родительское умение требуется, чтобы воспитать у сына или дочери главные христианские качества — смирение и самопожертвование. И здесь в первую очередь не обойтись без родительского примера. Важно, чтобы ребенок как можно раньше понял — надо делать то, что правильно, а не то, что хочется. При этом он в конце концов должен сам осознать правильность и необходимость родительских требований, и тогда соблюдение дисципли­ны будет обусловлено свободным нравственным выбором.

Между тем, пока ребенок маленький, пока он признает безоговорочный ав­торитет родителей, достаточно ограничиваться просто замечанием: «Этого делать нельзя, потому что это плохо» или, напротив: «Это — очень хорошо!», не пускаясь в длинные рассуждения, не читая морали.

В 3–4 года, когда дети склонны к наибольшему проявлению любви к роди­телям и подражанию им, родительский пример особенно важен.

Когда ребенок начнет умственно созревать, научится сопоставлять факты (ближе к 7–9 годам), мыслить абстрактно, тогда можно попытаться вести с ним беседы о морали и добре вообще, о духовной сути человеческих поступ­ков. Ребенок скоро поймет, что в мире существует реальное зло, столкнется с ним. Он может огорчиться из-за того, что не все верующие люди, которых он знает, соответствуют тому, что сами проповедуют, и задастся вопросом: почему окружающие ведут себя не так, как заповедал Господь? Взрослые должны объяснить, не допуская ни тени осуждения, что эти люди ошибаются: плох не человек, а его греховный поступок. О себе ребенок тоже не должен слышать, что он «плохой», «жадный», «ленивый». Повторим: оценивать надо не человека, а его поступки.

Как нужно воспитывать смирение? Затюканный домашними или сверст­никами ребенок — не значит смиренный. Для примера: строгая мать, с пе­ленок державшая сына в железных рукавицах, была уверена, что он вырос покладистым, дисциплинированным юношей. Каков же был ее ужас, когда сына призвали в армию и там, наконец-то вырвавшись из-под материнской опеки, он распоясался, не страшась никаких наказаний, принялся поражать окружающих поступками, выходящими за грани нормы!

Ребенок же, безответно обижаемый сверстниками, только подтвердит про­чно устоявшееся в безбожной среде ложное представление о христианах как слабых, никчемных людях, с которыми можно делать все что угодно.

Так какого же ребенка можно назвать смиренным? Такого, который, осознав собственное «я», поймет, что это «я» — не главное в мире. Родители должны постараться привить ему это понимание, хотя поначалу это будет не слишком-­то получаться: в первые годы жизни ребенок склонен жить только своими нуждами и интересами. Поэтому чересчур высокие требования предъявлять к нему не стоит. Но все-таки нужно как можно раньше объяснять ребенку то, что рядом есть другие люди, которые тоже испытывают боль, печаль, ус­талость, — и это найдет отзвук, сочувствие в детской душе. Ребенок должен не только слышать о сострадании, но и видеть, чувствовать его в своей семье по отношению друг к другу и даже к посторонним людям.

Смиренный ребенок, ощущая большую любовь, заботу, ласку своих родите­лей, проявит ответную любовь делом: не станет шуметь, если уставший отец лег отдохнуть; не будет приставать к матери, когда она кормит маленького братика или сестричку, или к старшим детям, когда те готовят уроки; будет стремиться помогать по мере сил всем членам семьи, заботиться о них, радо­вать их, делать им подарки. Воспитание трудолюбия важно и для мальчиков, и для девочек: мальчик никогда не должен стесняться подмести пол, помыть посуду, что-то постирать, помогая матери.

Если с самого детства родители разумно воспитывали своего малыша, по­буждая его к бережному, внимательному отношению к другим людям, такое отношение впоследствии перейдет и на окружающих.

 

http://www.piter.com/book.phtml?978545900327