Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Блины, куличи, булочки

Блины, куличи, булочки

Издательство: Мир книги

Автор: Новикова Е. А.

124 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Подготовка к школе

30.09.2011

Когда лучше начать


Как вы думаете, за какое время необходимо начать готовиться к школе? За месяц? За полгода? За год? Сказать сложно, ведь, например, подготовка к письму начинается уже с того момента, когда ребенок впервые берет в руки карандаш

«Мысленная» подготовка

Первое время каракули малышей – лишь свидетельство наличия у них внутреннего монолога: отражение сиюминутных эмоций и душевных порывов. Родителям следует всеми возможными способами пытаться превратить детский монолог в диалог, поскольку обмен информацией, который при этом возникнет, поможет проявиться вербальной активности крохи. Кроме того, рисование с раннего возраста способствует всестороннему развитию ребенка, участвуя в формировании навыка мыслить логически и абстрактно.

Сознательное рисование

Замысел, который рождается в голове ребенка, не всегда удается успешно донести до «зрителя». Костно-мышечный аппарат кисти ребенка долгое время остается несовершенным. Однако специалисты сходятся во мнении, что его развитие, связанное с естественным ходом физиологических процессов, не стоит ускорять, если малыш абсолютно здоров и не имеет проблем с мышечной гипо- или гипертонией (недостаточным или избыточным тонусом верхних конечностей). Несвоевременные тренировки точности и аккуратности письма могут навредить неокрепшему костно-мышечному аппарату ребенка. Впоследствии страдает почерк малыша, возникают другие проблемы физиологического и психологического характера.
Детские специалисты уверены, что в раннем возрасте безопасной тренировке поддается исключительно интеллект ребенка. Рост интеллектуального потенциала стимулирует качество исполнения рисунков и письма естественным путем. Поэтому давайте уделим внимание «мысленной» подготовке наших детей.
Рисунок как внутренний монолог ребенка демонстрирует уровень развития всех психических функций и помогает выявить ряд проблем. Например, если малыш упорно использует под рисунок только определенную, незначительную по площади часть листа, скорее всего, у него есть проблемы с адекватным восприятием пространства и его использованием. Рисунки следует показать специалисту неврологу, чтобы врач, побеседовав с малышом, дал оценку работе гностических функций головного мозга маленького пациента.
Для успешного сознательного рисования важно развитие логического и абстрактного мышления, воображения малыша. Рисование помогает упорядочить информацию, которую малыш получает из внешнего мира, а также выразить свое личностное отношение к окружающей его реальности.
Язык
мазков не требует слов, однако штрихи, которыми малыш характеризует свои эмоции и чувства, уже являются неким рассказом ребенка. Впоследствии, малыш, не без вашей помощи, начнет конкретизировать написанную «повесть», «опредмечивая» ее героев. Постарайтесь ему в этом помочь, угадывая в непонятных каракулях черты знакомых образов. «У тебя получился цветочек», – скажете вы и выделите в закорючках пару овалов (чтобы малыш «увидел» цветок из общей массы им написанного). Как только узнавание произошло, спешите помочь крохе закрепить результат. Подключайтесь к письменному монологу ребенка, превращая его в диалог. Задавайте уточняющие вопросы, выясняя уровень восприятия ребенком информации. Пробуйте сравнивать, находить сходства различных предметов, выделяя их основные черты, составные элементы. Постепенно двигайтесь в сторону развития способности ребенка удерживать в голове значительный объем взаимосвязанной информации: образ сложного, многосоставного объекта (дом с крышей, дверью и окнами), ситуацию (девочка катается на качелях), историю (Маша пришла к Мише и подарила подарок).
Одновременно стимулируйте воображение и речевую активность крохи: например, просите связать рассказом два нарисованных по отдельности предмета. При этом предметы могут быть запечатлены на бумаге весьма схематично или с использованием символов-ассоциаций (мишка – большой овал; собака – маленький круг; домик – квадрат).

Мыслим правильно

Для того чтобы дети свои впечатления изображали на бумаге доступным для восприятия образом, необходимо научить их мыслить позитивно и конструктивно.
«Правильно» осмыслить образ, который необходимо воплотить в письме, в данном случае означает способность представлять задуманный предмет ясно и четко, в мельчайших деталях. Только тогда его воплощение не составит большого труда, то есть не займет много времени и сил. Но не ускоряйте ход событий. Вначале отрабатывайте узнавание ребенком основной формы предмета (его основополагающих составных элементов). Постепенно добавляйте к рисунку новые детали. Работайте с одним образом продолжительное время. Например, дорисовывайте детали к вчерашним рисункам.
Для осознанного вступления в ряды маленьких художников мышление ребенка должно быть подготовлено.
Не надо раньше времени знакомить малыша с символикой букв и цифр. Дождитесь, когда он начнет понимать, что за каждым символом стоит определенная информация. Она может подаваться прямо: например, дом – это квадратик, а сверху треугольник – или косвенно: 6 – это не просто плюшка, а обозначение количества. Символами могут кодироваться не только количественные характеристики, но и ряд ситуаций (дорожного движения), принадлежность (медицинская – красный крест; половая и т.д.).
Начните издалека. Познакомьте ребенка с содержанием разнообразных символов, а уже после беритесь за отработку написания конкретных обозначений.
И помните, порадовать вас результатами, усмотрев за обозначением символа емкую смысловую нагрузку, смогут лишь дети, обладающие достаточной подготовкой в области абстрактного и логического мышления.

Логика мысли

Логика поможет малышу связать мысленную картинку и реальный образ, находя в них определенные сходные признаки. В процессе этого узнавания дети начинают самостоятельно «опредмечивать» результаты своего изобразительного творчества. И вот мамы и папы впервые слышат, как ребенок «читает» рисунок, находя в своих ломаных закорючках машинку, в которой едут Маша, мама и кукла Таня. Не стоит переубеждать его, утверждая, что вы не видите реальной картинки, ведь он учится логически мыслить, упорядочивая свои эмоции на листе бумаги. И пусть достоверного сходства пары кружков и упомянутых персонажей вы не улавливаете, поддержите разговор, расспросите, где именно Маша, мама, в какой позе они сидят, на каких сидениях, куда едут. Расспрашивая, вместе с ребенком уточняйте рисунок, добавляя в него необходимые детали, конкретизируя последовательность событий. Ваши вопросы должны быть нацелены на то, чтобы он вспомнил основную или упрощенную для восприятия форму предметов (машина – овал, например), мелкие детали, воспроизвел нормальный ход событий во времени.
В это время с помощью ваших ярких эпитетов, запоминающихся сравнений перед глазами малыша действительно предстанет знакомая картинка, возможно, не имеющая ничего общего с только что нарисованной. Но если малыш не спешит усовершенствовать свое полотно, не настаивайте. Ведь главная работа на данном этапе должна проходить на уровне развития интеллекта, воображения и абстрактного мышления ребенка.

Ребенку необходимо научиться:

  • правильно воспринимать реальные образы (называя их форму, базовый цвет, функцию, ситуации, в которых они бывают задействованы);
     
  • знать, что такое основные детали предмета (без которых он не может существовать, быть узнанным) и вспомогательные (наделяющие образ подробностями);
     
  • уметь связывать детали одного предмета, понимать логику их соединения и сохранять в голове целостный образ на протяжении всего периода исполнения рисунка;
     
  • представлять, как и каким сюжетом могут быть связаны два или более предметов на одной картинке.

Анализ, синтез и абстракция

Невозможно изобразить то, о чем ты не имеешь представления. Поэтому старайтесь развивать кругозор ребенка, синтезируя (разбирая по составу) интересные ему предметы. Двигаться в работе с ребенком следует только вслед за его интересом – это продуктивнее всего. Дети, как правило, запоминают только то, что им действительно интересно. Малыш любит машинки? Купите ему новое игрушечное авто. На пике положительных эмоций начинайте познавательную беседу: «вот корпус», «вот двери», «спереди и сзади фары» и т.д. Находите и предлагайте малышу различные сравнения, метафоры, аллегории. Фары – глаза машины, так как она не может вертеть своим лицом (бампером), фары у нее с спереди и сзади. Двери – руки автомобиля. Крыша – гладкая спинка. Колеса – ноги.
Тут же задайте вопрос, проверьте понимание ребенком ваших слов: какая часть «тела» машинки скрыта от глаз? Правильно, животик (днище машины). Определитесь с основной формой вашего любимца – овал, прямоугольник? Пусть малыш выскажет свое мнение. Оно может быть далеко от истины и даже не соответствовать геометрической форме предмета, но если ребенку легче представить форму автомобиля, сравнивая ее с облаком, пусть будет так.
После изучения схемы транспортного средства, предложите малышу поиграть в машинки. Малыш будет маленькой легковушкой, а вы грузовиком. При этом необходимо будет изобразить предмет на память. Становитесь и вы на четвереньки, пытайтесь обогнать своего ученика, посигналив ему «фарой». Попутно выясните, где у новенькой легковушки Саши багажник, открываются ли двери. Покажите, как открывается «капот» и двери автомобилей. Перенос схемы изученного предмета на живую натуру способствует развитию образного мышления. Поэтому как можно чаще просите малыша изобразить цветочек или домик, определенным образом сложив руки над головой.
Используйте и другие подручные предметы, чтобы развить таланты ребенка. Понимание абстрактного образа можно закрепить, например, в дороге. Покажите ребенку корпус мобильного телефона. Попросите малыша поискать у телефона сходства и различия с автомобилем. Пусть ребенок обозначит, где должны крепиться основные недостающие детали транспортного средства.
Стимулируйте воображение и абстрактное мышление крохи, придумывая различные игры и забавы. Используйте различные средства визуализации предметов и образов, постепенно переходя к сложным абстрактным формам. И помните, гибкий, готовый к экспериментам интеллект ребенка – универсальный и лучший инструмент в любом деле. Замысел любого предприятия рождается в голове. И от того, насколько совершенным будет его образ, зависит успех проекта маленького художника.