Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Блюда из пароварки. Лучшие рецепты блюд

Блюда из пароварки. Лучшие рецепты блюд

Издательство: Лада/Москва

97 руб.

Особенности развития речи у детей 4 лет

27.11.2011

Особенности развития  речи у детей 4 лет

Если вашему ребенку уже 4 года, а он не говорит «ш» или произносит его как-то неправильно, попробуйте начать с «домашней» диагностики. Одна из основных причин возникновения нарушений звукопроизношения – расстройство подвижности артикуляционных органов. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Другой причиной может быть анатомическое строение подъязычной связки, слабость мышц языка и неправильное использование дыхания. Чтобы восстановить нарушенные функции, необходимо уделить внимание артикуляционной гимнастике.

Виды неправильного произношения звука [ш]

  • Язык отодвинут в глубь рта и не участвует в произношении, воздух с шумом проходит между сжатыми зубами. Иногда в подобном произношении участвуют губы, они могут прижиматься к передним зубам. Тогда возникает дополнительный призвук звука [ф].
     
  • Воздух «бьет» в обе щеки (иногда сильнее в одну) так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Звук получается «хлюпающий».
     
  • Кончик языка прижат за нижними зубами, а «спинка» – выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно.
     
  • Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одного из углов рта.
     
  • Задняя часть языка поднимается к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук, в то же время напоминающий [х].
     
  • Язык прижат или приближен к передним зубам. Такое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно.
     
  • Шипящие звуки заменяются на свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]).
     
  • Слова для проверки произношения звука [ш] — шар, шапка, мыши, уши, каштан, бабушка, мундштук, кашпо, пунш.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно два раза в день по 15-20 минут.
     
  • Перед тем как начать занятие с ребенком, разучите сами эти упражнения.
     
  • На первых порах перед малышом поставьте зеркало для зрительного самоконтроля.
     
  • Перед началом занятия расскажите ребенку, как называются основные артикуляционные органы.
     
  • Каждое новое упражнение проработайте сначала в медленном темпе, постепенно его наращивая.
     
  • Не сердитесь на малыша, если какое-то упражнение не получается у него сразу. Терпение — ваш лучший союзник.
     
  • Если какое-то движение совсем не получается у ребенка, помогите ему рукой (руки  должны быть чистыми)

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Упражнение для воздушной струи

«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ»

Цель: выработать плавную, длительную, сильную воздушную струю.
Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки на морозе. Струя воздуха должна быть теплой.

«ЗАГОНИМ МЯЧ»

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.

Упражнение для губ

«БУБЛИК»: зубы сомкнуть, вытянуть губы вперед, как будто произносите звук [о].

Упражнения для языка

«НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ»... Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
Обратите внимание! Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Обратите внимание! Необходима работа только языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Обратите внимание! Работает только язык, а нижняя челюсть не помогает (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Непослушный язычок».

«Фокус» Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите внимание! Нижняя челюсть неподвижна. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Игровые упражнения для артикуляционных органов

Для выполнения понадобится небольшой шарик диаметром 2-3 см со сквозным отверстием и крепкая веревочка длиной 60 см. Веревочку проденьте в отверстие шарика и завяжите на узел.
1. Пусть малыш подвигает шарик по веревочке влево-вправо. Ребенок держит веревочку горизонтально двумя руками, натягивая ее. Двигать шарик необходимо языком.
2. То же упражнение, но на этот раз малышу предстоит держать веревочку вертикально и двигать шарик языком вверх. Конечно, опускаться вниз шарик будет самостоятельно.
3. Малыш выполняет упражнение «Чашечка». В этом положении он должен поймать шарик языком.
Обратите внимание! Взрослый обязательно должен удерживать шарик за веревочку, чтобы ребенок нечаянно его не проглотил. После каждого занятия промывайте шарик теплой водой с мылом.

Вызываем звук «ш».

При произнесении звуков [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, широкий кончик языка находится за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка идет теплая струя воздуха.

Вариант 1. Ветер

Произнося [ш-ш-ш...], дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону. Данное движение используется для проговаривания слогов -ша-, -шо-, -шу-, -ши-.

Вариант 2. Руки замерзли

Произнося [ш-ш-ш...], быстро трут ладошки друг о друга.

Слоги с движениями

Ша-шо-шу. Движение на звук [ш] – «Руки замерзли» — переходит в движение на гласный звук.
Аш-ош-уш. Движение на гласный звук переходит в движение на звук [ш] – «Руки замерзли».

Слова с движениями

Шар
ш – быстро трем ладошку о ладошку.
а – разводим руки в стороны.
р – делаем «моторчик».
Шуба
ш – быстро трем ладошку о ладошку.
у – вытягиваем руки вперед ладошками.
ба – наклоняемся вперед и «роняем» руки вниз.

Стихи с движениями

Поочередно то правую, то левую ладонь подносить ко рту, «шушукаясь».
Шу-шу-шу!
Ши-ши-ши!
Мышки шепчутся в тиши.
Согнутые в локтях руки слегка развести в стороны, пожать плечами и поворачивать голову вправо-влево.
Спрашивает мышка мышку:
Где купить про кошку книжку?
Поочередно то правую, то левую ладонь поднести к уху, «прислушиваясь».
Тише, мыши, не шуршите!
Нашу кошку не будите.