Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Награда царя птиц: корейские сказки

Награда царя птиц: корейские сказки

Издательство: Нигма

Автор: Ходза Нисон Александрович

630 руб.

Афиша
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
16.10.2017
Мюзикл «Щенячий патруль. Смело за дело!» приедет в Москву

Под Новый Год обыкновенно происходят самые необыкновенные события. ...

подробнее...
26.09.2017
Цирковое шоу-мюзикл «Маленький принц»

30 сентября 2017 г. в «Цирке Чудес» состоится ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

Игра как лекарство

27.11.2011

В издательстве «Никея»  вышло две книги детского психолога Татьяны Шишовой – «Страх мой – враг мой»  и «Расколдуйте невидимку» . В книгах предложены игры, которые помогают ребенку справиться с комплексами. О детских психологических проблемах и о книгах мы побеседовали с автором. 



 


Татьяна ЛьвоИгра как лекарствовна, почему Вы решили написать книги о борьбе со страхом и застенчивостью? Ведь многие живут и не считают это серьезной проблемой. В чем опасность этих состояний?

Если не помочь ребенку в детстве справиться со страхами и застенчивостью, то впоследствии это может создать для него и для окружающих множество проблем, у него будут развиваться комплексы, будут происходить определенные искажения характера. Эти книги должны помочь родителям и ребенку в борьбе с психологическими проблемами на различных этапах. Книги рассчитаны на индивидуальную работу мамы с ребенком. Ведь не все могут ходить на специальные занятия, а поиграть с детьми в игры, которые приводятся в этих книгах, может практически любой. Этим обусловлена «прикладная» ценность книг.


Как определить грань, когда страх естественен, а когда страх и застенчивость, могут привести к каким-то патологиям?

Страхи и застенчивость до определенной степени нормальные реакции. Но надо обращать внимание, когда страх и застенчивость не соответствуют возрасту. Например, ребенок в 5-6 лет боится пылесоса. Но это страх очень маленького ребенка (1,5 – 2 года), который считает, что пылесос живой. Следовательно, если такой страх возникает в пять лет, ребенку необходима помощь. Часто дети панически боятся остаться одни дома, ехать в метро. С определенного возраста это уже является нарушением нормы.

Застенчивость так же, как и страх, нормальна на определенном моменте развития. Примерно в 9 месяцев выделяются «свои» и «чужие», и может проявляться страх «чужих». Это говорит о том, что развитие идет нормально. Но если, например, ребенок в 6 лет не отпускает ни на шаг маму и не соглашается, чтобы она даже оставалась в коридоре во время занятий, – это уже отклонение от нормы. Некоторые дети не могут вообще здороваться, не могут выступать в садике. Бывает так, что даже в школьном возрасте ребенок не может поддержать разговор, диалог для него мучителен, он не знает, о чём говорить, забывает от волнения, что хотел сказать. На фоне этого иногда развиваются тики, энурез, истерики или повышенная агрессия. В таких случаях нельзя пассивно наблюдать за тем, что происходит, - ребенку необходима ваша помощь!


Иногда за застенчивостью может скрываться жажда лидерства…

Да, бывают такие дети, которые, например, в садике ведут себя очень тихо, их не слышно, не видно, а придя домой, они начинают распоясываться, грубить, хамить, драться, таким образом компенсируя жажду лидерства. В таком случае необходимо помочь ребенку более свободно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, научить его договариваться, а не настаивать на своем и не обижаться. Надо учить его  участвовать в занятиях и играх, которые предлагаются в садике. Тогда и дома поведение ребенка станет спокойнее, ему не надо будет так агрессивно самоутверждаться. Существуют также игры, которые помогают в подобных ситуациях. Родители могут дома заниматься, а точнее играть, с ребенком, тем самым помогая ему изжить неуверенность.


Есть ли различия в застенчивости у девочек и мальчиков? Может, для девочек более характерна застенчивость?

Разница, конечно, есть. И смешение поведения, когда женщины начинают вести себя мужеподобно, а мужчины, наоборот, женоподобно, не укрепляет психику. В современной культуре многое направлено на дезориентацию половых ролей. Например, женская  черта, которая всегда приветствовалась, была скромность. И то, что сейчас называют раскованностью и раскрепощенностью, раньше называлось доступностью и наглостью. Но от жонглирования словами сущность не меняется. В русском языке существует очень четкое и прямое наименование – «женщина легкого поведения».

Другое дело, что бывают девочки слишком зажатые, они не могут отвечать задание в классе, у них совсем нет подружек. Конечно, это проявление ненормальной застенчивости, которую надо корректировать. И ролевые игры помогают бороться с такими проблемами.


Вы выбираете именно ролевые игры как метод борьбы со страхами и застенчивостью. Почему?

Действительно, в книгах «Страх мой – враг мой» и «Расколдуйте невидимку» предлагаются разные игры для преодоления психологических комплексов, прописываются сценарии игр. Дело в том, что ролевая игра для ребенка — одна из важнейших сфер его деятельности, через ролевую игру он осваивает мир, проигрывает те или иные модели поведения, взаимоотношений, он как бы примеривает на себя разные роли и таким образом социализируется. С помощью игры ребенок учится выстраивать разговор: он должен выслушать другого, взаимодействовать с ним. И если ребенок не играет в ролевые игры, то это может говорить о каких-то нарушениях его психического развития. Например, у детей с аутизмом ролевой игры практически нет. Сейчас у очень многих детей с нормальным интеллектом мало ролевых игр, или же они бедные. И поскольку многие дети довольно примитивно играют в ролевые игры, то игровые занятия могут быть полезны не только для преодоления конкретной психологической проблемы, но и для общего развития. Поэтому даже здоровым детям бывает полезно играть в такие игры.


Вы упомянули о том, что даже многие дети с нормальной психикой сейчас плохо и примитивно играют, что отражает возможные сложности в общении. С чем это связано?

Для ролевых игр очень важна фантазия. Я выделю две причины, по которым детям сегодня сложно играть.

Жизнь в квазиреальности, в пространстве компьютера значительно обедняет сознание, примитивизирует его. Уже отмечено, что дети, которые много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не обладают богатой фантазией, у них тормозится эмоциональное и интеллектуальное развитие. Очень часто у таких детей бывают такие субдепрессивные состояния, при котором ребенку уже особо ничего не хочется. Обеднение эмоциональной сферы, фантазии и даже собственно желаний ведет к тому, что ребенку становится тяжело играть.

Вторая причина связана с системой образования. Сейчас часто дети перегружены занятиями, кружками, детским садом, общением и так далее. Информационная перегрузка также наносит вред, потому что ребенок в своем развитии проходит определенные стадии. Если мы перепрыгиваем через ступени развития, то мы перегружаем ребенка. Учеба должна начинаться с того момента, когда созревает мотивация, желание учиться. Если такой мотивации нет, а ребенок уже в 4 года посещает 10 кружков, то это может нанести вред психологическому развитию. В частности, это будет проявляться и в неспособности играть.

Если ребенку сложно играть, то родителям следует ему помочь, потому что, повторюсь, ролевые игры – важнейший способ социализации.

 

Игры, таким образом, способствуют также общению детей и родителей?

Для общения с родителями ролевые игры, конечно, могут быть полезны.  Например, мы даем такие игры тем детям, у которых нет патологического страха и застенчивости, но разлажены отношения с мамой, нет взаимопонимания или появляются частые капризы, протестные реакции и так далее. В процессе игры родителям легче найти контакт с ребенком.


Ваше пожелание родителям, которые будут читать Ваши книги?

Я желаю находить радость в общении с детьми, не преувеличивать степень сложности, потому что без сложностей нет жизни, и в то же время быть внимательными к своим детям для того, чтобы не упустить проблемы, которые могут перерасти во что-то серьезное.  

 

Беседовала Елизавета Меркулова