Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Красавица и Чудовище

Красавица и Чудовище

Издательство: Клуб семейного досуга

101 руб.

Афиша
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
14.03.2017
Детский интерактивный спектакль КРАСКИ

Театр Кураж Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут ...

подробнее...
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...

Свобода как подарок к Новому году

13.12.2011

Что подарить подростку на Новый год? Свободу! Тщательно дозированную свободу. Новые отношения с нового года, в которых у вашего подростка будет больше прав и больше ответственности. Часто это ключ к решению многих подростковых проблем — считает кандидат психологических наук, педагог-психолог «Школы Сотрудничества», доцент кафедры психологии МПГУ Киселева Татьяна Борисовна.



Мать наклоняется над младенцем и нежно воркует. Малыш еще не говорит и не понимает, что говорят ему, но взрослых это не останавливает. «Поел, мой маленький? Поел, мой хороший. Теперь оденемся, и гулять пойдем».

«Что ты с ним разговариваешь, Он еще по-русски даже не говорит», — возмущается старший брат.

«И не заговорит, если мы не будем с ним разговаривать и стараться понять, что он хочет нам сказать. Для того чтобы маленький человек развивался, надо общаться с ним так, как будто он нас понимает. А теперь хватит бесед, быстро доделывай алгебру, пей молоко, зубы чистить и спать. Нет, никаких обсуждений, и слушать не хочу. Уже девять вечера. Никаких звонков, и мне не важно, с кем ты там договорился. Быстро спать!»

Мы знаем, что младенец нуждается во внимании, что с ним нужно разговаривать, как бы «из-за кадра», ориентируясь на его будущее понимание. Но с подростком мы не готовы общаться как со взрослым, ориентируясь на его будущую самостоятельность.

Сегодня уже в 11-12 лет у детей возникает свойственное подростком чувство взрослости, потребность в своей  зоне ответственности, в принятии собственных решений. Но отношения между взрослыми, родными, педагогами и 11-15-летними подростками сохраняются на уровне 7-летних. Родители продолжают определять и организовывать всю жизнь подростка: выстраивают образовательный маршрут, планируют учебную нагрузку, кружки и секции, решают какую одежду ему носить, как постричься, даже с кем дружить.  Особенно тяжело приходится детям ответственных и заботливых родителей. Количество дополнительных занятий (это и музыка, и языки, и спорт и т.д.) помимо школы бывает столь велико, что у тинэйджера не остается времени и сил осознать и обдумать собственные планы и желания.

«Так что же, — скажут многие ответственные и серьезные взрослые, — дать им волю? Позволить бросить музыкальную школу, разрешить не  готовить домашние задания, а вместо бассейна компьютер? Как же можно позволить быть самостоятельным безответственному и несамостоятельному существу?»

Такой же вопрос мальчик задавал своей маме: «Зачем ты разговариваешь с младенцем, который тебя все равно не понимает?». «Говорить надо сейчас, чтобы он понял нас потом» - отвечает мать. Вот и подростку требуется самостоятельность еще до того, как он сможет нести полную ответственность за последствия своих решений.


Мы ожидаем от подростков самостоятельности, которую не позволяем им проявлять!

На приеме у психолога мама 11-летнего отрока, обеспокоенная его инфантилизмом. Если ему не напомнить, он опоздает в школу, пропустит занятие по английскому языку. Если не сесть с ним рядом, он не начнет делать уроки. Как быть? На вопрос «А за что отвечает сам мальчик? В какой области жизни он принимает  решения и несет за них ответственность?» мама ответа не нашла. Вся жизнь ее сына находится под контролем. Но если мы не учим ребенка принимать решения и их реализовывать, то какой ответственности можно ждать? Ребенок безответственно относится к заданиям по музыке, жалуется мама. «А ваш сын хочет заниматься музыкой?» «Нет, но мне так хочется, чтобы он умел играть…»

Одна из насущных школьных проблем 12-15 летних — проблема учебной мотивации. Но никто не спрашивает у подростка, а хочет ли он учиться. А вдруг не хочет, что тогда делать? Вот он, главный парадокс: мы не видим противоречия в том, что ожидаем от детей ответственности, самостоятельности, инициативности в достижении целей, которые поставили перед ними, не спросив их мнения. 

Советы родителям:

  • Начиная с 1 класса выделяйте ребенку зону ответственности его школьной жизни. Сначала он сам собирает портфель, потом сам готовит домашние задания по предметам, с которыми хорошо справляется и т.д.
  • Зона ответственности должна расширяться постепенно. Типичная ошибка родителей — ребенок резко переходит от тотального контроля к полной самостоятельности. 
  • Начиная с 5 класса зона ответственности ребенка должна распространяться на личную его жизнь. Он должен иметь возможность распоряжаться какой-то суммой денег, например, сам оплачивать телефон. Допустим, «у тебя на месяц есть 500 руб., ты можешь сходить в кафе, положить их на телефон или оплатить он-лайн игру». 
  • К 7 классу подросток уже может самостоятельно выбирать кружки и секции, которые посещает. Но оговорите условие: сделав выбор, его нельзя изменить на протяжении определенного времени (например, бросить занятия в течение полугода). 
  • Если вы затрачиваете на образование подростка значительные материальные средства, объясните ему, что это ваш совместный проект и поэтому решения по нему вы будете принимать вместе. 
  • Не задавайте вопросов «Что у тебя случилось?» и не давайте  комментариев «Я же тебе говорил!». Просто выслушайте и сообщите свои впечатления: «Мне кажется, что тебе это интересно» или «трудно». 
  • Подростки настороженно относятся к похвале взрослых. Возможность быть свободным в своей зоне ответственности — уже само по себе награда.