Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Праздничный стол от Наташи Королёвой

Издательство: АСТ

Автор: Королева Наталия

102 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
26.10.2016
Первые новаторские гонки на санях

28 января во Дворце пионеров на Воробьевых горах ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Детская йога – это модное веяние или наука?

26.12.2011

Детская йога – это модное веяние или наука? Об особенностях занятий для детей рассказывает Вика Занкина – профессиональный педагог, первый и пока единственный в нашей стране сертифицированный преподаватель йоги для детей по методу «YogaKids».


Я начала искать информацию о детской йоге в русскоязычном интернете и обнаружила, что её очень мало…

Да, это так. Я пока нашла всего 3 книги на русском языке: Дж. Пегрум «Детская йога. Радость движения», А. Бокатов «Детская йога» и М. Палатник «Простая йога для детей». В них описаны асаны, есть картинки, но методических советов, в какой форме подавать их детям, даётся мало . Учитывая отсутствие информации, я приветствую присутствие родителей на занятиях: и в качестве зрителей, и в качестве участников. На мой взгляд, очень важно, чтобы родители как минимум хотя бы посетили занятие. Прочувствовав, родители лучше понимают, почему дети согласны ездить на занятия йогой с другого конца Москвы.

Существует мнение, что йогой детям заниматься вредно. Что ты об этом думаешь?

Йогой детям заниматься очень даже полезно
В Индии я познакомилась с детскими преподавателями, несколько десятков лет успешно работающими с детьми. В традиции Свами Шивананды, например, дети от 5 лет выполняют весьма сложные асаны. В традиции БКС Айенгара существует мнение, что до 8 лет дети должны «играть в йогу», однако после восьми начинается весьма насыщенная практика. В Москве также – и от родителей, и от детей я вижу только позитив. Дети очень естественно реагируют на свои ощущения: как только они устают, они просто перестают делать упражнения. Они прекрасно чувствуют свои пределы, в отличие от взрослых.

В чем особенности детской йоги?

В форме подачи материала. Обычно наше занятие посвящено какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан. Академически последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Но используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные – игрушки, картинки; аудиальные – музыка, счёт, пение; т.е. своеобразные «крючочки», помогающие запечатлеть асану в памяти ребенка не только как некое непонятное физическое положение, а как целый образ. Например, занятие сегодня было посвящено геометрической форме – кругу и его проекции – шару. В начале занятия мы делали различные круговые движения – разминали суставы. Параллельно мы вспоминали знакомые нам предметы или природные явления, связанные с этой формой: солнце, луну, каплю воды, с расходящимися от неё кругами. Затем мы выполнили сурья намаскар – приветствовали солнце и, когда делался прогиб в спине, я подчеркнула, что он является частью круга. Комплекс включал в себя большое количество прогибов в разных вариантах. Т.е. круговая линия шла общей темой через всё занятие. И закончили мы, расстелив свои коврики по кругу, и эта непрерывная линия означала, что ТО, что мы отдаём, к нам и вернется по этому кругу рано или поздно.

Ещё одно занятие было посвящено грудному отделу, мы делали асаны на осознание, раскрытие этой области, говорили об анатомии сердца, считали пульс, и в конце занятия, во время финального расслабления, мы обсуждали выражение «камень на сердце», и то, что оно означает. Мы вспоминали какие-то конкретные ситуации, от которых «камень на сердце» остался до сих пор. Одна девочка, например, назвала ссору родителей. Хотя ссора родителей и не имела к ней «прямого отношения» и была достаточно давно, ребенок всё ещё носит этот «камень» в себе.

Вы как-то с этим работаете?

Да, конечно. Мы мягко дышим в эту область и начинаем «камень» раскатывать в «песочек», затем «песочек» сдуваем, затем рисуем или описываем словами «камень» - т.е. трудную ситуацию – на листе бумаге, а потом его уничтожаем. Мы прорабатываем большое количество разных страхов и фобий, которые закладываются, зарождаются в этом возрасте. И проработка, что очень важно, происходит легко, играя, не вызывая отторжения. Положительные результаты видны тут же!

Подобные занятия для взрослых я пока еще не видела, хотя многие родители, которые сами занимаются йогой, поучаствовав в нашем процессе, говорят, что им стали гораздо понятнее многие вещи. Например, триконасана – поза треугольника, воспринимаемая через всем известный образ египетской пирамиды, позволяет почувствовать её силу и мощь, которым одна, две, три тысячи лет (мы считаем, проговариваем, вытягиваемся).

Чем вы еще занимаетесь помимо асан?

Ещё раз повторюсь, что академическое наполнение наших занятий слабо отличается от взрослых. Кроме асан мы делаем те же базовые дыхательные упражнения: нади-шодхану, бхастрику, капалабхати.
Постепенно дети учатся выполнять их и испытывают то же самое воздействие от упражнений, что и взрослые.
Вообще, в методе YogaKids есть много элементов, которые делают занятие интересным и полезным. Например, Brain Balance – я перевожу как «мостики для мозга» – когда посредством асан и дыхательных практик мы активизируем и «уравниваем» работу правого и левого полушарий мозга, и отслеживаем ощущения «до» и «после». Дети закрывают глаза и очень хорошо чувствуют и могут описать эту разницу: после нади-шодханы, например. В конце занятия мы обязательно рисуем 10-15 минут: раскрашиваем мандалы или просто рисуем, для того, чтобы выразить эмоции или страхи, проговариваем их. Иногда мы проводим визуализации или задаем позитивную установку: например, хорошо выступить на следующий день в конкурсе по танцам.
Элементы метода YogaKids* - они как конструктор, преподаватель может, сочетая их, сделать любое занятие увлекательным для любого ребенка.

Почему именно детская йога?

Я – преподаватель по своей натуре и образованию. Вся моя деятельность связана с детьми: какое-то время проработала в школе, затем в британской организации, консультировала родителей и детей, решивших получать образование в школах и университетах Великобритании. В 2005 я попала на огромную ежегодную выставку йоги – Yoga Show - в Лондоне, где были представлены йога-школы Европы и Америки, проходили мастер-классы и т.д.. Там моё внимание привлёк яркий сиреневый стенд с фотографиями малышей, делающих асаны. Я была потрясена! Как же мне раньше это не пришло в голову! Возможно потому, что в России эта тема находится в полном андеграунде, до Yoga Show я и не слышала о детских занятиях йогой. Эта тема настолько меня заинтересовала, что я начала собирать информацию. Оказалось, в мире существует несколько школ, специализирующихся на детской йога-практике, я сравнивала их подходы, сроки обучения, стоимость и выбрала «YogaKids». Школа родилась в Штатах порядка 20 лет назад, активно развивается и хорошо себя зарекомендовала. Автор метода – Марша Вениг – выпустила свою книгу. Мне понравилось то, что «YogaKids» не причисляет себя к какой-то одной йогической традиции, а наоборот объединяет преподавателей с разным опытом личной практики. Кроме того, в своей британской магистратуре я изучала психологию творчества и творческие процессы, и методы школы были мне близки.
Я связалась с «YogaKids» и узнала о проводимых ими тренингах для учителей. Стоили они немало. И я начала откладывать деньги, хотя на тот момент не имела никакого представления о том, где и кому буду преподавать.
Уже на первом семинаре преподавательского курса я поняла, что это что-то невероятное! Там были люди, для которых занятия йогой с детьми – обычное ежедневное дело, опытные преподаватели со всего мира, вырастившие своих детей в йоге, приехавшие учиться чему-то новому. Очень пригодился мой английский
Мне не верилось, что я смогу также. И я не знала, будет ли это кому-то нужно в Москве. Но к концу курса я уже начала думать о том, с кем я буду разговаривать по возвращению. Сомнения ещё присутствовали, хотя решение уже было принято. Мне хотелось поделиться полученной информацией.
После первого семинара я еще полтора года занималась дистанционно, у меня была чудесная научная руководительница из Мексики – опытная йогиня и детский психолог, общение с которой шло по электронной почте и телефону. Закончилось все финальным 10-дневным семинаром, дипломным проектом и, собственно, дипломом. Было много практики и много теории, посвященной именно работе с детьми и форме подачи информации им: как объяснять асаны, откуда брать легенды, как делать визуализации и медитации. Я узнала много нового.
Кроме того, у школы есть закрытый форум для преподавателей, который каждый день просто «кишит идеями»! Люди с радостью делятся своими наработками по разным вопросам. Это огромный ресурс. Было бы здорово сделать подобный ресурс у нас, так как каждый день на занятиях возникает столько вопросов и идей! Планирую добавить форум к своему сайту.

Какова мотивация родителей, приводящих детей на занятия?

У большинства родителей основная мотивация – это здоровье. Хотя, есть несколько человек, у которых «долгосрочные планы» на практику – и у родителей, и у детей. Процентов 30 детей приходит на занятия с мотивацией «просто нравится». Родители привели в первый раз из любопытства, и ребенок «бежит на занятия». Но зачем он бежит, они не знают
Одна православная бабушка, приводящая внука, как-то сказала, что после занятий у неё возникает ощущение «как в церкви побывала»
До сих пор существует много стереотипов о йоге и йогах, как о голодных аскетах, спящих на гвоздях, хотелось бы развенчать их и донести, что йога это не только упражнения два раза в неделю на коврике в зале…
Часть родителей под впечатлением от рассказов и показов детей начали сами заниматься йогой. Кто кого приводит на занятия?

Какова мотивация детей?

На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий «нравится-не нравится». Нравится – делают, не нравится – не делают. Старшие дети уже могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться после занятий в школе. А младшим просто нравится пообниматься, поиграть, порисовать, потискать друг друга, поболтать.

Какие возрастные группы существуют?

4-5-6-7 лет, 8-9-10-11 и старшие. Такие возрастные диапазоны, на мой взгляд, наиболее оптимальны. Младшие смотрят на старших и тянутся за ними. Иногда бывают исключения, и малыши попадают в старшую группу или наоборот.

Ты проводишь занятия в больших группах?

Нет, в маленьких. И в перспективе занятия в группах до 10 человек. Хотя, в тех же Штатах, например, широко распространена практика ведения занятий тандемом из двух преподавателей. Тогда и группа может быть гораздо больше – внимания каждому ребенку по-прежнему достаточно, и для преподавателей это бесценный опыт наблюдения и самонаблюдения. Так что и для нас это хорошая перспектива.

Помимо занятий с детьми планирую проводить работу с родителями и педагогами, с людьми, заинтересованными в применении метода YogaKids. Существует возможность пригласить в Россию для проведения семинара Маршу Вениг. Еще в скором времени готовится к изданию в России её книга в моём переводе - книга очень актуальна и нет никакого сомнения в том, что эта информация будет востребована.
Верю в то , что сегодняшние дети, начав сейчас, будут расти в своей практике, что у них будет еще много учителей. А через 20-30-40 лет на вопрос: «Как давно вы практикуете?» смогут ответить: «С детства!»

Полная версия интервью опубликована в №3 2007 журнала «Йога», автор – Наталья Сандер