Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Полевые цветы" (АБ 41-212)

Набор "Полевые цветы" (АБ 41-212)

Издательство: Клевер

313 руб.

Афиша
24.05.2017
Уникальное Шоу в "Цирке Танцующих Фонтанов Аквамарин"

«Продюсерская компания Аквамарин» приглашает Вас 2 июня на ...

подробнее...
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
17.08.2017
«Шоу профессора Николя» в парке Сокольники

В воскресенье, 20 августа, в рамках продолжения летней ...

подробнее...
04.07.2017
Фестиваль «Свежесть лета»

Новый фестиваль «Свежесть лета» пройдет в Москве 22 ...

подробнее...
22.06.2017
Встречайте: «ЗОЖ 2.0 Перезагрузка»

Самое яркое событие этого лета -  Некоммерческий Фестиваль ...

подробнее...
08.06.2017
АндерСон собирает семейный оркестр

7 июня в семейном кафе АндерСон ожидается пополнение! ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...
21.06.2017
Hobby Games предлагает сыграть в популярные игры на «Дикой Мяте 2017»

Сеть магазинов Hobby Games приготовила увлекательную игротеку для ...

подробнее...
29.05.2017
День защиты детей в галерее "Пересветов переулок

Галерея « Пересветов  переулок » приглашает на дворовую ...

подробнее...

Муки слова. Как помочь малышу в овладении речью

26.12.2011

Очень часто при оценке речевого развития малыша родители обращают внимание только на то, насколько правильно ребенок произносит звуки. А о том, что ему впоследствии надо будет уметь грамотно строить предложения, связно высказываться, мы, как правило, редко задумываемся. Тем временем, все речевые навыки складываются в самом раннем возрасте!


Мы умиляемся, слыша, как лопочущий малыш с каждым днем употребляет все больше и больше слов. Однако рост словарного запаса и успешное подражание взрослым еще не является гарантией становления грамотной речи. Ребенка нужно научить правильно строить свои высказывания. Даже незначительные недостатки в речи крохи могут впоследствии привести к трудностям в чтении и письме. И в результате ребенок начнет получать «двойки» по русскому языку.

Нужно бить тревогу...
  • если ребенок к 1 году 2 мес. не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание;
  • если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов.
  • если ребенок в 2 года и 6 мес. не строит предложение из трех-четырех слов.

Нестор для малыша
Специалисты советуют мамам завести «речевую карту» ребенка. Она поможет кратко отмечать успехи и недостатки речи малыша. Ребенок должен хорошо ориентироваться в названиях групп предметов, в обозначении действий предметов, в построении вопросительных предложений, употреблении предлогов и т.д.

Как кукарекает Петя?
Актуальные для малыша группы предметов:
Игрушки: кукла, мишка, мяч.
Посуда: чашка, тарелка, ложка.
Одежда: шапка, пальто, ботинки.
Мебель: стол, стул, шкаф.
Домашние животные: собака, петух, кошка.
Растения: дерево, цветок, листочки.
Фрукты: яблоко, груша, персик.
Овощи: морковь, огурец, помидор.
Транспорт: машина, автобус, метро.
Части тела животного: голова, лапы, хвост.
Действия: улыбаться, рисовать, есть, читать, одеваться.
Положение предмета: близко, далеко.
Звукоподражания: как тикают часы? Как капает дождь? Как лает собака? Как кричит петух?
Показать, взять, отдать предмет («Найди мяч». «Возьми книжку и положи ее на стол». «Возьми куклу, заверни и положи в коляску»).

«Счастье, когда тебя понимают...»
3-6 мес. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6-10 мес. Малыш понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй папу», «где мама?», «дай ручку» «можно», «нельзя» и т.д.)
10-12 мес. Ре6енку знакомы названия отдельных предметов, их изображения.
12-14 мес. Он узнает предметы на сюжетных картинках.
2 года 6 мес. Малышу знакомы слова-действия («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатые инструкции («сходи на кухню и принеси стакан»); предлоги в привычной ситуации («на чем ты сидишь?»).
2 года 6 мес . - 3 года. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
К 4 годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации.

Непраздные вопросы
Умение понимать и отвечать на вопросы - один из важных шагов в освоении любого языка.
Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? НА ЧЕМ? («Покажи, куда Лена положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
Важно понимание вопроса КОМУ? («Покажи, кому мама завязывает шарф? Кому мальчик дает морковку?»).
Не обойтись без ответов на вопросы ЧТО? КОГО? У КОГО? («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках зайка?»).
Малыша нужно научить отвечать на вопрос ЧЕМ? («Покажи, чем папа режет хлеб? Чем ты вытираешь руки?»)

О чем глаголим?
Ребенок должен уметь называть действия предмета. Чтобы шлифовать это непростое умение, маме следует:
  • в игровой форме обсуждать с малышом сюжетные картинки, на которых люди совершают различные действия («Покажи, где мальчик БЕЖИТ, а где собачка СИДИТ»).
  • Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, КТО же совершает то или иное действие («Покажи, КТО спит, КТО сидит, а КТО бежит?», «Покажи, КАКОЙ мальчик спит, а КАКОЙ умывается?»)
  • Детей очень веселят подвижные речевые игры, когда им дают словесную инструкцию («Шагай» - «Стой!»), учат различать утвердительные и отрицательные приказания с частицей НЕ («Прыгай» - «НЕ прыгай»; «Пой» - «НЕ пой»).
  • Полезно обогащать словарный запас, вводя близкие по значению слова: подметает - чистит, моет - умывается - стирает, лежит - спит); противоположные по значению (сними - надень, застегни - расстегни).

«Сколько сладких яблок лежит на диване?
Маме следует обучать кроху употреблению предлогов В, НА, ПОД, ЗА, У, С. Не обойтись без соотнесения слов ОДИН - МАЛО - МНОГО - НИ ОДНОГО соответствующему количеству предметов; соотнесению слов: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, СРЕДНИЙ - с размером предлагаемых предметов.
Также нужно развивать умение различать вкус (СЛАДКИЙ, СОЛЕНЫЙ, КИСЛЫЙ).

Снова парадокс!
Оказывается, для речевого развития младенцев папы важнее мам. Специалисты из США обследовали 92 семьи и сделали вывод: хотя мамы говорят с детьми больше, малыши, тем не менее, ориентируются в речи на пап, имитируя, к примеру, их способ построения фраз.
Видимо, женщинам свойственно перегружать кроху большим количеством слов. И только к 3 годам речевое влияние матери начинает «забивать» отцовское: объем словарного запаса школьников полностью зависит от мам!

Узнать и запомнить!
Поиграйте с малышом в игру на узнавание предмета:
  • по назначению («Покажи то, чем ты будешь чистить зубки»).
  • по описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»). Учите различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком (Бочка - Точка, Дом - Ком, Лак - Мак).
  • Поработайте над пониманием пространственных наречий (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко - близко).

Дефицит общения с взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком в младенчестве, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.