Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Дом на дереве

Дом на дереве

Издательство: Махаон

Автор: Питцорно Бьянка

193 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Телемагия, вред или польза "ящика с экраном"

26.12.2011

Казалось бы, совсем еще недавно цветной телевизор считался роскошью, по всем трем телеканалам шел балет, трансляции со съездов партии, новости и очень редко советское кино и мультфильмы. Когда на экран вышли сериалы «Рабыня Изаура», а потом «Санта-Барбара», вся страна застывала у телевизоров. Улицы мгновенно пустели. Теперь и сериалов пруд пруди, и у каждого второго панель плазменная, и телеканалов не счесть, но мы... По-прежнему проводим у голубого экрана большую часть своего свободного времени. Сейчас все чаще говорят о том, что телевизор оказывает не самое полезное воздействие на людей. Прежде всего, на детскую аудиторию. Однако, несмотря на это, многие родители бесконтрольно позволяют малышам просиживать у «ящика» часами, а некоторые мамы специально кормят карапузов под рекламу - ребенок, заворожено уставившись в экран, покорно открывает рот и подчищает тарелку. Но обратимся к фактам. Почему же сейчас все больше и больше ученых и медиков приходят к выводу о вреде постоянного просмотра телевизора. Особенно для детей?


Если говорить о физическом воздействии, то специалисты в области медицины выявляют несколько факторов, негативно влияющих на формирование детского организма. Во-первых, перед экраном ребенок долгое время сидит непо-движно, что нарушает его естественную двигательную активность, которая в этом возрасте необходима для нормального гармоничного развития. Психологи называют такое состояние депривацией, которую в детском возрасте можно характеризовать как насилие. В своем интеллектуальном росте ребенок проходит несколько стадий. Первая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. На данном отрезке жизни малышу важно активно познавать мир. Упущенное в эти годы наверстать невозможно, поэтому специалисты призывают ограничивать просмотр телевизора для детей - до 1,5 часа в день. Это максимум. И то, речь идет о малышах старшего возраста. А детям до двух лет Американская академия педиатров вообще не рекомендует смотреть телевизор.

Во-вторых, до четырех лет у человека развивается острота зрения, а в первые десять лет - мелкая моторика, управляющая глазной мускулатурой. Когда же ребенок смотрит телевизор, он длительное время находится на одном расстоянии от объекта, и ограничивает поле зрения крошечным участком (даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения). В итоге мышцы глаз не тренируются, их активность снижается примерно на 90% (!), и у ребенка появляется так называемый «оцепеневший» взгляд. Впрочем, это происходит не только из-за фиксации глаз на одной точке, а еще из-за того, что во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа-состояние» - близкое к трансу. Об этом еще в 1979 году писали австралийские исследователи Ф. и М. Эмери, а сейчас об этом знает весь цивилизованный мир.

Кроме того, многие дети, которые проводят много времени перед голубым экраном, заболевают ожирением. К этому выводу пришли ученые Колумбийского университета. Они исследовали 2800 детей с лишним весом в возрасте до 5 лет разного пола, этнической принадлежности и социального уровня жизни. Сначала измерялся основной обмен веществ, то есть количество энергии, которая необходима организму для поддержания нормальных физиологических функций. После этого ученые измеряли изменение энергии в ходе 25-минутного телепросмотра. И в том, и в другом случае дети спокойно лежали на диване и ничего не делали.

Результаты были поразительными. Оказалось, что, пока телевизор не работал, расход энергии был одним, но как только ребенок начинал просмотр, расход энергии резко падал. Получается, что, просто бездельничая, человек сжигает больше калорий, чем проведя это же время у телевизора. Таким образом, выяснилось, что телеэкран воздействует на весь организм в целом и даже на обмен веществ.

Некоторые ученые пошли дальше и решили выяснить воздействие телевидения на интеллект. Так, известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали этот аспект и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, школьной успеваемости, чтении и развитии речи. В своих работах они писали: «Наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, хуже умеют читать, хуже отличают реальность от вымысла; у них хуже развито воображение; они со страхом воспринимают окружающий мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Об этом же не так давно во всеуслышание объявил американский специалист в области физиологии головного мозга Хорст Прен, который сказал, что «такие дети страдают полной потерей способности к воображению».

Казалось бы, почему же у ребенка плохо развита фантазия, если он смотрит красочные, яркие мультфильмы и фильмы со спецэффектами? Но, по мнению доктора П. Райнера, который в 2003 году написал книгу «Застывший взгляд», телепросмотр в отличие, например, от чтения не побуждает малыша к фантазии. В своей книге доктор Райнер также пишет о том, что США сегодня переживают кризис в сфере чтения. 44% населения Америки в ходе массовых исследований были зачислены в категорию «алитератов» - людей, которые читать умеют, но не делают этого или читают лишь под давлением обстоятельств. Эти люди предпочитают всю информацию получать из новостей и ток-шоу. Похожая ситуация наблюдается и в Европе.

Исследование, проведенное под эгидой Международной ассоциации по оценке школьной успеваемости еще в 1995 г., выявило, что в Германии в среднем 15% восьмиклассников понимают прочитанный текст на уровне третьеклассников. Впрочем, как выясняется, проблема чтения еще не самая серьезная. Сегодня многие психологи и педагоги (не только в Америке или Европе, но и у нас) говорят о том, что у многих детей наблюдается отставание в развитии речи. Число таких учеников в Германии выросло на 58%. А Английское общество помощи детям с дефектами речи в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребенок «заметно отстает в речевом развитии». Здесь властям даже пришлось вводить специальные аварийные программы для первоклассников: 7-летних детей обучают тому, как здороваться или спрашивать дорогу. Специалисты считают, что все это - результат дефицита личного общения. Родители приходят вечером домой, усаживаются перед телевизором и разговаривают с сыновьями и дочерьми только скупыми односложными предложениями. А то и вовсе хранят гробовое молчание, ограничиваясь междометиями. Многие мамы и папы возражают на это, что телевизор будет развивать речь ребенка, тем более что сейчас полно детских образовательных программ. Однако не все так просто. Оказывается, когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. Но что удивительнее, организм слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Это относится исключительно к звукам речи, причем неважно, на каком языке. Ученый Уильям Кондон выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде, чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на эти звуки.

Вот еще одно неутешительное исследование: еще в 1996 году английский логопед Салли Уорд опубликовала результаты своих десятилетних исследований. Она установила, что 20% обследованных детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители пользуются телевизором как нянькой. Если малыши продолжают смотреть телевизор, к трем годам задержка составляет уже целый год. Кроме того, многие ученые говорят о гипнотическом воздействии ТВ. Наверное, многим знакома ситуация, когда пытаешься «оторвать» ребенка от телевизора, но малыш ни на что не реагирует, а при попытке выключить «ящик» разражается возмущенными воплями. Да и некоторым взрослым очень трудно заставить себя провести вечер без привычного теле-просмотра. Отчего это происходит? Объяснение тяги к «говорящему» ящику впервые объяснили ученые Байрон Ривз из Стэнфордского университета и Эстер Торсон из университета Миссури. Они обнаружили, что телевизионные приемы - склейки кадров, различные ракурсы съемки, резкие, громкие звуки - активируют ориентировочный рефлекс у человека, удерживая его внимание на экране. Если внимательно посмотреть рекламные ролики, то можно заметить, что кадры сменяются примерно через каждые три-четыре секунды. Это необходимо для того, чтобы удержать внимание зрителя. А поскольку дети начинают реагировать на телевизор уже с 6-8 недели жизни, именно поэтому их так завораживает реклама. Кстати, дети лет до семи-восьми воспринимают рекламу буквально. Если говорится, что йогурт «Чудо» самый лучший, малыш будет в этом убежден настолько, что никакие разумные доводы мамы и папы его не переубедят.

Впрочем, сегодня уже встречаются родители, которые поступают радикально - избавляются от телевизора и таким образом решают проблему. Однако для большинства такой вариант все же неприемлем, ведь иногда хочется посмотреть интересный фильм, новости, любимую передачу. В этом случае взрослым нужно стараться не только ограничить время просмотра (и детское, и свое), но, прежде всего, заниматься с ребенком. Ведь освободившееся время надо чем-то заполнить. Можно вместе поиграть, почитать, порисовать или просто погулять на свежем воздухе. Если уж позволять смотреть чаду телевизор, то стараться делать это вместе. Ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироваться от нее. Поэтому, когда ребенок видит сцены насилия в кино или передаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы.

Но, пожалуй, самое главное - нужно научить сына или дочку самому контролировать собственные желания, чтобы он мог устоять перед гипнотическим воздействием телевизионного экрана и умел радоваться реальной жизни.