Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Картонка: Дед Мазай и зайцы

Картонка: Дед Мазай и зайцы

Издательство: Проф-Пресс

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

37 руб.

Что посеем, то пожнем

26.12.2011

Посей мысль - пожнешь поступок, посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу, - такова восточная мудрость. А психотерапевт и социолог Эрих Фромм писал, что характер ребенка - это слепок с характера родителей и он развивается в ответ на их характер. Не все, конечно, что хотят родители, можно развить в ребенке, но положительно повлиять на характер малыша точно в их силах.



Клеточка со нравом
Когда начинает формироваться характер? Еще когда малыш живет в мамином животике.
Перинатальные психологи считают, что спокойная семейная атмосфера, в которой пребывает ожидающая малыша мама, благотворно воздействует на ребенка. Позитивная эмоциональная среда даже приравнивается ими к развивающей. Так что формирование детского характера начинается задолго до рождения ребенка. Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, модель общения с взрослыми и сверстниками, определенное отношение к действительности.


Теория кризисов
Известный психоаналитик Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» предполагал, что все люди проходят через 8 психологических кризисов, 5 из которых приходится на детство. Возраст для каждого кризиса, конечно, определяется приблизительно и может сильно отличаться у разных детей. Характерно, что в период кризиса малыши трудно поддаются воспитанию. Снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. И, самое главное - эти негативные проявления создают впечатление, что ребенок не столько развивается, сколько теряет приобретенное прежде.

Как можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Я и кричу на него, и шлепаю по попе, но он не понимает! Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и физические наказания вызывают у него недоумение и обиду - мир вокруг небезопасен, даже теплая и заботливая мама может больно ударить, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Из-за таких методов воспитания ребенок может вырасти замкнутым, недоверчивым, держащим дистанцию даже с близкими.


Кризис одного года
В этом возрасте ребенок ещё полностью зависит от заботы взрослых. И, общаясь только с узким кругом близких людей, малыш составляет представление о мире в целом, отвечает на вопрос: могу ли я доверять миру?
Дети уже отличают «своих» от «чужих» и не желают ни на минуту расставаться с мамой, слезать с ее уставших рук. При любой попытке «захвата» со стороны бабушки раздается крик на весь дом.
Дело в том, что ребенок еще не освоил понятий «потом» и «сейчас», ему кажется, что он с мамой расстается навсегда - никогда больше она не вернется из ванной, не приласкает, не обогреет, не накормит вкусным пюре... Понимаете весь трагизм состояния? Здесь нельзя настаивать - нужно просто немного подождать. Возможно, уже через полчаса кроха с удовольствием потянется к «другим». Важно понимать: если проблема возникла сейчас, то она не навсегда и может исчезнуть через каких-то 5-10 минут.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • доверие или недоверие;
  • открытость;
  • умение строить близкие отношения.
В этом возрасте также обостряется противоречие между усилившейся потребностью ребенка в общении со взрослыми и невозможностью сказать «все, что он думает» о своем состоянии и желаниях. Ребёнок и взрослый говорят как бы на разных языках. Однако именно это противоречие даёт импульс для развития у ребёнка главного средства общения - речи.

 

Моему сыну 2.5 года. Он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!» Но вытирает-то кое-как - все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?
Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют неряшливым, неспособным. Он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
А через несколько лет мама будет удивляться - почему ее ребенок такой ленивый и пассивный? Почему не может сам разогреть себе обед в микроволновке? Почему в школе не проявляет никакой инициативы?


Даешь эмансипацию!
Второй этап - примерно от года до трех. В этот период ребенок учится быть самостоятельным, решает вопрос - могу ли я управлять своим поведением? Начиная ходить, дети постигают возможности своего тела и способы управления им. Малыш учится без посторонней помощи кушать и одеваться, пользоваться туалетом и помогать маме по хозяйству.
Послушный трехлетка - явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Трудновоспитуемость, конфликтность в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще «возрастом строптивости».
И именно сейчас можно существенно затормозить развитие ребенка. Вечно торопящейся маме гораздо проще самой быстро одеть чадо, чем полчаса ждать результата безуспешных попыток натянуть колготки. Не у каждой хватит выдержки наблюдать, как полуторагодовалый малыш размазывает манную кашу по столу, стремясь попасть ложкой в тарелку.

«Моя дочь непрерывно говорит, - жалуется мама шестилетней девочки. - Мне иногда кажется, что ей не важно, слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю: «Что?» - девочка обижается.
Если детская инициатива не поощряется, если малыша критикуют за это, он привыкают чувствовать себя виноватыми за свои поступки. В будущем ребенок будет склонен испытывать чувство вины, иногда безосновательно.
Если круг общения ребенка в этом возрасте ограничен, например, только семейным кругом, то малышу будет сложно освоить различные модели взаимодействий. Ребенку важно понять, что общение с бабушкой-соседкой строится так, а с такой же бабушкой, но продающей мороженое в магазине на углу, совсем по-другому.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • самостоятельность/ зависимость;
  • активность / пассивность;
  • уверенность в себе;
  • креативность.
Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

 

Возраст почемучек
Третий этап - примерно от четырех до шести лет. Главный вопрос для ребенка - могу ли я стать независимым от родителей и где границы моих возможностей? В этом возрасте дети уже уверенно владеют своим телом, и поэтому у них есть возможность узнать, как устроен окружающий мир и как можно повлиять на него. В поле зрения попадают многочисленные новые предметы, животные, люди.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • умение устанавливать и поддерживать социальные контакты;
  • способность достигать компромиссов;
  • возможность чувствовать настроение другого человека;
  • появляются реальные и вымышленные друзья, с которыми ребенок часто ссорится и мирится, обменивается ценными «штучками», обсуждает важные происшествия.
Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности и создают условия для проявления инициативы? Нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребенок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

 

Тварь я дрожащая?
Четвертый этап - примерно от шести до одиннадцати лет. Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома, в различных кружках и секциях. Большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение и высокая оценка любых достижений очень важны для ребенка.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • трудолюбие;
  • умение достигать результата;
  • адекватная/завышенная/заниженная самооценка.
Иногда в родительском сознании часто присутствует убеждение, что малышу необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими.
Необходимо всячески избегать подобных реплик:
У всех дети как дети, а у меня...
У соседки дочь и в магазин сходит и дома порядок наведет, а ты...
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
И кто же я?

 

Пятый этап - двенадцать лет и до наступления юности. Подростки узнают целый ряд разных ролей - ученика, друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В этот период важно разобраться в этих различных ролях. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, стремятся ответить на вопрос: кто я? каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
В подростковом возрасте авторитет семьи резко падает. На первый план выходят «тусовки» и компании, отношения с друзьями становятся более значимыми. В общении со сверстниками идет поиск своего места в группе, формируется четкое представление о себе. В этот момент ребенок выбирает позицию лидера или подчиненного, души компании или человека в тени.
Здесь для завоевания авторитета очень пригодятся любые практические навыки, которыми ребенок хорошо владеет: умение играть на гитаре, рисовать, танцевать, боксировать или паять микросхемы.
Семье важно психологически «отпустить» ребенка в этот момент. При этом важно, чтобы он чувствовал поддержку близких - в любое время ему придут на помощь, если это потребуется.
Если же семья ребенка не «отпускает» (родители не разрешают задерживаться после семи вечера, контролируют и определяют круг общения), то ребенку не остается ничего другого, как направить свои силы на борьбу за собственную свободу и независимость.
К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.