Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Золотая кулинарная книга. Коллекция простых рецептов на все случаи жизни

Золотая кулинарная книга. Коллекция простых рецептов на все случаи жизни

Издательство: Клуб семейного досуга

302 руб.

Афиша
23.12.2016
Балет «Щелкунчик»

30 и 31 декабря в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
19.12.2016
«Маша и Медведь + Три богатыря»

16 декабря в Крокус Сити Холле при поддержке ...

подробнее...
15.12.2016
В «Мастерславле» пройдет новогодняя театрализованная сказка

Новый год спешит в «Мастерславль»: Дедушка Мороз, коренные ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...

Что посеем, то пожнем

26.12.2011

Посей мысль - пожнешь поступок, посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу, - такова восточная мудрость. А психотерапевт и социолог Эрих Фромм писал, что характер ребенка - это слепок с характера родителей и он развивается в ответ на их характер. Не все, конечно, что хотят родители, можно развить в ребенке, но положительно повлиять на характер малыша точно в их силах.



Клеточка со нравом
Когда начинает формироваться характер? Еще когда малыш живет в мамином животике.
Перинатальные психологи считают, что спокойная семейная атмосфера, в которой пребывает ожидающая малыша мама, благотворно воздействует на ребенка. Позитивная эмоциональная среда даже приравнивается ими к развивающей. Так что формирование детского характера начинается задолго до рождения ребенка. Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, модель общения с взрослыми и сверстниками, определенное отношение к действительности.


Теория кризисов
Известный психоаналитик Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» предполагал, что все люди проходят через 8 психологических кризисов, 5 из которых приходится на детство. Возраст для каждого кризиса, конечно, определяется приблизительно и может сильно отличаться у разных детей. Характерно, что в период кризиса малыши трудно поддаются воспитанию. Снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. И, самое главное - эти негативные проявления создают впечатление, что ребенок не столько развивается, сколько теряет приобретенное прежде.

Как можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Я и кричу на него, и шлепаю по попе, но он не понимает! Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и физические наказания вызывают у него недоумение и обиду - мир вокруг небезопасен, даже теплая и заботливая мама может больно ударить, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Из-за таких методов воспитания ребенок может вырасти замкнутым, недоверчивым, держащим дистанцию даже с близкими.


Кризис одного года
В этом возрасте ребенок ещё полностью зависит от заботы взрослых. И, общаясь только с узким кругом близких людей, малыш составляет представление о мире в целом, отвечает на вопрос: могу ли я доверять миру?
Дети уже отличают «своих» от «чужих» и не желают ни на минуту расставаться с мамой, слезать с ее уставших рук. При любой попытке «захвата» со стороны бабушки раздается крик на весь дом.
Дело в том, что ребенок еще не освоил понятий «потом» и «сейчас», ему кажется, что он с мамой расстается навсегда - никогда больше она не вернется из ванной, не приласкает, не обогреет, не накормит вкусным пюре... Понимаете весь трагизм состояния? Здесь нельзя настаивать - нужно просто немного подождать. Возможно, уже через полчаса кроха с удовольствием потянется к «другим». Важно понимать: если проблема возникла сейчас, то она не навсегда и может исчезнуть через каких-то 5-10 минут.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • доверие или недоверие;
  • открытость;
  • умение строить близкие отношения.
В этом возрасте также обостряется противоречие между усилившейся потребностью ребенка в общении со взрослыми и невозможностью сказать «все, что он думает» о своем состоянии и желаниях. Ребёнок и взрослый говорят как бы на разных языках. Однако именно это противоречие даёт импульс для развития у ребёнка главного средства общения - речи.

 

Моему сыну 2.5 года. Он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!» Но вытирает-то кое-как - все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?
Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют неряшливым, неспособным. Он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
А через несколько лет мама будет удивляться - почему ее ребенок такой ленивый и пассивный? Почему не может сам разогреть себе обед в микроволновке? Почему в школе не проявляет никакой инициативы?


Даешь эмансипацию!
Второй этап - примерно от года до трех. В этот период ребенок учится быть самостоятельным, решает вопрос - могу ли я управлять своим поведением? Начиная ходить, дети постигают возможности своего тела и способы управления им. Малыш учится без посторонней помощи кушать и одеваться, пользоваться туалетом и помогать маме по хозяйству.
Послушный трехлетка - явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Трудновоспитуемость, конфликтность в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще «возрастом строптивости».
И именно сейчас можно существенно затормозить развитие ребенка. Вечно торопящейся маме гораздо проще самой быстро одеть чадо, чем полчаса ждать результата безуспешных попыток натянуть колготки. Не у каждой хватит выдержки наблюдать, как полуторагодовалый малыш размазывает манную кашу по столу, стремясь попасть ложкой в тарелку.

«Моя дочь непрерывно говорит, - жалуется мама шестилетней девочки. - Мне иногда кажется, что ей не важно, слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю: «Что?» - девочка обижается.
Если детская инициатива не поощряется, если малыша критикуют за это, он привыкают чувствовать себя виноватыми за свои поступки. В будущем ребенок будет склонен испытывать чувство вины, иногда безосновательно.
Если круг общения ребенка в этом возрасте ограничен, например, только семейным кругом, то малышу будет сложно освоить различные модели взаимодействий. Ребенку важно понять, что общение с бабушкой-соседкой строится так, а с такой же бабушкой, но продающей мороженое в магазине на углу, совсем по-другому.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • самостоятельность/ зависимость;
  • активность / пассивность;
  • уверенность в себе;
  • креативность.
Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

 

Возраст почемучек
Третий этап - примерно от четырех до шести лет. Главный вопрос для ребенка - могу ли я стать независимым от родителей и где границы моих возможностей? В этом возрасте дети уже уверенно владеют своим телом, и поэтому у них есть возможность узнать, как устроен окружающий мир и как можно повлиять на него. В поле зрения попадают многочисленные новые предметы, животные, люди.

 
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • умение устанавливать и поддерживать социальные контакты;
  • способность достигать компромиссов;
  • возможность чувствовать настроение другого человека;
  • появляются реальные и вымышленные друзья, с которыми ребенок часто ссорится и мирится, обменивается ценными «штучками», обсуждает важные происшествия.
Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности и создают условия для проявления инициативы? Нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребенок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

 

Тварь я дрожащая?
Четвертый этап - примерно от шести до одиннадцати лет. Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома, в различных кружках и секциях. Большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение и высокая оценка любых достижений очень важны для ребенка.
Черты характера, закладывающиеся в этом возрасте:

  • трудолюбие;
  • умение достигать результата;
  • адекватная/завышенная/заниженная самооценка.
Иногда в родительском сознании часто присутствует убеждение, что малышу необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими.
Необходимо всячески избегать подобных реплик:
У всех дети как дети, а у меня...
У соседки дочь и в магазин сходит и дома порядок наведет, а ты...
Сколько раз я могу тебе говорить?
Когда ты научишься понимать меня с первого раза?
И кто же я?

 

Пятый этап - двенадцать лет и до наступления юности. Подростки узнают целый ряд разных ролей - ученика, друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В этот период важно разобраться в этих различных ролях. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, стремятся ответить на вопрос: кто я? каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
В подростковом возрасте авторитет семьи резко падает. На первый план выходят «тусовки» и компании, отношения с друзьями становятся более значимыми. В общении со сверстниками идет поиск своего места в группе, формируется четкое представление о себе. В этот момент ребенок выбирает позицию лидера или подчиненного, души компании или человека в тени.
Здесь для завоевания авторитета очень пригодятся любые практические навыки, которыми ребенок хорошо владеет: умение играть на гитаре, рисовать, танцевать, боксировать или паять микросхемы.
Семье важно психологически «отпустить» ребенка в этот момент. При этом важно, чтобы он чувствовал поддержку близких - в любое время ему придут на помощь, если это потребуется.
Если же семья ребенка не «отпускает» (родители не разрешают задерживаться после семи вечера, контролируют и определяют круг общения), то ребенку не остается ничего другого, как направить свои силы на борьбу за собственную свободу и независимость.
К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.