Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Дом на дереве

Дом на дереве

Издательство: Махаон

Автор: Питцорно Бьянка

193 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Игры развивающие память ребенка

26.12.2011

 

Часто родители и учителя первоклашек жалуются на плохую память малышей. Ребенок не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. Но в то же время папы и мамы замечают, что их наследник(ца) великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Так что же такое память? Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.


 

Необходимую информацию можно помнить долго, всю жизнь — в этом случае говорят о долговременной памяти. Можно помнить несколько секунд — это время, за которое вы прочтете одно предложение, — здесь мы имеем дело с кратковременной памятью. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять для заучивания. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию.

 

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

 

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда малыш пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение для развития ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в начальной школе.

 

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но он и за день не может выучить, например, стихотворение. Дело в том, что от малыша требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровых детей.

Но самое главное для нас, что память ребенка можно развивать. Актеры, заучивающие наизусть много страниц текста, не родились с такими навыками, а приобрели его благодаря упражнениям. Для ребенка память — это основной способ познания и привыкания к миру. У разных детей главенствует либо зрительная, либо слуховая, либо моторная (запоминание движений) память. В зависимости от этого во время занятий более эффективно то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать новый материал, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Вот несколько игр и упражнений по развитию памяти, необходимых для успешного обучения в школе.

 

Отгадай-ка!

Игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

Попросите малыша по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и каждый выбрал предмет, водящий дает в руки любому играющему какую-либо игрушку как приглашение к рассказу. Получивший игрушку рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает игрушку в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не опишет свой загаданный предмет. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки предмета, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо предоставить возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.

Чаще учите с детьми стихи — это прекрасное занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и помимо тренировки памяти помогает привить ребенку хороший литературный вкус. Начинать следует с ритмичных, интересных для малыша стихов. Если же вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы — работы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.

 

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти, кратковременной и долговременной. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки — 1-2 секунды. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Порядок значения не имеет. Важно, сколько предметов от их общего числа запомнил ребенок, повторы не считаются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите малышу те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Запишите результат. Затем предложите вспомнить все картинки через час.

 

Спрячем слово

Игра на развитие осмысленного запоминания.

Вы называете слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Обратите внимание малыша на то, что слов много, а листочек один и нужно постараться расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Поупражняйтесь с ним, чтобы убедиться, что ребенок понял, что от него требуется: пусть он нарисует картинку, например, к выражению «веселый праздник». А теперь предложите ему «закодировать» следующие слова и выражения: «вкусный ужин», «храбрая девочка», «болезнь», «веселая компания», «звездное небо», «радость», «мороз». Диктуйте не торопясь. После этого предложите малышу минут двадцать поиграть во что-либо другое, а затем попросите вернуться к картинкам и вспомнить слова, которые ему диктовали. Обратите внимание на ошибки, которые делает ребенок. Если вместо слова «расставание» малыш говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» — «сладкий ужин», это ошибкой не считается. А вот если он вспоминает слово, не имеющее отношения к тому, что вы называли, постарайтесь восстановить ход его мысли и выяснить, что привело его к этой замене. Считается хорошим показателем, если ошибок не больше двух. Посмотрите, как располагаются рисунки на листе бумаги. Может быть, они идут в той последовательности, как вы и диктовали слова, при этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Но может быть и так: рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не уместились на одной стороне и ребенку пришлось переворачивать листок. Такой анализ расположения рисунков показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность и является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе.

В естественном стремлении развить память вашего наследника имейте в виду: независимо от того, хорошо или плохо он все запоминает, перегружать ребенка занятиями вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты малышом, — это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение.

  • Если малыш затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. То же самое можно попробовать сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
  • Прочитайте ребенку небольшой рассказ и попросите его пересказать содержание прочитанного. Если малыш не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные детали: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, кроха мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Спустя какое-то время попросите малыша сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
  • Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например, цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — все помнят по фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналоги к каждой цифре.

 

И еще! Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание.