Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо

Издательство: Искатель

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

151 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Сказка в литературе - знак «конец всех ограничений»

17.01.2012



В издательстве «Никея» осенью вышла сказочная повесть для детей «Дождь». Книга моментально полюбилась читателям. Мы решили побеседовать с ее автором – Людмилой Дунаевой.

- Людмила, скажите, как можно высказать в детской литературе что-то серьезное и сокровенное?

А по-моему, только в детской и можно. Вот и Льюис (который Клайв Стейплз) очень хорошо сказал, что самый лучший способ поведать миру то, что ты хочешь, — это поведать в виде истории для детей. Просто – что считать серьёзным и сокровенным?

Во взрослой литературе, по моим крайне поверхностным наблюдениям (поэтому можно даже сказать ИМХО), серьёзным считается голая, жёсткая «правда жизни» (чем суровее, тем лучше), а сокровенным – выраженная в строках или между ними свежая и оригинальная мысль автора о том, что жизнь на самом деле штука очень жёсткая и суровая.

А мне кажется, что сокровенное – это то, что ты и сам не можешь ни понять, ни объяснить, перед чем просто стоишь с распахнутым ртом и слезами на глазах. А когда всё-таки попробуешь как-то рассказать, то обнаруживаешь, что «взрослый» стиль повествования с его глубоким анализом, проницательным взглядом, красивым образным языком… какие там ещё есть литературные добродетели?... всё здесь нет, не бессильно, а хуже - способно убить всю музыку на корню. И тогда с горя ты начинаешь плести какую-то чушь про эльфов, ручьи, закаты, розы, дальние холмы, про брошенных собак и грустных ангелов, просто чтобы не взорваться. Литературные критики, если тебе обломилось счастье попасть в поле их благосклонного зрения, торжественно причисляют тебя к сонму детских писателей, поскольку никакой голой жесткой правды в твоём произведении нет, а значит, это сказка.

Умные дяди не понимают, что сказка в литературе - это как на дороге знак «конец всех ограничений». Ведь сказка может быть действительно о чём угодно, от бабочки до Светопреставления, а вот самый уважаемый из взрослых жанров – роман – уже не может. И Льюис, хотя он тоже был умным дядей, это понимал…

- Как Вы передаете эмоциональное состояние героев?

В смысле, как угадываю? Психологи называют это «эмпатия», «вчувствование». Как-то само собой получается, если честно. Не знаю как. Я зато другое знаю: если ты перестаёшь чувствовать и начинаешь придумывать, то написанное придётся стирать.

А вообще, это не мной замечено: писатель ничего не может выдумать сам. Особенно героев. Они сами возникают и начинают действовать, нужно только не мешать. Они сами про себя всё расскажут – и как зовут, и откуда, и сколько им лет, и какие у них проблемы. Пока что мне удавалось угадывать правильно. Я на психологах проверяла. Вот, говорю, новая идея; жил-был пятилетний мальчик, и ему казалось, что… и так далее. А специалисты головой кивают: да, эти проблемы свойственны именно пятилетним. Откуда я узнала? У меня своих детей пока нет, а с чужими я не общаюсь…

Про символы и тайные смыслы – то же самое. Вот, например, «Дождь». Меня спрашивают, какой месседж я в нём зашифровала. А дело было так. У меня котик умер, Чоченька, любимый, ласковый зверик, он 12 лет прожил, из них 10 я его «тянула» на уколах. Вот я и написала, потому что это лучше, чем реветь носом к стенке. Потом показала знакомым психологам, как обычно делаю. А психологи мне: «О! Символы! Архетипы!» А я им: «Где?!» Тут-то мне и объяснили, что я имела в виду.

- Есть ли назидательность в детской повести «Дождь»?

А как же! Полно! Там просто куча ценных советов. Я вообще не знаю, как люди до сих пор без них жили. А я им наглядно объяснила, что махать хвостом далеко не всегда полезно, а спеша на помощь другу, надо обязательно смотреть под ноги…

Всё, сейчас серьёзно отвечу. Вообще-то желание поучать присуще незрелой личности. Я вне сомнения еще зрелой личностью не являюсь, но сознательное желание учить людей у меня уже как-то атрофировалось. Поэтому я бы заменила слово «назидательность» словами «авторская позиция». Авторская позиция есть в любой книге.

- Существуют признаки Вашего «фирменного» стиля Людмилы Дунаевой?

Вот сейчас Вы спросили и я наконец об этом подумала. И пришла к выводу, что, наверно, есть. Окинув мысленным взором всё своё пока ещё невеликое рукописное имущество, я внезапно обнаружила: батюшки, а у меня ведь все финалы открытые! Ну, разве что «Эльфрин» закончен более-менее как положено. А остальное – просто сплошь. Маленькая дочка одной моей подруги по прочтении «Дождя» долго уговаривала маму, что «там, наверно, ещё одна страничка потерялась!» И то, что я пишу сейчас, и то, что собираюсь писать дальше – везде одно и то же: «это присказка, пожди, сказка будет впереди». То есть, я благополучно пишу «предысторию», а главные события имеют начаться как раз после адреса типографии, где был отпечатан тираж, или ещё дальше. Хм, надо же, как любопытно…

- Как Вы сами бы определили свою профессию? Вы считаете себя писателем?

Я отвечу Вам так. Когда меня спрашивают, сколько страниц в день я пишу, я признаюсь, что иногда нисколько. В моём единственном дипломе написано, что я «Дирижёр академического хора». А дирижёры-хоровики это такие специальные ребята, которые ничего не знают, ничего не умеют, но всё могут. Один психолог сказал, что мой главный талант – это шило в одном месте. Я бы даже сказала, что их там не одно… Поэтому я еще и кукольных дел мастер. Работаю по уникальной технологии, между прочим! Силикон на мультипликационном каркасе, сама придумала!  Потом, правда, оказалась, что японцы так уже несколько лет делают,  вот облом…

- Вы всегда такая энергичная, жизнерадостная?

Нет, иногда мне удаётся вести себя прилично. В основном, когда я сплю… Я не знаю, как это объяснить, но у меня почти всегда такой вид, как будто у меня всё окей. Хотя в последнее время мой внешний вид всё чаще соответствует внутреннему состоянию, но раньше… Однажды мне показали, «что такое плохо» по-настоящему, без скидок на пол, возраст и прочие достоинства. Роулинг очень точно это описала, помните, про дементоров? «Потом я почувствовала такой ужас, словно вся радость покинула этот мир навсегда». Не печаль, не грусть, не горе – ужас! Мама Ро явно не выдумывала, такое невозможно выдумать, это личный опыт. Состояние перманентного ужаса бытия. Ужас, который колотит тебя изнутри с утра до ночи круглые сутки, из-за которого ты не можешь ни спать, ни есть, и тебе кажется, что ты минуты дольше не выдержишь. А вынужден в этом жить дни, недели, месяцы.

Вот, кстати, я наверно с тех пор не люблю пресловутую «взрослую» литературу. Которая про голую жесткую правду. Где персонажи героически тонут в море всемирной грязи и несправедливости. Не то чтобы не люблю - я её… не могу всерьёз воспринять. Когда читаешь очередного серьёзного дяденьку с печальными глазами премудрого учителя жизни, всегда невольно вспоминается Туве Янссон, помните, как Мумми-Тролли нашли театр. Там была одна героиня, которая мечтала, чтобы про неё говорили: «Взгляните на ту трагическую даму в красном бархате… это великая примадонна… видно, что она много страдала!»

Вы говорите, что я сейчас энергичная? Да просто я перестала бояться ошибок. До определенного момента я так боялась «выйти за рамки», сделать неверный шаг, что почти ничего не делала. Практически всё, что я написала – это уже «после». «До» я так старательно вычищала из своих текстов всё потенциально «опасное», «рискованное», что получалась… да ничего не получалось. Это всё равно что «Жизель» на костылях танцевать. Только и радости, что ногу не подвернёшь, вот только это не балет. Там, где есть страх, нет искусства…

У нас многие почему-то думают, что Бог карает за ошибки. Интересно, откуда мы это взяли? Бог прекрасно знает, что ошибка — это естественное состояние  человека в его… естественном состоянии (встречайте: Людмила Дунаева, писатель).  Так давайте жить радостно и без болезненных рефлексий. Бог карает не за ошибки, Бог карает за… я даже не знаю, за что. По-моему, он вообще не очень-то наказывает. Мы с этим и без Него справляемся. Вполне успешно, к сожалению… 

Беседовала Елизавета Меркулова