Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Скажи, мама, почему я есть на свете?

Скажи, мама, почему я есть на свете?

Издательство: Клевер Медиа Групп

Автор: Бренифье Оскар

194 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Сказка в литературе - знак «конец всех ограничений»

17.01.2012



В издательстве «Никея» осенью вышла сказочная повесть для детей «Дождь». Книга моментально полюбилась читателям. Мы решили побеседовать с ее автором – Людмилой Дунаевой.

- Людмила, скажите, как можно высказать в детской литературе что-то серьезное и сокровенное?

А по-моему, только в детской и можно. Вот и Льюис (который Клайв Стейплз) очень хорошо сказал, что самый лучший способ поведать миру то, что ты хочешь, — это поведать в виде истории для детей. Просто – что считать серьёзным и сокровенным?

Во взрослой литературе, по моим крайне поверхностным наблюдениям (поэтому можно даже сказать ИМХО), серьёзным считается голая, жёсткая «правда жизни» (чем суровее, тем лучше), а сокровенным – выраженная в строках или между ними свежая и оригинальная мысль автора о том, что жизнь на самом деле штука очень жёсткая и суровая.

А мне кажется, что сокровенное – это то, что ты и сам не можешь ни понять, ни объяснить, перед чем просто стоишь с распахнутым ртом и слезами на глазах. А когда всё-таки попробуешь как-то рассказать, то обнаруживаешь, что «взрослый» стиль повествования с его глубоким анализом, проницательным взглядом, красивым образным языком… какие там ещё есть литературные добродетели?... всё здесь нет, не бессильно, а хуже - способно убить всю музыку на корню. И тогда с горя ты начинаешь плести какую-то чушь про эльфов, ручьи, закаты, розы, дальние холмы, про брошенных собак и грустных ангелов, просто чтобы не взорваться. Литературные критики, если тебе обломилось счастье попасть в поле их благосклонного зрения, торжественно причисляют тебя к сонму детских писателей, поскольку никакой голой жесткой правды в твоём произведении нет, а значит, это сказка.

Умные дяди не понимают, что сказка в литературе - это как на дороге знак «конец всех ограничений». Ведь сказка может быть действительно о чём угодно, от бабочки до Светопреставления, а вот самый уважаемый из взрослых жанров – роман – уже не может. И Льюис, хотя он тоже был умным дядей, это понимал…

- Как Вы передаете эмоциональное состояние героев?

В смысле, как угадываю? Психологи называют это «эмпатия», «вчувствование». Как-то само собой получается, если честно. Не знаю как. Я зато другое знаю: если ты перестаёшь чувствовать и начинаешь придумывать, то написанное придётся стирать.

А вообще, это не мной замечено: писатель ничего не может выдумать сам. Особенно героев. Они сами возникают и начинают действовать, нужно только не мешать. Они сами про себя всё расскажут – и как зовут, и откуда, и сколько им лет, и какие у них проблемы. Пока что мне удавалось угадывать правильно. Я на психологах проверяла. Вот, говорю, новая идея; жил-был пятилетний мальчик, и ему казалось, что… и так далее. А специалисты головой кивают: да, эти проблемы свойственны именно пятилетним. Откуда я узнала? У меня своих детей пока нет, а с чужими я не общаюсь…

Про символы и тайные смыслы – то же самое. Вот, например, «Дождь». Меня спрашивают, какой месседж я в нём зашифровала. А дело было так. У меня котик умер, Чоченька, любимый, ласковый зверик, он 12 лет прожил, из них 10 я его «тянула» на уколах. Вот я и написала, потому что это лучше, чем реветь носом к стенке. Потом показала знакомым психологам, как обычно делаю. А психологи мне: «О! Символы! Архетипы!» А я им: «Где?!» Тут-то мне и объяснили, что я имела в виду.

- Есть ли назидательность в детской повести «Дождь»?

А как же! Полно! Там просто куча ценных советов. Я вообще не знаю, как люди до сих пор без них жили. А я им наглядно объяснила, что махать хвостом далеко не всегда полезно, а спеша на помощь другу, надо обязательно смотреть под ноги…

Всё, сейчас серьёзно отвечу. Вообще-то желание поучать присуще незрелой личности. Я вне сомнения еще зрелой личностью не являюсь, но сознательное желание учить людей у меня уже как-то атрофировалось. Поэтому я бы заменила слово «назидательность» словами «авторская позиция». Авторская позиция есть в любой книге.

- Существуют признаки Вашего «фирменного» стиля Людмилы Дунаевой?

Вот сейчас Вы спросили и я наконец об этом подумала. И пришла к выводу, что, наверно, есть. Окинув мысленным взором всё своё пока ещё невеликое рукописное имущество, я внезапно обнаружила: батюшки, а у меня ведь все финалы открытые! Ну, разве что «Эльфрин» закончен более-менее как положено. А остальное – просто сплошь. Маленькая дочка одной моей подруги по прочтении «Дождя» долго уговаривала маму, что «там, наверно, ещё одна страничка потерялась!» И то, что я пишу сейчас, и то, что собираюсь писать дальше – везде одно и то же: «это присказка, пожди, сказка будет впереди». То есть, я благополучно пишу «предысторию», а главные события имеют начаться как раз после адреса типографии, где был отпечатан тираж, или ещё дальше. Хм, надо же, как любопытно…

- Как Вы сами бы определили свою профессию? Вы считаете себя писателем?

Я отвечу Вам так. Когда меня спрашивают, сколько страниц в день я пишу, я признаюсь, что иногда нисколько. В моём единственном дипломе написано, что я «Дирижёр академического хора». А дирижёры-хоровики это такие специальные ребята, которые ничего не знают, ничего не умеют, но всё могут. Один психолог сказал, что мой главный талант – это шило в одном месте. Я бы даже сказала, что их там не одно… Поэтому я еще и кукольных дел мастер. Работаю по уникальной технологии, между прочим! Силикон на мультипликационном каркасе, сама придумала!  Потом, правда, оказалась, что японцы так уже несколько лет делают,  вот облом…

- Вы всегда такая энергичная, жизнерадостная?

Нет, иногда мне удаётся вести себя прилично. В основном, когда я сплю… Я не знаю, как это объяснить, но у меня почти всегда такой вид, как будто у меня всё окей. Хотя в последнее время мой внешний вид всё чаще соответствует внутреннему состоянию, но раньше… Однажды мне показали, «что такое плохо» по-настоящему, без скидок на пол, возраст и прочие достоинства. Роулинг очень точно это описала, помните, про дементоров? «Потом я почувствовала такой ужас, словно вся радость покинула этот мир навсегда». Не печаль, не грусть, не горе – ужас! Мама Ро явно не выдумывала, такое невозможно выдумать, это личный опыт. Состояние перманентного ужаса бытия. Ужас, который колотит тебя изнутри с утра до ночи круглые сутки, из-за которого ты не можешь ни спать, ни есть, и тебе кажется, что ты минуты дольше не выдержишь. А вынужден в этом жить дни, недели, месяцы.

Вот, кстати, я наверно с тех пор не люблю пресловутую «взрослую» литературу. Которая про голую жесткую правду. Где персонажи героически тонут в море всемирной грязи и несправедливости. Не то чтобы не люблю - я её… не могу всерьёз воспринять. Когда читаешь очередного серьёзного дяденьку с печальными глазами премудрого учителя жизни, всегда невольно вспоминается Туве Янссон, помните, как Мумми-Тролли нашли театр. Там была одна героиня, которая мечтала, чтобы про неё говорили: «Взгляните на ту трагическую даму в красном бархате… это великая примадонна… видно, что она много страдала!»

Вы говорите, что я сейчас энергичная? Да просто я перестала бояться ошибок. До определенного момента я так боялась «выйти за рамки», сделать неверный шаг, что почти ничего не делала. Практически всё, что я написала – это уже «после». «До» я так старательно вычищала из своих текстов всё потенциально «опасное», «рискованное», что получалась… да ничего не получалось. Это всё равно что «Жизель» на костылях танцевать. Только и радости, что ногу не подвернёшь, вот только это не балет. Там, где есть страх, нет искусства…

У нас многие почему-то думают, что Бог карает за ошибки. Интересно, откуда мы это взяли? Бог прекрасно знает, что ошибка — это естественное состояние  человека в его… естественном состоянии (встречайте: Людмила Дунаева, писатель).  Так давайте жить радостно и без болезненных рефлексий. Бог карает не за ошибки, Бог карает за… я даже не знаю, за что. По-моему, он вообще не очень-то наказывает. Мы с этим и без Него справляемся. Вполне успешно, к сожалению… 

Беседовала Елизавета Меркулова


Загрузка...
-->