Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Тигренок, который говорил "Р-р-р"

Тигренок, который говорил "Р-р-р"

Издательство: Азбука

Автор: Костинский Александр

162 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Конвенция о правах ребенка (продолжение)

09.07.2012

Начало документа

 

(b) параграф 2 статьи 12

(1) «Возможность  быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка».

14.  В параграфе 2 ст. 12 оговорено, что «возможность быть выслушанным должна быть предоставлена, в частности, в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка». Комитет уточняет, что такое условие  относится ко всем без исключения юридическим разбирательствам, касающимся ребенка, например: развод родителей; попечительство; опека; усыновление; нарушение закона несовершеннолетними; дети-жертвы физического и психологического насилия; сексуальное насилие и другие преступления; а также здравоохранение; социальная безопасность;  беспризорные и бездомные дети; дети беженцев; жертвы вооруженных конфликтов и пр. Обычные административные разбирательства – это, например: принятие решений относительно образования детей,  защиты их здоровья, окружающей среды, условий проживания и защиты. Оба вида разбирательства могут использовать альтернативные судебные процедуры, такие как третейский суд и арбитраж.

15.  Право быть услышанным  применимо к обоим видам  судебных процедур, если они инициируются ребенком (например, жалобы на плохое обращение или заявление об исключении из школы). Данное право также применимо в тех случаях, когда разбирательство инициируется другими лицами, но в нем затрагиваются интересы ребенка (развод родителей, усыновление).  Государствам-участникам следует ввести законодательные нормы, требующие от лиц, принимающих судебные и административные решения, разъяснять, насколько при этом учтены взгляды ребенка и какие последствия будет иметь для него принятое решение.

16.  Ребенок не может быть выслушан должным образом, если обстановка  на процедуре недружелюбная, нетактичная или даже угрожающая. Разбирательство обязательно должно проходить в атмосфере, подходящей для ребенка, и быть ему понятным. Особое внимание должно уделяться тому, чтобы предоставляемая суду информация была доступной для понимания ребенку,  а также подходящей адвокатской поддержке, профессиональному уровню сотрудников, оформлению зала суда, одежде судей и адвокатов,  комнатам ожидания.

 

      (2) «Либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган».

17.  Как только ребенок решит выразить свое мнение, ему придется  выбрать, каким образом: «Либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган». Комитет рекомендует, чтобы, если это возможно,  ребенку было предоставлено право высказаться самому при любом виде разбирательства.

18.  Представителем ребенка могут быть родители (один или оба), адвокат, любое другое лицо (например, социальный работник). Однако следует оговориться, что во многих случаях (в гражданских, уголовных и административных делах) существует риск возникновения противоречия между интересами ребенка и интересами его представителей (например, родителей). Если заслушивание ребенка осуществляется через его представителей, то самое важное, чтобы взгляды ребенка не были искажены при передаче их судебным органам. Каким образом это будет сделано, выбирает ребенок в зависимости от ситуации (или компетентные органы, если потребуется). Представители ребенка должны обладать достаточными знаниями и пониманием различных аспектов в процедуре принятия решений, а также опытом работы с детьми.

19.  Представитель ребенка должен четко осознавать, что он представляет именно интересы ребенка, а не иных лиц (в т.ч. родителей, детских домов, административных органов или общества). Для  лиц, назначенных представлять взгляды ребенка, должен быть разработан кодекс поведения.

 

(3) «В порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства».

20.  Представление взглядов должно происходить «в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства». Данное положение не должно быть истолковано как допущение использования процессуального законодательства, которое ограничивает  или запрещает применение данного фундаментального права.  Напротив, приветствуется стремление государств-участников соблюдать основные правила законных разбирательств (в частности, право на защиту и право на ознакомление с информацией по делу).

21.  Когда процессуальные правила не соблюдаются, решение судебного или административного органа может быть оспорено, отменено, изменено, направлено на доследование.

 

  1. 1.     Применение права ребенка быть услышанным

22.  Применение обоих параграфов статьи 12 требует провести процедуру, состоящую из 5 последовательных действий, для того чтобы эффективно реализовать право ребенка быть услышанным, независимо от того, когда произошло событие, затронувшее его интересы, и когда ребенок был приглашен для участия в формальном судебном разбирательстве и  для высказывания  своего мнения по данному делу. Предложенные пять действий должны проводиться в следующем порядке:

 

          (а) Подготовка

23.  Лица, ответственные за слушание ребенка, обязаны довести до ребенка информацию о том, что он (она) имеет право выразить собственное мнение по всем вопросам, имеющим к нему отношение,  в том числе, во время  судебных и административных разбирательств; а также сообщить ребенку о том, что высказанное им мнение будет учтено при определении конечного результата дела. Ребенку должно быть объяснено, что высказать свое мнение он может либо самостоятельно, либо через представителя.  Ответственный сотрудник, принимающий решения,  обязан надлежащим образом подготовить ребенка к слушаниям, объяснив как, когда и где они состоятся,  кто будет принимать в них участие,  как будет учтено мнение ребенка.

 

(b) Слушания

42. Обстановку, в которой ребенок  осуществляет свое право быть услышанным, необходимо создать такую, чтобы ребенок был уверен, что взрослый, который будет его слушать, хочет его выслушать и отнестись серьезно к словам ребенка. Этим взрослым может быть и человек, деятельность которого имеет отношение к ребенку (учитель, воспитатель, социальный работник), и человек, принимающий решения в инстанциях (директор, администратор, судья), и специалист (психолог, врач).

43. опыт показывает, что слушание должно скорее проходить в формате беседы, чем в виде экзаменовки ребенка. Желательно, чтобы слушание ребенка проходило не в открытом суде. А в конфиденциальной обстановке.

 

(с) Оценка правоспособности ребенка

44. Мнение ребенка принимается во внимание, если казуальный анализ показывает, что он способен формировать свои взгляды. Если ребенок может выразить свое мнение разумно и независимо, то лицо, принимающее решение, обязано учесть его как существенный фактор в решении дела. Положительный опыт в этом вопросе необходимо распространять.

 

(d) Информация о важности мнения ребенка (обратная связь)

45. В связи с тем, что мнение ребенка принимается к сведению, лицо, принимающее решение, обязано проинформировать ребенка о результате процесса и объяснить, каким образом его мнение повлияло на результат. Обратная связь – это гарантия того, что ребенок будет выслушан не формально, а его слова будут должным образом учтены. Подобная информированность побудит ребенка либо настаивать, либо согласиться, либо высказать другое предложение или, в случае судебного или административного разбирательства, подать прошение или жалобу.

 

(е) Жалобы, судебная защита, возмещение вреда

46. В законодательстве необходимо предусмотреть для детей процедуры подачи жалоб и судебной защиты, если их право быть услышанным и  принятым во внимание игнорируется или нарушается. (см. ЗОП № 5 (2003) о применении КПР (параграф 24). Дети должны иметь возможность обращаться к омбудсмену или иному лицу,  выполняющему аналогичную роль в детских учреждениях (школах, детских садах), чтобы озвучить свои жалобы. Дети должны знать имена этих людей и как  с ними связаться.

47. Если право ребенка быть услышанным нарушается в ходе судебных или административных разбирательств (ст. 12, параграф 2),  ребенок должен иметь возможность обратиться с жалобой и обеспечить себе защиту от нарушения прав. Процедура подачи жалоб должна предусматривать устойчивые и надежные механизмы, чтобы ребенок был уверен, что прохождение такой процедуры не повлечет за собой  дальнейшее нарушение их прав или наказание.

 

Три обязательства государств–участников

 

(а) Ключевые обязательства государств-участников

48. Право ребенка быть услышанным обязывает государства – участники пересмотреть и усовершенствовать свои законодательные системы, чтобы включить туда процедуры, облегчающие детям доступ к соответствующей информации, надлежащей поддержке, и, если необходимо, обратной связи по учету их мнения, а также процедуры подачи жалоб, обеспечения судебной защиты и возмещения вреда.

49. Для того чтобы выполнить данное обязательство, государства – участники должны следовать следующей стратегии:

  • Пересмотреть и аннулировать ограничительные декларации и оговорки к статье 12;
  • Учредить независимые институты по правам человека, такие как, службы детских омбудсменов и уполномоченных с широкой сферой полномочий по правам ребенка (см. ЗОП № 2 (2002) о роли независимых институтов по правам человека);
  • Проводить обучение по применению статьи 12 на практике для всех специалистов, работающих с детьми и для детей: адвокатов, судей, работников правопорядка, социальных работников, общественных деятелей, психологов, воспитателей, тюремных служащих, учителей и преподавателей на всех уровнях образовательной системы, врачей, медперсонал, врачей, госслужащих, чиновников, работников детских приютов и пр.;
  • Обеспечить соответствующие условия для поддержки детей в выражении своих взглядов и для принятия этих взглядов во внимание. Это достигается нормами и условиями, твердо закрепленными в законодательных системах и международных актах, эффективность которых должна находиться под регулярным контролем.
  • Бороться с негативным отношением, которое препятствует полной реализации права ребенка быть услышанным. Для этого использовать публичные кампании ведущих политиков, формирующих общественное мнение и СМИ. Необходимо также менять устаревшее, но широко распространенное восприятие ребенка.

 

(b) Особые обязательства, касающиеся судебных и административных разбирательств

 

(I)               Право ребенка быть выслушанным в гражданском суде

50. Основные дела, которые требуют выслушать мнение ребенка:

 

Развод и раздельное проживание

51. В случаях развода и раздельного проживания супругов решение суда определенно касаются детей данной семьи. Дела по защите ребенка определяются судьей. Вопросы защиты ребенка, а также попечительства и права на общение определяются судьей, либо через суд, либо по согласию. Многие судопроизводства включают в свои законы, касающиеся расторжения брака, положение о том, что судья должен первостепенное значение уделять интересам ребенка.

52. В связи с этим все законодательные системы в отношении разводов и раздельного проживания должны включать право ребенка быть услышанным лицами, принимающими решение, и на согласительных процессах.  Некоторые судопроизводства предпочитают устанавливать возраст, в котором ребенок признается правоспособным в выражении своего мнения.  Конвенция, однако, предлагает, чтобы данный вопрос определялся на казуальной основе, поскольку он касается возраста и зрелости, и требует индивидуальной оценки способности каждого ребенка.

 

Отделение от родителей и альтернативная опека.

53. Независимо от того, когда было принято решение об отделении ребенка из семьи (если ребенок стал жертвой домашнего насилия или ненадлежащего обращения), мнение ребенка должно быть принято во внимание, чтобы определить максимальную пользу для него. Вмешательство в семью может быть инициировано жалобой ребенка, другого члена семьи или постороннего человека, заявляющего о насилии или ненадлежащем обращении в семье.

54. Опыт Комитета показывает, что право ребенка быть услышанным не всегда соблюдается государствами – участниками. Комитет рекомендует этим государствам обеспечить через законодательства, нормативные акты и правила:

- выслушивание и принятие во внимание мнения ребенка при вынесении решения (в том числе и о помещении его в приемную семью), 

- подготовительную и отчетную работу  опеки,

- посещение семей.

 

Усыновление и кафала (мусульманское право)

55. Если ребенок проходит процедуру усыновления или кафалы (опекунства по мусульманскому праву) и в результате будет помещен в приемную семью, то выслушать его жизненно важно. Это необходимо даже и тогда, когда усыновляемый ребенок и приемные родители уже какое-то время живут вместе.

56. Статья 21 Конвенции гласит, что учет интересов и пользы для ребенка должны приниматься во внимание в первую очередь. В решениях об усыновлении, кафале и других видах опекунства «интересы и польза ребенка» не могут быть определены без принятия к сведению мнения ребенка. Комитет призывает все государства – участники по возможности информировать ребенка о последствиях усыновления, кафалы и пр., а также законодательно обеспечивать право ребенка быть выслушанным.

 

(II) Право ребенка быть выслушанным в уголовных делах

57. В уголовных делах право ребенка свободно выражать свое мнение по всем вопросам, которые имеют к нему отношение, должно полностью соблюдаться на каждой стадии процесса ювенальной юстиции (см. КПР/К/ЗОП/10 (2007)  о правах ребенка в ювенальной юстиции).

 

Несовершеннолетний правонарушитель

58. Статья 12, параграф 2 Конвенции требует, чтобы ребенок, подозреваемый, обвиняемый или признанный виновным в нарушении уголовного законодательства, имел право быть услышанным. Данное право должно полностью соблюдаться на всех стадиях судебного процесса от досудебной стадии, когда ребенок имеет право хранить молчание,  до права ребенка быть услышанным полицией, прокурором и судьей, принимающим участие в судебном следствии. Это право применяется на всех стадиях рассмотрения спора и вынесения решения, а также при применении избранной меры.

59. В случае прекращения или перепрофилирования дела (включая мировое соглашение) ребенок должен иметь возможность дать свое свободное и добровольное согласие или иметь возможность получить законные рекомендации и помощь в определении правомерности и целесообразности предложенной замены.

60. Для того чтобы эффективно участвовать в судебных разбирательствах, каждый ребенок должен быть своевременно проинформирован о выдвинутых против него обвинениях на понятном ему языке, а также о процессе правосудия по делам несовершеннолетних и о мерах, которые могут быть применены к нему судом. Судебные разбирательства должны проводиться в атмосфере, облегчающей участие ребенка и свободное выражение им своего мнения.

61. Суд и иные слушания ребенка по нарушению им закона должны проводиться за закрытыми дверями. Исключения из этого правила должны быть минимальны, четко прописаны в национальном законодательстве и должны применяться только в интересах ребенка.

 

Ребенок – жертва и ребенок – свидетель

62. Ребенку – жертве и ребенку – свидетелю преступления должна быть предоставлена возможность полностью осуществить свое право на свободное выражение собственного мнения в соответствии с резолюцией 2005/20 Совета по экономической и социальной политике ООН «Принципы правосудия в делах с участием детей – жертв и детей – свидетелей» (в частности, статьи 8, 19, 20).

63. Это значит, что ребенку – жертве или свидетелю должна быть предоставлена любая консультация по вопросам, связанным с его участием в следствии, а также возможность свободно выразить свое мнение и отношение к участию в процессуальных действиях.

64. Право ребенка – жертвы/свидетеля также связано с правом получать информацию по спорным вопросам, таким как состояние здоровья, психологическая и социальная поддержка, роль ребенка – жертвы/свидетеля, процедура проведения опроса, механизмы поддержки ребенка при подаче жалобы, участие  в следственных действиях и судебных заседаниях, определение места и времени слушаний, доступность защиты, возможность получения возмещения, подача апелляции.

 

(III) Право ребенка быть выслушанным в административных разбирательствах

65. Все государства–участники должны развивать административное судопроизводство в своих законодательных системах, которое бы отражало требования статьи 12 и обеспечивало бы право ребенка быть услышанным наравне с другими процессуальными правами (права на оглашение документов, относящихся к делу, на уведомление о слушании, на представительство интересов родителями или другими лицами).

66. Предпочтительнее, чтобы дети подвергались административным разбирательствам, а не судебным, поскольку административное законодательство менее формальное, более гибкое и, соответственно, в нем легче устанавливаются правовые нормы и правила. Разбирательства должны быть адаптированы для понимания детьми и открыты для них.

67. Конкретные примеры административных разбирательств, касающихся детей, включают процедуры по урегулированию:

- дисциплинарных проблем в школах (временное исключение или отчисление),  

- отказа в выдаче школьного аттестата и других свидетельств,

- применения мер дисциплинарного воздействия,

-отказа предоставить льготы в центрах для содержания под стражей несовершеннолетних правонарушителей,

- определения в приют беспризорных детей,

- получения водительского удостоверения.

В указанных случаях ребенку должно быть предоставлено право быть услышанным и возможность реализовать другие права «в рамках процессуальных норм национального законодательства».

 

В. Право быть услышанным и его сочетание с другими положениями Конвенции

68. Статья 12, как общий принцип, связана с другими  общими принципами Конвенции, такими как ст. 2 (право на недискриминацию), ст. 6 (право на жизнь, выживание и развитие), и особенно ст. 3 (наилучшее обеспечение интересов ребенка). Эта статья особенно тесно связана со статьями, охраняющими гражданские права и свободы, такими как ст. 13 (право на свободу слова) и ст. 17 (право на информацию).  Более того, статья 12 связана и с остальными статьями Конвенции, которые не могут быть полностью реализованы, если ребенок не признается человеком, имеющим свой собственный взгляд на предоставленные ему права и на их применение.

69. Связь статьи 12 и статьи 5 (оценка способностей ребенка и воздействие на него родителей, см. п. 84 данного ЗОП) имеет особую значимость, поскольку очевидно, что воздействие родителей напрямую связано с развитием  способностей ребенка.

 

  1. 1.     Статьи 12 и 3

70. Задача статьи 3 – обеспечивать приоритетность интересов ребенка в любых действия предпринятых общественными или частными институтами, судами, административными или законодательными органами в отношении ребенка.  Это означает, что любое действие, предпринятое в интересах ребенка,  должно быть направлено на его пользу.  Конвенция обязывает государств-участников гарантировать, что ответственные лица  выслушают ребенка, как это оговорено статьей 12. Это действие является обязательным.

71. Наилучшие интересы ребенка, определяемые совместно с ним самим не единственный фактор, который должен быть учтен в действиях организаций, государственных и административных органов, но один из важнейших, также как и мнение ребенка.

72. Ст. 3 посвящена частным случаям, но, тем не менее, она требует, чтобы интересы группы детей также принимались во внимание во всех действиях, касающихся детей. Следовательно, государства-участникиобязаны при определении интересов и пользы детей учитывать не только индивидуальную ситуацию каждого ребенка, но и интересы группы детей в целом. Более того, государства-участникидолжны инспектировать действия как частных и общественных организаций,  так и государственных и законодательных органов. Распространение обязательств на законодательные органы ясно показывает, что каждый закон, норма, или правило, которые касаются детей, должны руководствоваться критерием наилучших интересов ребенка.

73. Нет сомнения, что наилучшие интересы детей, как ограниченной группы,  должны быть определены так же,  как и определение наилучших интересов одного ребенка. Если в фокусе оказываются интересы большого числа детей, то руководители организаций, государственных и административных органов должны также дать возможность высказаться заинтересованным детям из неопределенных групп и учесть их мнения, когда они планируют какие-либо действия (в том числе и нормоустановительные), которые прямо или косвенно затрагивают интересы детей.

74. Между статьями 3 и 12 нет никакого противоречия, они только дополняют друг друга. Одна ставит задачу обеспечения наилучших интересов ребенка, а другая – определяет способы, как эту задачу выполнить, как услышать ребенка или детей. Ст. 3 не может быть применена правильно, если положения ст. 12 не принимаются во внимание. Таким образом, ст. 3 усиливает действенность ст.12, обеспечивая обязательное вовлечение детей в принятие решений, касающихся их существования.

 

2. Статьи 12, 2 и 6

 75. Право на недискриминацию – это неотъемлемое право, гарантированное всеми актами по защите прав человека, в том числе и Конвенцией о правах ребенка. Согласно ст. 2 Конвенции каждый ребенок имеет право не подвергаться дискриминации при использовании своих прав, в том числе и прописанных в ст. 12. Комитет особо подчеркивает, что государства-участникидолжны принимать надлежащие меры, чтобы обеспечить каждому ребенку право на свободное выражение своих взглядов  и на то,  что его взгляды будут приняты во внимание, без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, половой и языковой принадлежности, религиозных и политических взглядов, национального, этнического и социального происхождения, имущественной состоятельности, недееспособности, рождения и пр.  Государства-участникидолжны решительно противостоять дискриминации  детей, в том числе и детей из  незащищенных социальных слоев и групп риска, и обеспечить им право быть услышанными наравне с другими детьми.

76. Комитет выражает озабоченность в связи с тем, что в некоторых сообществах привычное  отношение и традиции  ограничивают или вовсе препятствуют применению данного права. Государства-участникидолжны принять надлежащие меры для того, чтобы повысить информированность общества по данной проблеме и понимание негативных последствий подобного отношения, а также способствовать позитивным переменам в процессе реализации данного права каждым ребенком.

77. Комитет настоятельно призывает государства-участникиобратить особое внимание на право девочек быть услышанными,  получать поддержку и выражать свое мнение, поскольку именно гендерные стереотипы и патриархальный уклад в обществе являются серьезными преградами в осуществлении девочками своего права, изложенного в ст. 12.

78. Комитет одобряет обязательство государств-участников, закрепленное в статье 7 Конвенции о правах инвалидов, обеспечивать детям-инвалидам необходимое содействие (в том числе и оборудованием) для того, чтобы они имели возможность  свободно выражать свои взгляды и чтобы их взгляды были приняты во внимание.

79. Статья 6 КПР признает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и что государства-участникидолжны максимально обеспечивать его право на выживание и развитие. Комитет отмечает, что важность обеспечения ребенку возможности быть услышанным и его участие в процессах, его касающихся, - это важный инструмент для полноценного развития личности и для определения правоспособности ребенка (согласно ст. 6 и согласно целям образования, изложенным в ст. 29).

 

Продолжение