Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

50 рецептов пиццы. От простого до изысканного

50 рецептов пиццы. От простого до изысканного

Издательство: Астрель

135 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

Подход ООН к правосудию в отношении детей

09.07.2012

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ

 

Подход ООН к правосудию в отношении детей

 

РЕЗЮМЕ

 

Настоящий документ предусматривает руководящие принципы и структуру деятельности ООН касательно правосудия в отношении детей на национальном уровне, применимой при всех обстоятельствах, в том числе в контекстах предотвращения конфликта, кризиса, пост-кризиса, конфликта, пост-конфликта и развития.  Она находится в рамках мандата ООН по поддержке осуществления прав человека, ликвидации бедности и Целей Развития Тысячелетия и является вкладом в последовательную программу ООН в области верховенства закона.

 

Цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том, чтобы обеспечить, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка, как все лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения. Он особым образом направлен на обеспечение полного применения международных норм и стандартов в отношении всех детей, вступающих в контакт с правосудием и связанными с ним системами в качестве жертв, свидетелей или предполагаемых правонарушителей, либо по другим причинам, где требуется судебное, государственно-административное или негосударственное судебно-арбитражное вмешательство, например по вопросу об их опеке, попечительству или защите.

 

А. Руководящие принципы

            1. Обеспечение того, что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение

            2. Гарантия справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо форм дискриминации

            3. Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным

            4. Защита каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия

            5. Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием

            6. Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах

            7. Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам несовершеннолетних

            8. Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий период времени

            9. Широкое внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона

 

В. Структура правосудия в отношении детей

Подход ООН к правосудию в отношении детей включает в себя два пути обеспечения того, чтобы дети получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия. Первый направлен на то, чтобы обеспечить большее внимание детям в инициативах, связанных с верховенством закона, а второй предполагает дополнительные мероприятия, особо необходимые для укрепления усилий по верховенству закона в плане правосудия в отношении детей и гарантии полного соблюдения прав ребенка. Оба эти пути излагаются ниже и интегрируются в структуру усиления верховенства закона, описанного в подходе ООН к содействию верховенству закона.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

То, как обращаются с детьми в рамках национальных систем правосудия, социального обеспечения и институтов безопасности, является неотъемлемым элементом достижения верховенства закона и связанных с этим целей. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние два десятилетия, детей необходимо и дальше рассматривать как ключевую заинтересованную сторону в инициативах, связанных с верховенством закона. Работа по внедрению стандартов правосудия в отношении детей все еще часто ведется в отрыве от широкой реформы в области права и безопасности.  Кроме того, здесь нередко предпринимаются вертикальные подходы, направленные либо на усовершенствование систем ювенальной юстиции, либо на ответные меры в отношении детей – жертв и свидетелей, без осознания того, что эти категории часто накладываются друг на друга, также как и профессиональные специалисты и учреждения, несущие за них ответственность. Доступ к правосудию, хотя и признаваемый все шире в качестве важной стратегии защиты прав уязвимых групп и, следовательно, борьбы с бедностью, редко принимает во внимание детей.

 

В настоящих руководящих указаниях излагаются стратегии общего подхода ООН к правосудию в отношении детей в рамках существующих принципов и структур верховенства закона в том виде, как они изложены в подходе ООН к содействию верховенству закона. Этот подход направлен на обеспечение того, чтобы соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка (КПР) и других международных правовых инструментов, касающихся правосудия в отношении детей, были отражены в широкой политической реформе и усилиях по ее реализации. Общий подход поможет органам ООН использовать рычаги поддержки в более обширных программах реформ в области верховенства закона, в том числе в реформах в секторах управления, безопасности, социального обеспечения и правосудия, в которые правосудие в отношении детей может быть легко интегрировано.

 

А. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Следующими принципами прав ребенка, основанными на международных правовых стандартах и нормах, следует руководствоваться при проведении всех мероприятий по правосудию в отношении детей, от разработки политики до непосредственной работы с детьми:

 

1. Обеспечение того, что наилучшим интересам ребенка придается первостепенное значение

 

Во всех действиях, касающихся детей, предпринимаемых судами, административными или иными полномочными органами, включая и негосударственные, наилучшим интересам ребенка должно уделяться первостепенное значение.

 

2. Гарантия справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо форм дискриминации

 

Принцип недискриминации лежит в основе разработки программ правосудия в отношении детей и программ поддержки доступа к правосудию для всех детей. Гендеро-чувствительный подход должен приниматься во всех мероприятиях.

 

3. Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным

 

Дети обладают особым правом быть выслушанными в ходе любого судебного/административного разбирательства непосредственно либо через представителя или надлежащий орган в соответствии с процессуальными положениями национального законодательства. Это подразумевает, например, то, что ребенок получает адекватную информацию о процессе, возможных вариантах и вероятных последствиях этих вариантов; и то, что методология, применяемая для допроса детей, и среда (т.е. где, кем и как  допрашиваются дети) должны быть дружелюбны к детям и адаптированы к каждому конкретному ребенку. В конфликтных и постконфликтных ситуациях также важно в полной мере вовлекать детей в процессы переходного правосудия.

 

4. Защита каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия

 

Дети в контакте с законом должны быть защищены от любых страданий в процессе государственных или негосударственных процедур судопроизводства, так же как и после этого процесса. Процедуры должны быть адаптированы, и надлежащие защитные меры должны быть приняты против злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия, включая сексуальое и гендерное насилие, принимая во внимание, что риски, с которыми столкнутся мальчики и девочки, будут различаться. Пытки или другое жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение либо наказание (включая телесное наказание) должны быть запрещены. Кроме того, смертная казнь и пожизненное заключение без права на освобождение не должны назначаться за правонарушения, совершенные детьми.

 

5. Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием

 

С каждым ребенком необходимо обращаться как с уникальным и ценным человеческим существом таким образом, чтобы к его или ее личному достоинству, особым потребностям, интересам и частной жизни были проявлены уважение и защита.

 

6. Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах

 

Основные процессуальные меры правовой защиты, предусмотренные соответствующими национальными и международными нормами и стандартами, гарантируются на всех этапах судопроизводства как в государственных, так и в негосударственных системах, так же как и в международном правосудии. Это включает, например, право на частную жизнь, право на юридическую помощь и другие виды содействия, а также право оспаривать любое решение в вышестоящем судебном органе.

 

7. Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам несовершеннолетних

 

В рамках политики правосудия по делам несовершеннолетних особый упор должен быть сделан на превентивные стратегии, способствующие успешной социализации и интеграции всех детей, особенно через семью, сообщество, сверстников, школу, профессионально-техническое обучение и мир труда. Превентивные программы должны быть особым образом сосредоточены на поддержке особо уязвимых детей и семей.

 

 

 

 

 

 

 

8. Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий период времени

 

Должны быть разработаны положения восстановительного правосудия, диверсификационных механизмов и альтернатив лишению свободы. По той же причине программирование в области правосудия в отношении детей должно наращиваться на базе неформальных и традиционных систем правосудия с учетом соблюдения ими основных принципов и норм прав человека, таких как например, гендерное равенство.

 

9. Широкое внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона

 

Вопросы правосудия в отношении детей должны систематически интегрироваться в национальные процессы планирования, такие как национальные планы развития, ООС/ЮНДАФ, общесекторальные подходы в области правосудия, стратегии оценки/ликвидации бедности, а также направления политики или планы действий, разработанные во исполнение Глобального исследования ООН о насилии в отношении детей, национальный бюджет и международное выделение помощи и мобилизация фондов, и в подход ООН к инициативам в области правосудия и безопасности во время операций по поддержанию мира и работу страновых групп, в частности путем совместных тщательных оценок, разработки всесторонней стратегии верховенства закона, основанной на результатах проведенной оценки, и создания совместной программы ООН по верховентсву закона в стране.

 

В. СТРУКТУРА ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

 

Вопросы правосудия в отношении детей должны быть интегрированы в структуру в целях усиления верховенства закона, как это излагается в подходе ООН к содействию верховенству закона:

 

1. Конституция или ее эквивалент и правовая структура, и их исполнение.

Национальные и международные нормы и стандарты, касающиеся правосудия в отношении детей, должны приниматься во внимание при разработке, пересмотре и реализации любого правового инструмента, как предусматривается в подходе ООН к содействию верховенству закона. В частности, вопросы, касающиеся детей, должны быть интегрированы в:

 

  • Конституциональную реформу и/или процессы разработки конституции;
  • Усилия по правовой и политической реформе на национальных и региональных уровнях. Конвенция ООН о правах ребенка – наиболее широко ратифицированный договор о правах человека – и Общее замечание № 10 ее Комитета, наряду с соответствующими стандартами и нормами ООН о предупреждении преступности и уголовном судопроизводстве, включая резолюцию ЭКОСОС о поддержке национальных усилий в области реформы правосудия в отношении детей (Е/2007/23 от 26 июля 2007 года), могут быть хорошими отправными точками для расширенной правовой и политической реформы.
  • Кодексы поведения, стандарты отбора и найма и стандарты практики руководящего состава и персонала правоохранительных, судебных и тюремных учреждений, юристов/адвокатов, социальных работников, помощников юристов и других специалистов, работающих с детьми, находящимися в контакте с законом.

 

2. Органы правосудия, управления, безопасности и прав человека. Подход ООН к содействию верховенству закона требует создания и/или поддержания органов/учреждений правосудия, управления, безопасности и прав человека, которые хорошо структурированы и профинансированы, подготовлены и оборудованы для разработки, обнародования, внедрения и правоприменения законов в такой манере, которая обеспечивает равное обладание правами человека всеми людьми. В применении к правосудию в отношении детей это должно включать интеграцию вопросов детства в такие мероприятия по верховенству закона, как:

 

  • Институциональная реформа и развитие потенциала правовых и судебных учреждений (прокуратура, юридическая консультация и представительство, министерства юстиции, суды, уголовное право, гражданское право) и правоохранительных органов, парламентов, специалистов с неполным юридическим образованием, органов социального сектора, учреждений и персонала тюрем. Что касается реформы сектора безопасности, наращивание потенциала должно включать в учебную подготовку сил безопасности и правоохранительных органов фокус на правах ребенка, гендерной осведомленности, посредничестве и разрешении конфликтов, а также фокус на их ответственности в качестве носителей обязательств за защиту детей;
  • Программы, способствующие и целостности и подотчетности правосудных и правоохранительных органов, как например, механизмы подотчетности полиции или гражданские комиссии по наблюдению за поведением полиции, либо инспекции закрытых учреждений, включая места содержания под стражей в полиции;
  • Органы мониторинга/контроля (парламентские комитеты, офисы омбудсменов, комиссии по правам человека и т.д.), обеспечивающие то, что должное внимание уделено детям в системах правосудия, включая и внутри закрытых учреждений. Эти органы могут также играть роль в обеспечении того, чтобы негосударственные механизмы находились в соответствии с правами человека.
  • Содействие интеграции прав ребенка в поддержку механизмов негосударственного/неформального правосудия. Негосударственные механизмы правосудия имеют тенденцию к разрешению вопросов, имеющих непосредственную значимость для наиболее уязвимых детей, включая защиту земли и собственности детей, осиротевших в результате ВИЧ/СПИДа или конфликта, разрешение семейных и общинных споров и защиту прав, как например доступ к государственным услугам. Эти системы могут быть менее устрашающими для детей и ближе к ним, как физически, так и в плане их проблем. Во многих случаях, однако, должна быть проведена работа с сообществами для приведения этих механизмов в соответствие с правами ребенка и устранения дискриминационных предубеждений в отношении женщин и девочек. Негосударственные механизмы правосудия могут играть особо важную роль в ситуациях кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта, когда формальная система ослабла или полностью разрушилась;
  • Мирные соглашения, поскольку они обеспечивают важные отправные точки и возможность установления целей и принципов систем правосудия, а также гарантируют то, что дети в полной мере приняты во внимание.

 

Необходимы дополнительные мероприятия для укрепления усилий по верховенству закона, особенно в плане правосудия в отношении детей, и обеспечения полного соблюдения прав ребенка. Сюда включается следующее:

 

  • Создание базы знаний о детях в системах правосудия (формальных и неформальных), как например, путем создания и ведения национальных баз данных и разработки национальных исследовательских программ о характере и объеме преступности, совершенной детьми и в отношении детей;
  • Содействие созданию системы правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международными нормами и стандартами, особенно в пост-кризисных/пост-конфликтных ситуациях, которые часто открывают возможности для реструктуризации органов правления и реконструкции законодательных органов, «чтобы отстроить еще лучше». Эти усилия должны быть частью более широкой стратегии, направленной на создание национальной системы юстиции в соответствии с международными стандартами, в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • Поддержка создания восстановительного правосудия, диверсификации и альтернатив лишению свободы, способствующие реинтеграции ребенка в общество, в соответствии с принципом применения лишения свободы в качестве крайней меры;
  • Создание возможностей для полного вовлечения социального сектора в вопросы правосудия в отношении детей и усиление координации между социальным сектором и сектором правосудия;
  • Содействие потенциалу правительств предотвращать преступления против детей, в частности в семье, и обнаруживать преступников, проводить расследование и преследовать их судебным порядком, в том числе путем повышения квалификации специалистов в области правосудия, военнослужащих, профессионалов правоохранительных органов и органов социального обеспечения, и усиления междисциплинарного сотрудничества между секторами;
  • Содействие процедурам и методам, учитывающим особенности детей, которые обеспечивают полноценное участие ребенка в судебных, административных и местных общественных процессах.  Это может потребовать внесения изменений в законодательство, правовую практику (например, методы допроса), потенциалы и физическую окружающую среду и, в более общем плане, в отношение к участию детей.

 

3. Процессы и механизмы восстановительного правосудия. Проблемы детей должны быть включены в дискуссии о процессах и механизмах переходного правосудия с самого начала.  Должны быть предусмотрены положения, обеспечивающие их полноправное участие и защиту. Процедуры должны соответствовать Руководящим принципам ООН о правосудии по делам, затрагивающим детей – жертв и свидетелей преступлений, а участие детей должно руководствоваться принципом соблюдения их наилучших интересов.

 

4. Публичное и гражданское общество, которое вносит вклад в укрепление верховенства закона и несет ответственность за подотчетность государственных служащих и учреждений. Дети также должны быть объектом этих мероприятий, например, следующим образом:

 

  • Обеспечение образования по правам ребенка и правовой осведомленности для всех детей, а также для семей и местных сообществ. Насколько это возможно, такие просветительские программы должны быть интегрированы в школьные учебные курсы, а также в такие существующие инициативы, как обучение жизненным навыкам, психосоциальное консультирование или пространство доброжелательного отношения к ребенку, как часть широких мероприятий по оказанию помощи детям обрести контроль над своей собственной жизнью. Родители и широкая общественность также должны наделяться полномочиями, чтобы заявлять иски от имени детей (особенно младшего возраста), когда это необходимо;
  • Использование проектов по участию детей (или создание таких проектов, если они еще не существуют) для обеспечения того, чтобы дети были вовлечены с самого начала в выявление важных для них правовых вопросов, а также – в постконфликтных ситуациях – наиболее соответствующих механизмов переходного правосудия и путей усиления диалога с сообществом;
  • Поддержка местных общественных правовых и непрофессиональных правовых служб для детей. Это будет включать развитие потенциала юридических сетевых объединений и коллегий адвокатов, а также непрофессиональных специалистов, включая женщин, из заинтересованных сообществ, и поддержку или создание служб НПО на уровне сообщества, таких как правовые информационные центры, клиники юридической помощи и центры социально-правовой защиты для предоставления правовой информации и представительства детей;
  • Развитие потенциала правовых служб, гражданского общества и непрофессиональных консультантов по таким правовым вопросам особой значимости для мальчиков и девочек в ситуациях кризиса/конфликта и пост-кризиса/пост-конфликта, как опекунство, жилищные, земельные и имущественные права, регистрация, национальная принадлежность и гражданство, безгражданство и другие вопросы общественного права, в частности в отношении осиротевших детей, возвращающихся детей-беженцев и внутренне перемещенных детей, а также по вопросам тяжких нарушений человеческих прав, как например, сексуальное и гендерное насилие;
  • Поддержка организаций гражданского общества в оказании содействия доступу детей к негосударственным  системам правосудия и помощи этим механизмам в лучшем реагировании на права и потребности детей. В частности, наращивание потенциала организаций гражданского общества в повышении осведомленности населения о механизмах негосударственного правосудия, учебная подготовка работников правосудия в вопросах прав человека, мониторинг деятельности негосударственных механизмов, сообщение о нарушениях прав человека и помощь в обеспечении справедливых исходов;
  • Наращивание (восстановление) потенциала местных правозащитных организаций, учреждений и ведомств по правам человека и ребенка/защите ребенка, средств массовой информации и общественных групп выступать в защиту детей от их имени и проводить мониторинг осуществления их прав;
  • Развитие потенциала гражданского общества разрабатывать и осуществлять программы, связанные с правосудием в отношении детей в кризисных/конфликтных ситуациях, направленные на недопущение детей к конфликту с законом, улучшение условий содержания под стражей или обеспечение немедленного разоружения, демобилизации и реинтеграции детей, связанных с вооруженными силами;
  • Повышение информированности о правах детей, проходящих через системы правосудия в качестве жертв, свидетелей или правонарушителей (либо по какой-либо иной причине), а также о воздействии прохождения через такие системы на детей.