Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Ждем ребенка

Ждем ребенка

Издательство: Парадигма

271 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Этикет с малых лет. О правилах хорошего тона

05.09.2012

Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык, по которому многое можно узнать. Где человек вырос, какой стиль общения был принят у него дома, насколько внимательно и бережно относится он к людям. Можно увидеть и то, насколько мы, родители, преуспели в воспитании ребенка, насколько удобной мы сделали его жизнь.



К истории вопроса

Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте, Греции и Риме. Главную роль играл дипломатический этикет – важное условие мира между государствами. Затем возник придворный этикет: сложные торжественные церемонии. Потом формируется гражданский этикет: правила поведения в повседневной жизни. Отношения полов, высших и низших слоев общества были строго регламентированы. Нарушить этикет означало исключить себя из своей социальной группы.
Первой книгой по этикету принято считать «Дисциплину клерикалис», составленную в начале XIII века испанским священником Педро Альфонсо. На ее основе выросли правила поведения в Англии, Франции, Германии. Однако истинное облагораживание нравов в Европе началось с Италии. Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры: люди начали интересоваться искусством, модой и друг другом.
Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе которого лежали строгое сословное деление, подчинение младших старшим, низших высшим.
С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». До Октябрьской революции европейские обычаи парадоксально сочетались с патриархальными порядками, составляя довольно живописную картину (хорошо представленную в пьесах Островского). Советская эпоха добросовестно искоренила само понятие этикета, заменив его абстрактным «Кодексом строителя коммунизма» и правилами коммунального общежития.
Сегодня этикет – условное обозначение для поведения в повседневной жизни. Этикет заполняет наше общение дома, на улице, в Интернете, буквально – везде. На любое действие существует.

 В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.


От 0,5 до 1,5 

 На первый взгляд о правилах приличия в столь нежном возрасте говорить еще рано. Однако и здесь существуют способы сделать комфортнее общение младенца с социумом. 

Пока лучшее, что можно предложить – не ходить в места большого скопления народа. Если, к примеру, все же очень хочется посидеть в кофейне с подругой, взяв свою кроху, надо занять столик в углу, занять ребенка принесенными с собой игрушками и спокойно относиться к косым взглядам. К счастью, младенец этого возраста обычно вызывают у окружающих лишь умиление – как бы безобразно, с вашей точки зрения, он себя ни вел.
Дома можно задуматься о зачатках застольного этикета: при кормлении малыша постепенно уменьшать забрызгиваемую едой площадь. Наилучших успехов достигают дети, которых кормят в одно и то же время, за одним и тем же столом, применяя определенные ритуалы (повязать фартучек с поясняющими словами, рассказать о том, что сейчас будем кушать, акцентировать внимание на тарелочке и так далее)... Так кормление постепенно превратится в обед.


1,5–2 года

 Столовый этикет

Начинаем «есть по правилам». Малыш уже в состоянии пользоваться ложкой и салфеткой, перед едой – мыть и вытирать ручки. Главное, что требуется от родителей, – терпение и ласка.


Речевой этикет
Чтобы научить ребенка отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, в его лексиконе как можно раньше должны появиться слова вежливости. Тогда же, когда он только учится говорить. Обращаясь к малышу с просьбой, всегда начинайте фразу со слова «пожалуйста» и заканчивайте ее словом «спасибо».

Чаще проявляйте благодарность ребенку за самые незначительные поступки. Обязательно – за то, что он был послушным, быстро собрался на прогулку, был терпеливым, когда пришлось ждать автобус и т.д.
Научите малыша здороваться и прощаться. Здесь гораздо красноречивее слов собственный пример. Если повторять ребенку, что нужно говорить «здравствуйте» знакомым людям и при этом игнорировать соседку, то урок получится напрасным.
Иногда о правилах вежливости забывают очень импульсивные дети, которым трудно удержать внимание на чем-то определенном. Они знают, что нужно поздороваться, но настоящий момент для них как бы не существует, они увлечены уже следующим действием, поэтому часто напрочь забывают об этикете. Взрослому придется останавливать торопыжку и терпеливо произносить волшебные слова за него.
Проявляйте к малышу больше уважения. Например, ему неудобно смотреть вверх. Сделайте дружественный жест: приветствуя ребенка, согните колени, чтобы ваши и его глаза оказались на одном уровне. Это рождает доверие и выражает взаимопонимание. Ему легче научиться правилам хорошего тона, если в их основе лежит уважение к каждой мелочи.

 

Этикет в одежде

Старинные книги по этикету представляли искусство одеваться как одно из самых необходимых качеств, которым должен обладать воспитанный человек. «Одевайтесь не лучше и хуже уровня людей своего сословия, не выше и не ниже своих материальных возможностей, с блеском и недорого, опрятно и со вкусом». Современный двухлетний малыш тоже приучается следить за одеждой – одернуть платье, поправить штанишки. Привыкнув к аккуратности с детства, он легко сможет выбирать подобающий наряд в будущем.


3–4 года

 Столовый этикет

Еда становится все более «утонченной»: малыш начинает пользоваться вилкой и есть суп не с конца ложки, а с бокового края. Вполне по силам научиться аккуратно отламывать хлеб: над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть. Пора узнать, что во время еды на следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только чуть наклоняют и на эту высоту подносят ложку или вилку. Не нужно дуть на горячую еду и напитки, причмокивать. Нужно есть и пить с закрытым ртом и беззвучно. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует вначале проглотить то, что находится во рту, и только потом запить. Хорошо бы до этого протереть губы салфеткой. Совсем уж «высшим пилотажем» будет пользование салфеткой по правилам: губы промакивают центральной частью салфетки, а пальцы вытирают ее краями.
Рекомендации столового этикета мало изменились за века: еще в XVIII веке «младому отроку» предписывалось, что «неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно себя вести, а вилками по тарелкам, по скатерти или по блюдам не чертить, не колоть и не стучать, но сидеть прямо, тихо и спокойно».


Речевой этикет
Цель этикета – сделать жизнь максимально приятной, научиться обходить все углы и нечаянные обиды. Для этого сразу надо учить ребенка разговаривать спокойно и негромко. Особенно в спальне и других помещениях для отдыха. С помощью голоса непроизвольно создается некая атмосфера – приятная или тяжелая (и дело не в смысле слов, а в интонации). Разговаривайте сами мягко и нежно, не повышая голоса. Так и малыш сможет выработать верный тон в общении.


Этикет общения
Цель – выработать уважительное отношение к старшим и заботливое – к младшим. Взрослых пора называть по имени-отчеству. Кстати сказать, традиционное вежливое обращение не только демонстрирует уважение, но и устанавливает дистанцию. К сожалению, не все взрослые «дяди» или «тети» хорошо относятся к детям. Более отстраненное обращение убережет от многих проблем.

Взращивается покровительственное отношение к малышам. При всяком удобном случае предлагайте нечто вроде «помоги Машеньке завязать ботинок». Не упускайте возможности самим оказать другу ребенка какую-нибудь услугу: накормите, предложите вместе поиграть. Ваша искренняя помощь – наглядный урок этикета.
Чтобы сделать комфортнее взрослую жизнь, взаимодействию надо учить сейчас. Чаще говорите о друзьях и дружбе, обсуждая любые тонкости. Например, получив ответ «я дружу с Васей, потому что он всегда дает мне игрушки», не нужно заканчивать на этом беседу. Взрослый рискует закрепить односторонне-потребительские представления о дружбе. Лучше продолжить: «А ты?» – «Я тоже даю игрушки». – «А это приятно – делиться с другом?» Затратьте на общение побольше времени: эти беседы помогут ребенку понять и принять ценность дружбы.


Этикет в одежде
Опрятный внешний вид и навыки самообслуживания становятся нормой. Теперь ребенок может мыть руки мылом, чистить зубы пастой, пользоваться носовым платком. Он сам следит за своей внешностью – причесывает волосики (конечно, если они короткие), выбирает платье. К счастью, теперь это нетрудно: дети кокетливы и хотят нравиться друг другу.


5–6 лет

Этикет общения
Учите позитивно относиться к окружающим. Для этого старайтесь не обсуждать при детях других людей, особенно когда оценки носят негативный характер. Запретите себе любые осуждающие высказывания о друзьях ребенка.
Во всех случаях начинайте с себя. Труднее всего малышу следовать правилам, которые нарушают сами взрослые. Трудно усвоить, что обманывать нельзя, если папа просит малыша отвечать по телефону, что «его нет дома». Невозможно втолковать, что взрослым в некоторых ситуациях обманывать можно, а детям – категорически запрещается, потому что это «нехорошо».
Если придется столкнуться с детской ложью, проявите родительский артистизм, утрированно демонстрируя, как сильно он расстроил вас своей неискренностью.
(Исключением может быть только «ложь из благородства», например, когда ребенок берет на себя вину друга – тут надо сделать вид, что поверили объяснениям.)
Того, что запрещено, должно быть как можно меньше. Но уж если нельзя – то нельзя никак. Время от времени каждому человеку, а тем более ребенку, хочется взять тайм-аут, освободиться от подчинения определенному регламенту (демонстративно уйти из-за стола, нагрубить вместо «спасибо»). Причины – и усталость, и недовольство собой и окружающими. Надо признать эту слабость, но обязательно мягко пресечь. Если нельзя – то не только тебе, но и никому.
Не стесняйтесь признавать перед малышом свои ошибки. Если ребенок никогда не слышал в свой адрес извинений, ему сложнее будет понять смысл этого действия.
Сам ребенок тоже должен уметь сказать «нет» – дружески, но твердо. Это весьма пригодится. Многие из нас до старости говорят «нет» так неумело, что либо все время идут на какие-либо уступки и страдают от этого, либо отказывают так грубо и оскорбительно, что это действительно нельзя назвать хорошим тоном.
Особое значение умение говорить «нет» приобретет в подростковом возрасте. Чужое мнение, мнение друзей зачастую важнее собственного. Он должен сказать «нет» на предложение, которое считает неправильным. Воспитанный человек сможет отказать знакомым, если это обидит близких ему людей.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте пора научиться слушать. Это такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как умение говорить. Не вмешиваться в разговор старших, не перебивать, не спорить. Беседовать только уважительно и приветливо.
    

Столовый этикет
Основные правила поведения за столом уже должны быть усвоены. Малыш полностью овладевает всеми столовыми приборами – начинает пользоваться ножом. Чихать и кашлять – в платочек.
Хорошим манерам проще учить на примерах. Обсуждайте увиденное на экране и в жизни, прочитанное в книгах. Собственно, так советовалось и в книге «Юности честное зерцало»: «Когда надлежит тебе явиться в такое место, о правилах поведения в котором тебе ничего не известно, то следует присматриваться к тому, как ведут себя другие, и учиться на их ошибках».


7–8 лет

Школьный этикет

Новые условия диктуют и новые правила. Правильно сидеть за столом – это и красиво, и полезно для здоровья. За обеденным столом можно только запястьем опираться о его край, только ненадолго положить локоть.
Школьные успехи тоже имеют прямое отношение к этикету. Писать неразборчиво так же некрасиво, как в разговоре бормотать себе под нос. Книги XIX века указывали, что письмо отображает нравственный облик пишущего, его образование и знания. Потому вопрос аккуратного почерка — далеко не праздный.


Речевой этикет
Важно следить за правильной речью. В принципе, идеального, неиспорченного языка никогда и не существовало. Блюстителям чистоты всегда было за что бороться — даже во времена Пушкина. В 20—30-е годы прошлого века разговорную речь захлестнула первая волна уличного жаргона, языка воров и беспризорников. Вторая волна пришлась на 90-е годы, «обогатив» язык новыми блатными выражениями. Молодежный жаргон питают и другие источники — сленг музыкальных фанатов, наркоманов, компьютерщиков, английский язык.

Малыши начинают «приносить» первые жаргонные и нецензурные слова со двора еще в 3—4 года. Став постарше, ребенок «бравирует» этими словами, использует их в качестве своеобразного пропуска в компанию сверстников. Надо предусмотреть, чтобы использование этих выражений не стало средством шантажа и провокации. Разумнее всего — не реагировать резко. Просто объяснить, что некоторые слова неприятно слышать, что в языке существует множество способов для выражения чего-либо, в том числе и для проявления гнева. Малыши довольно быстро забудут о новинках, если вы не станете углубляться в объяснение значений того или иного слова.
В школьные годы проблемой становится неопределенность, размытость значений в языке ребенка (к примеру, «круто» может быть и отрицательной, и положительной оценкой ситуации). Спасение — только в чтении и разговорах. Надо понимать, что в определенный период роста ребенку придется переболеть «языковой болезнью», чтобы, преодолев стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
В целом же, этикет — это так обыденно... В сущности, воспитывать нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру и обществу, к природе и истории. Вместо сотни правил можно запомнить одно — необходимо уважительно относиться к окружающим нас людям.

 

А раньше?

 Почему мальчик, юноша, мужчина, входя в помещение, снимает головной убор? В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. В далеком прошлом у женщин были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, мужчина спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу. Кроме того, на прогулке юноша, мужчина должен идти слева от девушки, женщины. В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Сегодня справа от девушки могут ходить только военнослужащие, для того, чтобы иметь возможность отдавать воинскую честь.


Разный этикет
Выделяют четыре основных направления этикета:
речевой, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения. К нему также относят манеру разговаривать и искусство вести беседу; мимика и жесты.

  • Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
  • организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
  • Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. 
  • этикетная атрибутика
  • К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

 

Правила хорошего тона
В приличном обществе не следует:
    

  • чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти;
  • жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;
  • оставлять ложку в чашке или есть с ножа;
  • подвязывать салфетку (можно только очень маленьким), облизывать пальцы вместо того, чтобы вытирать их салфеткой;
  • садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;
  • забывать приветствовать своих домашних утром и по возвращении домой;
  • откидываться на стульях или отодвигать их от стола всем весом своего тела;
  • сидеть разваливаясь за обеденным столом или ставить на него локти, перегибаться через спины других;
  • топать очень громко, хлопать дверями;
  • проходить вперед других, не сказав: «Пожалуйста, извините меня» или: «Сожалею»;
  • вяло отвечать «нет» и «да», вместо того, чтобы говорить «да, мама», «да, Иван Иванович». В некоторых случаях можно отвечать «да» или «нет», но четко и доброжелательно. Тон имеет большое значение;
  • рыгать, чихать или кашлять, не пытаясь отвернуться от соседей, закрыть рот рукой или чистым платком;
  • набивать до отказа рот;
  • вытягивать ноги в проход;
  • вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;
  • входить в комнату, дверь которой закрыта, не постучав и не подождав разрешения войти;
  • прерывать беседу без важного на то основания и не попросив позволения высказаться;
  • говорить слишком громко, непрерывно болтать;
  • ходить волоча ноги;
  • щелкать суставами, барабанить пальцами, качать ногой и т. п.;
  • жевать резинку, за исключением того времени, когда находишься в одиночестве.

     Верующим детям нужно прочитать короткую молитву, прежде чем начать есть.


Умение вести беседу
Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Но это неверно. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, и тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Самим детям проявлять инициативу не следует. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Дети очень чувствительны к бестактности на людях.

Вести беседу за столом — большое искусство, которому, как и многому другому, можно научиться на практике и только в доброжелательной обстановке.


Идем на «Вы»
На вопросы наших читателей об этикете отвечает детский психолог Ольга Шевнина

«Мы с мужем хотим, чтобы наш ребенок вырос воспитанным и культурным. Скажите, пожалуйста, с какого возраста нужно требовать от него соблюдения этикета?»
Ольга Воронова, г. Москва

Ваше желание, думаю, разделяют многие. Вряд ли найдутся те, кто мечтает о невоспитанном ребенке. Но для начала стоит разобраться что именно стоит за этим понятием – этикет?
Этикет (французское слово «etiquette») означает совокупность правил поведения, проявления внешней культуры человека, группы людей. Иными словами, правила этикета, которые обязан усвоить и соблюдать культурный человек, дают ответ на вопросы: как себя вести в конкретной обстановке, как и что говорить в том или ином случае, как одеваться, держаться за столом и так далее. Этикет во многом совпадает с этикой, ибо то, что неприлично с точки зрения этики, отвергается и этикетом.
Дорогие родители, задумайтесь, входят ли в ваше понятие этикета и воспитанности такие качества, как смелость, преданность, правдивость, инициативность, воля, индивидуальность? Некоторые взрослые, к сожалению, употребляют слова «хорошо или плохо воспитанный» в основном при оценке манер ребенка. Так, «образцовой» девочкой слывет та, которая послушно сидит на стуле, не шумит, не просит подарков. Но ведь бывает и так, что за ее молчанием скрывается лицемерие, лживость? В то же время о шустром мальчишке, который иногда прерывает разговор взрослых, напевает за едой, не способен и двух минут посидеть без дела, окружающие склонны судить излишне строго.
Безусловно, воспитать ребенка – это значит научить его и хорошим манерам. Вежливость необходима и обязательна. Малыша следует знакомить с элементарными правилами поведения, как только более или менее он начинает осознавать окружающий мир. При этом не стоит перегибать палку. Не стремитесь превратить кроху в «маленького старичка», навязывая ему «взрослое» поведение.
«Золотое правило этики» – «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» – в позитивном варианте звучит так: «поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе».
Прививать хорошие манеры, на мой взгляд, следует с рождения. И начинать работу нужно с себя, с взрослых членов семьи. Помните о том, что вы во всем будете образцом для подражания. Уступили место старушке, объяснили малышу, что ему легче немножко постоять, чем бабуле с больными ногами – один-ноль в вашу пользу! Вступили на глазах ребенка, пусть даже еще не умеющего говорить, в рыночную склоку в стиле «вас здесь не стояло... – пошла ты... – сама пошла...» – проиграли несколько очков. И так день за днем, год за годом.
Едите дома всегда только с ножом и вилкой, пожалуйста, положите детские приборы рядом с тарелочкой вашего малыша. Но до поры до времени не пытайтесь специально обучить его этому, если сами предпочитаете «американский вариант» – все нарезать, а затем взять вилку в правую руку. Не будет толку. Да и в респектабельном ресторане ваш ребенок произведет лучшее впечатление, если поест аккуратно и с удовольствием, не соблюдая всевозможных тонкостей, и ему не придется краснеть и мучаться, ловя убежавший из ручки ножик. Вырастет – овладеет всем этим искусством с гораздо меньшими потерями.
Выходя с малышом «в свет», постарайтесь не забывать, что туфли на каблуках вредны для детских ножек, а фрак и бабочка – не самая удобная одежда для непоседы. Если маленького джентльмена или леди не будут раздражать некомфортные наряды, то они и вести себя будут, между прочим, намного лучше.


«Посоветуйте, пожалуйста, как вести себя с ребенком, который не хочет здороваться? Моей дочери 4,5 года. Я постоянно испытываю неловкость перед окружающими. Куда бы мы ни пришли – не хочет здороваться. Вместо «Здравствуйте» упирается, отворачивается и молчит».
Рита Смирнова, г. Гжель

Скорее всего, у вас просто очень стеснительный ребенок. Постарайтесь понять чувства дочери. Вспомните свое детство, может быть, и вы были такой же? Но даже в том случае, если с вами ничего подобного не происходило и вы всегда с легкостью общались с окружающими, это не дает вам права требовать от ребенка невозможного. Главное, чтобы вы поняли: ваша дочь не не хочет, а не может сказать «Здравствуйте». Просить ее об этом (а тем более, заставлять) бесполезно. Стеснительные люди в первую очередь страдают сами. И ваше порицание только ухудшит ситуацию.
Что могут сделать родители в этой ситуации? Начнем с того, что делать нельзя.
Нельзя забывать, что встреча застенчивого ребенка с травмирующей ситуацией, в которой вы ему не помогли, сильно усложняет проблему. Вам неудобно, вы подыгрываете «чужой тете», которая вдруг решила воспитать вашего сына или дочь чудесными фразами вроде: «Если не поздороваешься, мама тебя не будет любить».
Нельзя стыдить, ругать за «невоспитанность», объяснять при нем, что «он у нас стеснительный, застенчивый». Это не изменит ребенка, не придаст ему уверенности в себе. Наоборот, он только убедится в том, что у него непреодолимый недостаток. Такие дети в качестве оправдания предпочитают говорить: «Я стесняюсь», закрывшись этой спасительной фразой от возможности преодолевать себя.
Теперь о том, что вы можете сделать. Попросите воспитателей и близких не ругать ребенка за отстутсвие приветствия. Попробуйте подходить и здороваться вместе с дочерью. Сразу не получится – не беда, не расстраивайтесь и утешьте ребенка. Получится в другой раз.
Объясните, что означает слово «здравствуйте» – желаю здоровья. Расскажите, что можно говорить вместо здравствуйте – и в каких ситуациях. «Добрый день», «доброе утро» – может быть, тем самым вы сможете обмануть застенчивость. Поясните, что детям можно говорить «здравствуй» и «привет».
Сами почаще употребляйте эти слова. Утром проснулись – «Доброе утро!» Встретились на кухне: «Здравствуйте!» Пришли с работы – опять: «Здравствуй!» Если у вас дома здороваться не принято, то как ребенок может понять, что это необходимо делать в каких-то других местах?


«Когда ребенка надо учить обращаться к чужим взрослым на «вы»? Нам скоро три, мы пошли в детский сад. Так сын к воспитательнице обращается: «Привет!», «Застегни мне...» Может, пора уже объяснить разницу «ты» и «вы»? Как это лучше сделать?»
Юлия Гопоненко, г. Москва


Разницу между «ты» и «вы» объяснить нелегко. Если «вы» – это уважительное, то непонятно, почему маме и бабушке говорим «ты». В прежние времена, когда было принято родителей называть на вы, объяснить было бы проще. Возрастной критерий тоже не подходит. Степень знакомства – понятие условное. Воспитатель очень хорошо знаком, а называть следует на «вы». Непонятно.

И все же попробуйте объяснить, только с учетом правил и исключений. Пусть это станет частью ваших игр. Играете в магазин, доктора, школу – говорите «вы», причем непременно меняйтесь ролями – чтобы в свою очередь говорить «вы» сыну. Пройдет немного времени, и он все поймет. Только не нужно расстраиваться из-за ошибок – первое время это вполне простительно.


«Хочу отвести дочку в театр. Но она у нас довольно активный ребенок. Как лучше ей объяснить правила поведения в храме искусства?»
Светлана Лазарева, г. Москва

Начните с того, что, выбирая билеты в театр, обратите внимание на то, в какое время начинается спектакль и какова продолжительность. Для первого похода предпочтительнее спектакли покороче и в то время, которое не нарушит ваш распорядок дня. Идти на спектакль в 14.00, если ваша дочка обычно спит в это время – заранее обрекать ее и себя на тяжелое испытание.
Выясните, на какой возраст рассчитан спектакль. Полюбопытствуйте у тех, кто его уже посетил, какое у них осталось впечатление. На вкус и цвет, конечно, товарищей нет, но иногда рекомендации помогают сделать правильный выбор.
Обсудите с девочкой вашу культурную программу. Выберите вместе, какое платье надеть. Подчеркните, что поход в театр – это праздник. В холодное время года возьмите с собой сменку. Если ребенку на спектакле станет слишком жарко или холодно, он не сможет толком сосредоточиться на происходящем.
Приготовьтесь к антракту. Можете взять с собой яблоко или бутерброд и чего-нибудь попить, это избавит вас от безумных очередей и пугающих цен в зрительском буфете. Только не кормите ребенка во время действия – объясните, что в театре это не принято.
Ничего страшного, если малышка вскрикнет или громко заговорит во время действия – не стоит ее ругать. На детских спектаклях это довольно распространенное явление, часто артисты со сцены даже рассчитывают на поддержку маленьких зрителей.
Просто потом или даже заранее объясните дочери, что иногда шум в зале мешает артистам играть, а зрителям их слушать.
Если ребенок вдруг чего-то испугался и заплакал, то лучше постараться вывести его из зала в фойе и там успокоить, обсудив, хочет ли он вернуться и досмотреть спектакль до конца, или пойдет домой. Ни в коем случае не нужно его ругать, силой заставлять вернуться. Может быть, маленький зритель еще не дорос до данного спектакля или посещения театра в целом. Не переживайте – у вас еще все впереди!


«Подскажите, пожалуйста, с какого возраста стоит начать учить сына уступать место в транспорте. Когда мы возвращаемся из школы домой и он сидит, измученный, с тяжелым портфелем, мне легче бывает самой встать, чем попросить подняться его».
Анна Мишкина, г. Клин
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от ситуации. Бывают исключения из правил, поэтому я очень не люблю, когда люди делают замечания посторонним: «Чего, мальчик, расселся? Встань, уступи место!» Никто ведь не знает, почему мальчик сидит. Может, малыш не так давно перенес операцию или у него болит живот?! Конечно, воспитывая настоящего мужчину (или вежливую девушку), нужно учить их уступать место. И начинать нужно с малого, незаметного. Если едете вместе, лучше садитесь только в тех случаях, когда действительно нет сил или просто много свободных мест. Когда уступаете место, первое время тихонько объясняйте ребенку, что «бабушке тяжело стоять», «дедушка с палочкой, у него, наверное, ножки болят».

В транспорте часто становишься свидетелем такой ситуации: азартно работая локтями, влетает взъерошенный первоклассник: раз локтем – бабуля спрессована в угол, два – молодая мама с младенцем на руках в нокауте. Сел. И радостный вопль: «Мамочка! Иди, я тебе место занял!» Рыцарь?!
В общем, если ваш ребенок может, то пусть лучше гордо стоит, чем сидит, отводя взгляд от окружающих или делает вид, что спит.


«Мне кажется, что наш Матвей относится к большинству взрослых знакомых, как к своим приятелям. Как внушить ему уважение к старшим?»
Наталья Карпова, г. Санкт-Петербург
«Старших нужно уважать» – это известно всем. Но означает ли эта фраза, что младших уважать не надо? Конечно, многие взрослые весьма и весьма достойны уважения. Но, к сожалению, встречаются и другие. Соседка, которая в пьяном виде посылает далеко и надолго каждого пробегающего мимо ребенка, достойна уважения? Безоговорочный пиетет по отношению к старшим в данном случае – не лицемерие ли?

В вашем случае я не вижу особых проблем. Уважение – это не возрастная категория. Если в вашей семье все относятся к друг другу с уважением, это лучшее средство для приобретения хороших манер вашим ребенком.
А вот в семьях, где принято, прикрывая телефонную трубку рукой, кричать: «Подойди к телефону, тебя этот идиот спрашивает», а любимый аргумент в споре: «Ну ты дурак!», вряд ли помогут даже какие-либо «специальные» методы воспитания.

 

«Недавно наш шестилетний Миша принес из садика неприличный анекдот. Муж, спокойно выслушав его, попросил впредь воздерживаться от подобных историй. Сказал, что настоящий мужчина никогда не позволит себе говорить гадости, тем более в присутствии дам. А я думаю, может быть, забрать ребенка из этого сада?»
Ольга Лаврова, г. Тверь
Ах, как мечтают многие мамы и папы, что «эта гадость» обойдет их малыша стороной! Как защитить своего ребенка?

Не отдавать его в детский сад, уводить подальше от детской площадки, на которой гуляют «нехорошие дети», не ходить с ним на рынок и в магазин, заткнуть уши?
Увы, это невозможно. Все равно, наша жизнь такова, что ребенка невозможно изолировать от нецензурных выражений. И ваш тоже, возможно, будет их повторять. Именно ваш малыш, такой нежный, ранимый, вот этим ангельским ротиком. Рано или поздно все дети через это проходят. Не стоит волноваться, если ваш ребенок произнес бранное слово или, как в вашем случае, рассказал неприличный анекдот, это еще не повод для беспокойства. Детям свойственно слушать и повторять, что говорят вокруг. А такие слова обладают особой притягательностью, так как взрослые дяди и тети их используют в особо эмоциональные моменты (например, уронив себе на ногу что-нибудь тяжелое). А уж если вы, услышав из уст малыша что-нибудь этакое, были шокированы, или, как это часто бывает, сказали: «Тебе так нельзя говорить. Так только взрослые дядьки ругаются», ждите, что ребенок с особым удовольствием будет повторять их снова и снова. Что же делать? Разумеется, нужно как-то повлиять, принять меры. Но как? Во-первых, вообще не стоит проявлять к этому явлению повышенный интерес. Иначе ребенок поймет, что это прекрасный способ обратить на себя внимание. Во-вторых, ваш муж в этой ситуации поступил совершенно правильно. Не ругайте ребенка, не угрожайте намазать ему рот горчицей, не отправляйте в ванну мыть язык с мылом. Кратко и ласково объясните, что это неприлично. Если казус произошел при посторонних, извинитесь за ребенка и сразу смените тему разговора.

И поверьте, что раз в вашей семье не принято употребление ненормативной лексики, то, скорее всего, интерес вашего сына к подобным высказываниям дома скоро и быстро сойдет на нет.

 

  Консультант: Елена Нагейрнер, педагог-психолог