Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Просто, быстро, вкусно

Просто, быстро, вкусно

Издательство: Астрель

710 руб.

Я тобой горжусь или самооценка дошколенка

01.03.2013

Педагог-психолог «Школы Сотрудничества» Татьяна Павловна Скарга

школа сотрудничестваГриша ходит в группу детского сада вот уже третий год и с каждым месяцем его поведение ухудшается. Гриша стал драться с детьми, перестал обращать внимание на замечания преподавателей, да и заметили его в случаях воровства. Сначала воспитатели списывали его поведение на возраст, а потом стали все его откровенно ругать, думая, что у ребенка просто не сформированы навыки поведения. В подготовительной группе воспитатель пришла к психологу с запросом  «объясните ему, что так нельзя». 


После общения с ребенком и родителями, после применения различных проективных методик (рисуночные тесты, приемы арттерапии, методику самооценки «Лесенка») специалисты нашей психолого-педагогической службы выявили, что Гриша никогда не отзывается о себе и своих поступках хорошо, выполняя задания, он постоянно говорит: «Я не справлюсь, я не смогу!». В процессе работы с Гришей выяснилось, что мама с папой видели правильное воспитание в том, что хвалить и поддерживать ребенка не надо, иначе избаловать можно. Лишний раз поругав и указав на недостаточно хорошо выполненную работу можно мотивировать ребенка на хорошую учебу и поведение….

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость и часто агрессивность часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Либо доказывают свою состоятельность кулаками, привлекая к себе хоть такое, негативное, внимание.

Возможно, вы думаете: «Какая самооценка? моему малышу всего-то 5-6 лет!» Но, не торопитесь с выводами. То, как ребенок оценивает самого себя, влияет на его мировосприятие, отношения с окружающими – его ровесниками, родителями,  будущими учителями и работодателями. Да-да, не стоит удивляться и думать, что это будет не скоро. Не успеете оглянуться – и ваш кроха вырастет. И то как он пойдет по жизни и чего сможет достичь, зависит от того, насколько он уверен в себе и своих силах, то есть от его самооценки. А формируется она с раннего детства, и огромное влияние на нее оказывают близкие люди.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что в первую очередь из их оценок складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача, так как маленький ребенок ещё не имеет четкого представления о самом себе и воспринимает себя только сквозь призму родительского восприятия. От того, каково отражение в этом «зеркале», и будет зависеть уровень самооценки малыша.
Как проявляется уровень самооценки в поведении? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. А, соответственно, чувствуют себя в школьной жизни комфортно и быстро находят друзей.

А какая самооценка у вашего ребенка?

Давайте попробуем определить:

Завышенная самооценка

 

•Ребенок считает себя хорошим, верит, что он добьётся успеха при любых обстоятельствах
•Очень злится, когда получает замечания  и не любит признавать свои ошибки
•Преувеличивает свои достоинства и не замечает собственные недостатки
•Уверен: он - звезда! И считает, что подкреплять свой высокий статус делами вовсе не обязательно    
•При этом не умеет дружить и часто относится к окружающим потребительски

 

Адекватная самооценка

 

•Ребенок реалистично оценивает  себя , соотносит  свои способности с задачами разной сложности и с требованиями окружающих
•Он уверен в себе,но при этом самокритичен
•Доброжелателен, но умеет отстаивать собственное мнение

 

Низкая самооценка

 

•Считает, что другие дети гораздо лучше его, а он не достоин любви и внимания
•Довольно замкнут и с трудом находит контакт со сверстниками
•При этом он добрый, сострадательный, никогда не идёт напролом и не навязывает своё мнение
•Настолько боится что-то сделать не так, что даже не хочет прилагать усилий, чтобы справится с задачей
•Во всем себя недооценивает
•Может быстро научиться манипулировать людьми: если всё равно все уверены, что он ни на что не годен, зачем стараться?

 

Представьте себе, что самооценка ребенка – нежное растение, которое без надлежащего ухода и полива увянет, а при вложенных усилиях и внимании превратится в цветущий куст, привлекающий своим ароматом и тенью чудесных птиц успеха.

Так что же родители могут сделать для того, чтобы поддержать и направить, воспитать адекватную самооценку?

  1. Хвалите ребенка не только за хороший результат, но и за приложенные усилия. Это побуждает его стараться, достигать успеха и закреплять уверенность в себе. Важно чтобы похвала была искренней – дети очень чувствуют фальшь.
  2. Не сравнивайте ребенка и его успехи с кем-то другим или чьими-то достижениями (даже брата или сестры). Говорите только о нем самом: «Сегодня это получилось у тебя  лучше (хуже), чем вчера»
  3. Не переходите на личности. Оценивайте только поступки ребенка, а не его самого.  Вместо: «Какой же ты лентяй!», скажите: «Мне жаль, что ты не подготовился как следует».
  4. Часто родители предъявляют завышенные требования потому что это их способ воплотить свои  несбывшиеся мечты. Классический пример – дитя, разучивающее часами гаммы, потому что так ОЧЕНЬ хотят его родители. Если это ребенку не по силам и не по способностям, то это мешает  росту и развитию юной личности.

Вот несколько способов сказать так, чтобы малышу захотелось сделать что-то на отлично:

  • Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует
  • Гораздо лучше, чем я ожидал
  • С каждым разом у тебя получается всё лучше
  • Ты ловко это делаешь!
  • Тут мне без тебя не обойтись
  • Мне очень важна твоя помощь
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось
  • Работать с тобой просто радость
  • Ты мне нужен именно такой, какой есть
  • Я счастлива, что ты у меня есть

 

И, пожалуй, самое важное. Дети копируют наше поведение. И порой  мы подаем им не самый лучший пример: бываем слишком критичны, пессимистичны, ругаем себя и судьбу… Поработайте над своей самооценкой, принимайте перипетии жизни как важные уроки. Дарите близким тепло и заботу, поддерживайте друг друга. И будьте уверены – ребенок скопирует вас!

 

А история с Гришей закончилась очень хорошо.  Родители увидели свои ошибки и, получив рекомендации от психолога, стали менять свое отношение к ребенку. И Гриша, поняв, что любят его просто так, за то, что он у них есть, стал меняться на глазах, радуя своим поведением и успехами родителей. Воспитатели тоже стали поддерживать мальчика в его лучших начинаниях, и Гриша пошёл в первый класс абсолютно уверенным в своих силах человеком.