Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор "Апельсиновое дерево" (АА 46-103)

Набор "Апельсиновое дерево" (АА 46-103)

Издательство: Клевер

443 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Малышовая логика

17.09.2014

 

«Он еще маленький и потому ничего не понимает» — такую фразу молодым родителям приходится слышать сплошь и рядом. Становится даже как-то обидно. А мы-то знаем, что наш кроха не только все-все понимает, но еще и развивается гулливеровскими темпами.

А чтобы вы в этом не сомневались, давайте вместе разберемся, какая у малышей есть логика (а она однозначно есть) и что мы можем сделать для ее дальнейшего гармоничного развития.



 


Начинаем думать 

Конечно, говоря о детских умозаключениях, мы должны учитывать, что они строятся совсем иначе, чем у взрослых. И причина этого не столько возраст, сколько опыт, который разделяет младенца и его родителей. Действительно, опыт первичен. И зависимость между ним и качеством мыслительных операций самая прямая. Этот факт легко проверить на себе. От многократного повторения одного и того же действия совершение его заметно упрощается. И, правда, зачем постоянно делать массу дополнительных действий, если поставленная задача для вас не нова, и вы знаете путь намного короче.

У малышей совсем другая история. Опыта собственного еще нет, он только нарабатывается. Ежеминутно, путем методичного повторения десятки, сотни раз. Вы же видели, как карапузы заворожено открывают и закрывают крышку на банке или извлекают какой-то звук, словно пробуя его на вкус, смакуя… Правильно, получение информации, ее обработка и запоминание — все это складывается постепенно в программы действия. А из них уже потом вызревает логика.

Как вы думаете, чем занимается новорожденный малыш? Нет, в свободное от сна время… Он ощущает! Вот так с утра до вечера и обратно, ежеминутно и ежесекундно. Он ощущает действительность всеми возможными ему способами. Окружающий мир такой неизвестный и такой манящий: обилие звуков, свет, темень и полутона, буйство красок и текстур поверхности. Малыш мыслит, только пока ощущениями. А какое самое главное ощущение? — это мамино лицо. Оно возникает в первые же мгновения жизни крохи и естественно, что именно оно становится проводником во взрослый мир.

Карапуз ориентируется пока исключительно на маму, сначала улавливает ее эмоции: если мама радуется, значит и мне надо радоваться, хорошо значит! Постепенно, когда становятся доступны первые действия и движения, кроха начинает подражать маме, ведь все, что она делает — это эталон. И теперь наступает момент, когда количество и качество столь ценного жизненного опыта  зависит от вас, мамы и папы!

 

Как по лесенке

Аксиома крайне проста: чем больше кроха двигается, трогает и ощущает тактильно, то есть прикосновением, тем больше он получает информации и скорее развивается. Если говорить о мышлении — то эта стадия специалистами называется наглядно-действенное мышление.

Малыш готов постоянно что-то перебирать ручками, открывать и закрывать, крутить, вкладывать, переносить. При этом он четко контролирует то, что делает, внимательно смотрит на предметы, пытается рассмотреть со всех сторон, попробовать массу альтернатив действий с ними.

Если мама что-то показывает, он крайне внимателен и пытается запомнить все в мельчайших подробностях. И вы, наверное, замечали, как малыш просит сотни раз рассказать одну и ту же сказку, собрать один и тот же пазл?

Постепенно карапуз овладевает процессом в совершенстве и ему, о чудо, начинает наскучивать привычная канва. Он уже может и не ориентироваться на маму. Это значит, что наступила следующая стадия — перенос из наглядного внешнего плана действия вовнутрь. Кроха усвоил игру и тем самым приобрел первый свой собственный бесценный опыт. Как он ему достался!

Усваивая все больше, запоминая и обобщая, кроха начинает решать часть задачи «в уме». Ему уже не важно опираться только на видимые предметы, ведь они  и их главные свойства хорошо закрепились в памяти. Мышление вступает в новую стадию — наглядно-образную.

Этот вид мышления начинает быть доступным в полной мере примерно в четыре года. Часть действий кроха способен совершить, вовсе не опираясь на видимые образы

В пять-шесть лет начинает развиваться словесно-логическое мышление, но в этом возрасте можно говорить только о первых ростках. В полной мере этот вид мышления становится актуальным в подростковом возрасте. И связано оно со словом, не с конкретным образом, а с абстрактным понятием. Но это совсем другая история.

Теперь вернемся к нашим малышам. Интересно, что мышление у мальчиков довольно сильно отличается от мышления девочек уже годам к четырем и развивается оно тоже несколько разными путями. Интересно почему? Все дело в окружающей среде. Согласитесь, вольно или не вольно, но крохи в голубых ползунках и носители розовых пинеток с самого рождения воспитываются по-разному. Так, постепенно, день за днем, год за годом и складываются  различия. С малышами разговаривают по-разному, используют разные интонации и жесты. Предлагают разные игры и игрушки. Дети начинают предпочитать разные мультфильмы и книги. А эти вечные примеры «Ты же мужчина!», «девочки должны быть послушными!»… Таким образом, ученые и установили, что девочки лучше справляются со словесными заданиями, видимо и в раннем возрасте маленькие дамы любят поболтать. А мальчики предпочитают ребусы и головоломки. Первым важен процесс, вторым скорый и эффективный результат. Девочки способны долго производить рутинные подсчеты и операции,  выбирая из множества путей решения верную альтернативу. Мальчики способны быстро увидеть зерно истины, не проверяя оставшиеся варианты. Их мышление искрометно.

Отсюда и различия в том, как наши крохи постигают окружающий мир, чем интересуются, будучи еще в пеленках. Мальчики в целом более подвижны, не усидчивы, чаще разбирают игрушки на составляющие, пытаясь найти главный элемент, а девочки чаще предпочитают спокойные игры, без лишней суеты, имитирующие домашний быт, наполненные массой деталей и важных подробностей. А именно в повседневной деятельности малышей, как мы помним, и закладывается мышление.

А пока малыши забавляются, наша задача не пропустить важный момент и помочь крохе в прямом смысле набраться уму разуму. Конечно, играя!

 

Входит и выходит

Что мы можем сделать? Да, хотя бы подсовывать «правильные» игрушки. Пусть сначала это будут просто какие-то крупные банки или коробки и всякая безопасная для малыша мелочь. Вот увидите, с каким азартом он будет пытаться складывать все мелкое в крупную тару. Сначала как бы случайно, а потом юный экспериментатор будет проводить различные пробы по принципу «а вдруг поместится…». И на здоровье.

Постепенно можно усложнять задачу, уменьшая размер предметов и отверстий. Промышленность нам, родителям, предлагает безграничный ассортимент сортеров и всяческих «волшебных горшочков».

Далее, очень полезно овладеть первыми навыки шитья, только без кройки. Опять же идеально подойдут и домашние заготовки, и покупные игрушки, например, большие деревянные пуговицы с дырочками и шнурком. А так же игрушки из дерева или пластика, состоящие из нескольких частей, которые можно сшивать (например: божья коровка и листочек).

И, конечно, логику у малышей как нельзя лучше развивают пазлы. Начать можно с простых (вложить геометрическую фигурку в подходящую рамочку), постепенно увеличивая сложность задания. К слову, пазлы могут быть и на собирание фигур, и на собирание картинок (предметов, животных, простых пейзажей). А еще интересными являются пазлы — азбуки и пазлы с цифрами. Как легко догадаться, тут вполне можно догнать двух зайцев, ведь собирая элементы, малыш непроизвольно (но от того не менее эффективно) будет запоминать полезные значки.

 

Все по-честному

А теперь, чтобы больше никто не смог сказать, что малыши не обладают никакой логикой, приведем несколько обезоруживающих примеров. Звонит телефон, разве кроха продолжает спокойно заниматься своими делами? Конечно, нет, он уже давно установил для себя связь телефонного звонка и того, что сейчас мама говорит с папой или бабушкой, или связь звонка в дверь с тем, что сейчас любимый родитель появится на пороге. Что, если наклонить чашку с соком, он обязательно прольется на пол, а если в ванне как следует начать работать ручками и ножками, то полетит столько веселых брызгов…

Ведь малыш этого не знал раньше, и только опытным путем, наблюдая за процессом не единожды, запоминает результат и начинает делать соответствующие умозаключения и даже прогнозы на будущее.

Ну, и кто теперь осмелится сказать, что жизнь младенца легка и беспечна? Пожалуй, ни один взрослый не проделывает такую напряженную мыслительную работу ежеминутно, как карапуз. И он, карапуз, достоин самого большого уважения за каждое достижение и за каждый самостоятельный вывод.