Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Картина-декор "Розы" (АБ 41-305)

Картина-декор "Розы" (АБ 41-305)

Издательство: Клевер

171 руб.

Афиша
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
14.03.2017
Детский интерактивный спектакль КРАСКИ

Театр Кураж Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут ...

подробнее...
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...

ТЕАТР начинается с детства

07.02.2015

Прописная истина, что легко и успешно учатся те малыши, которым до школы были созданы все условия для развития... А это понятие включает в себя не только интеллектуальные способности: умение считать, читать, писать... Ребенок должен быть прежде всего здоров, психически устойчив... 


детский деатрт

 

Он должен усвоить правила человеческих взаимоотношений, научиться понимать самого себя и других людей, относиться к окружающим по-доброму, дорожить человеческим общением.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребенку свойственно отличать добро от зла, красивое от безобразного. Это чувство нуждается в постоянном развитии. Эмоциональная неразвитость ведет к эмоциональной глухоте — эгоизму, жестокости и равнодушию.

Хороший спектакль поможет научить ребенка задуматься о долге, ответственности за свое поведение. Театр формирует такие качества, как сопереживание, сочувствие. Он одновременно воздействует на ребенка звучащим словом, действием, светом, музыкой. Поэтому родители должны сделать все, что им доступно, для того, чтобы сформировать у ребенка заинтересованное отношение к сценическому искусству.

С какого возраста целесообразно ходить с ребенком в театр? Главный принцип здесь — не спешить! Если вы знаете, что ваш пятилетний «почемучка» трех минут молча просидеть не может, лучше немного подождать. Ведь в театре нужно не только усидеть на месте от начала спектакля до антракта, но и не помешать другим, пришедшим сюда не для того, чтобы слушать вопросы крохи и ваши ответы, как бы тихо вы ни переговаривались. И конечно, совершенно бессмысленно водить на спектакли маленьких детей. Для них интереснее и полезнее сценическое действие, состоящее  из отдельных номеров. Например, цирк, где выступают актеры разных жанров: гимнасты, акробаты, жонглеры, клоуны, дрессировщики. Прекрасно смотрят дошколята выступления дрессированных животных. На удивительных спектаклях Театра зверей им. Дурова, Театра кошек, которым руководит Юрий Куклачев, безупречно ведут себя даже двух-трехлетки.

Говорить о формировании основ театральной культуры имеет смысл применительно к ребенку старшего дошкольного возраста. Общеизвестно, что для детей ставят спектакли разные театры. И актерами в этих спектаклях могут быть как «живые» люди, так и куклы. Так вот: с чего начать? С людей или с кукол? Здесь выбор может быть сделан правильно только в том случае, если взрослые хорошо представляют себе, каковы эти куклы, на каком расстоянии от них во время спектакля будет находиться ребенок. Кукольные спектакли для малышей лучше всего воспринимаются ими в камерных залах, где видно героев пьески (чаще всего это персонажи знакомых сказок) в деталях и можно легко следить за их жестами и передвижением по сцене. Потребностям маленького зрителя как нельзя больше отвечают «домашние спектакли», в которых он видит собственных кукол, говорящих голосами родных ему людей. И пусть единственный кукловод старается говорить на все голоса, а в роли актеров выступают не только куклы-бибабо (головка из папье-маше прикреплена к матерчатому мешочку, который надевается на руки и приводится в движение пальцами), но и самые обыкновенные игрушки, которые, строго говоря, для кукольного спектакля не предназначены, радости маленького зрителя нет предела. Поэтому очень скоро в домашнем кукольном театре появляется второй кукловод и возникает возможность и потребность пригласить на просмотр друзей-приятелей.

Особо следует остановиться на семейных походах в театр. Даже при небольшой разнице возраста (два-три года) не всегда разумно, выводя «в люди» старшего ребенка, брать в театр младшего. Вполне может оказаться, что маленький, которому не под силу такая нагрузка, устроит во время спектакля скандал и тем самым принудит вас покинуть зрительный зал... В этом случае вам, по всей видимости, придется забрать с собой и старшего, который в этот момент и вообще во время театрального действия будет заинтересован происходящим на сцене и не захочет уходить. Поэтому, планируя семейное мероприятие, продумайте возможные варианты и лучше попросите бабушку посидеть с малышом дома или сопроводить вас в театр. Тогда во время спектакля вам не придется нервничать: стыдить одного («Неужели ты не понимаешь, что братик устал и не может больше сидеть в зале?») и уговаривать другого («Ну еще немножко потерпи, скоро все кончится и поедем домой!»), вызывая косые взгляды и справедливые нарекания окружающих.

Но вот выбор сделан, билеты куплены, и начинается ожидание праздника. Лучше, если о предстоящем посещении театра ребенок узнает заранее, например за неделю. Вы, конечно, позаботитесь о том, чтобы выглядел он торжественно и нарядно. Не сочтите за труд в холодную погоду захватить с собой сменную обувь и просторный полиэтиленовый пакет, куда можно будет сложить лишние одежки. Постарайтесь приехать в театр не за пять минут до начала спектакля. Осмотрите здание снаружи. Задержитесь на тех символах, которые являются «опознавательными знаками» этого театра: постойте под часами над парадным подъездом Театра кукол им.С.В.Образцова — пусть ребенок насладится этим прекрасным зрелищем и получше рассмотрит кукол, которые показываются из окошечек; полюбуйтесь сине-золотой птицей, украшающей купол Детского музыкального театра, расскажите ребенку о тех временах, когда сами в детстве впервые познакомились с замечательными спектаклями этого коллектива. Конечно, если есть возможность, такой осмотр можно провести заранее, с тем чтобы не перегружать ребенка в день спектакля.

Постарайтесь назвать ребенку те новые помещения, которых он прежде не видел. Ваши пояснения должны быть краткими и четкими: «Это фойе театра. Здесь зрители проводят время до спектакля и в перерыве. В театре такой перерыв называется «антракт»».

Не забудьте приобрести программку. Вкратце познакомьте его с героями, перечисленными в программке.  Многие спектакли (взять, например, «Синюю птицу») идут в театрах десятилетиями или через десятилетия вновь возвращаются на сцену.

И вот раздается первый звонок. Поспешите в зал. Покажите ребенку, какой он нарядный, уютный и торжественный в ожидании гостей, которые пришли на встречу с театром, на праздник. Объясните малышу, что всего до начала спектакля бывает три звонка. И делается это для того, чтобы все зрители успели занять свои места и не мешали друг другу после того, как погаснет свет и начнется первое действие спектакля. Сидя в удобных креслах, объясните ребенку, как устроена сцена. Сейчас она закрыта занавесом... И вот так, шаг за шагом вы пусть даже не при первом посещении поможете малышу войти в мир театра, стать внимательным, тактичным и заинтересованным зрителем.

Считается, что, если пришли в театр, обязательно нужно отвести ребенка в буфет. И там в шуме и толчее пройдет весь антракт. Разумнее прихватить с собой маленькую упаковочку сока и несколько печений.

На дошкольников происходящее на сцене производит сильное эмоциональное воздействие. Они верят, что герою грозит реальная опасность. Правда, к сожалению, все реже, посещая детские спектакли, можно наблюдать «всеобщее» горе или радость. Вспомните ваше детство! Когда во время спектакля некое злое создание подсыпало в чашу герою яд, зал «орал до хрипоты»: «Не пей! Отрава! Умрешь!» Но герой почему-то не слышал. Тогда по проходу между рядами вихрем пролетела рыжая конопатая девчонка... Она хотела забраться на сцену и спасти героя во что бы то ни стало. Но... была схвачена ловкими руками дежурной, которая пыталась ее утешить: «Что ты, глупышка! Никакого яда там нет! В чаше даже и воды-то нет! Это же театр! Это все понарошку!» А спектакль «Хижина дяди Тома»? Сколько раз во время сцены торгов прибегали ребята и пытались отдать за доброго негра не только выданные мамой на буфет деньги, но и другие «богатства», с которыми многие не расстаются: фантики, коробочки, крошечные куклы и машинки: «Возьмите! Возьмите! Это очень хорошая вещь! Она вам обязательно пригодится! Только, пожалуйста, отпустите дядюшку Тома!»

Эмоциональная реакция ребенка на спектакль тем глубже и адекватнее, чем грамотнее проведена с ним работа. Даже не столько спектакль производит на них очень большое впечатление. Это позднее, в подростковом возрасте, они начинают не столько смотреть на сцену, сколько вокруг себя, особенно в тех случаях, если пришли в театр классом, и реагировать так, как все окружающие. Это еще позднее обретут они способность критически воспринимать сценическое действие, выстраивать сложную иерархию эмоциональных и эстетических сценок, критиковать невыразительность декораций, слабую игру актеров, неоправданную усложненность сюжета и т.д. А пока... «Искусство... никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приуготовляет организм к этому действию», — писал замечательный российский психолог Л.С.Выготский. Именно на процесс «приготовления» детей к поступкам нравственным должны быть направлены усилия семьи. Что же касается театра, то он предоставляет нам огромные возможности воздействовать на личность нашего малыша.

 

Луиза КОВИНЬКО, кандидат педагогических наук