Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Голодание, очищение и похудение за 7 дней

Голодание, очищение и похудение за 7 дней

Издательство: Клуб семейного досуга

Автор: Шерц Ганс

152 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ...

25.02.2015

Помните поговорку: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»? И действительно, по первому требованию милого чада в игрушки превращается все: от помады «Кристиан Диор» до телевизионного пульта. При этом мохнатые зверюшки, машинки и куклы мирно пылятся где-нибудь в углу или под кроватью. В чем дело? Может быть, мы покупаем не те игрушки? Или просто не умеем увлечь ими ребенка?



лошадка

 

Добрая сила потешки

Потешка — древнее название игрушки. Упоминание о первых русских потешках относится к X в. Уже тогда, по свидетельствам летописей, существовали волчки, игрушечная посуда и оружие, глиняные глазурованные яйца — «писанки». Впрочем, в те времена игрушки еще сохраняли тесную связь со своей прародительницей — дохристианской мелкой пластикой, бывшей ритуальным предметом языческих культов. Так, глиняные свистульки, например, соотносились с магическим действием священного животного — свистом, отгоняющим злые силы и привлекающим добрые.

Но с годами магические свойства игрушек забылись и они обрели свою основную функцию — тешить детей. Немудреные, делавшиеся по старинке потешки привлекали к себе всех: от деревенских ребятишек до царственных особ.

Сохранилась даже запись в книге расходов Екатерины I от 26 декабря 1721 года: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне: три коровы,  два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баули, — за все заплачено четыре рубля девять алтын две деньги».

Однако в XVII—XVIII вв. ситуация изменилась. В Россию стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии, а стародавняя потешка стала истинно народной. Тут-то и развернулась добрая русская душа! Оживали в руках мастеров дерево и солома, береста и глина, воск и мох и превращались в многоликих кукол, лошадок, птиц, зверей. Игрушки делались даже из сахара, шоколада и теста. Так, в российских деревнях к весне пекли «жаворонков», которых детвора кидала в небо, «заклиная» весну. А каковы были пряники! Известно, что на знаменитых нижегородских ярмарках продавалось по 4 тысячи 200 пудов тульских пряников за ярмарку.

В разных местах бытовали различные потешки. Так, в районе Хлуднева делались солопелки (свистульки, подражающие пению соловья) и грематушки (полые глиняные цилиндры с шариками внутри). Но нигде игрушка не существовала сама по себе, повсеместно она была частью физического и нравственного воспитания маленького человека. Тесно связанная с фольклором, игрушка была олицетворением явлений, описанных в колыбельных и бытовых песенках, прибаутках, сказках, в народном историческом эпосе.

С самого рождения ребенка окружали «нужные» игрушки: трещотки, хлопушки, шумные яркие подвески над колыбелью привлекали его внимание; напольные каталки и каталки на палочках помогали малышу делать первые шаги. Когда ребенок набирал силу, ему давали каталку на веревочке (например, конька на колесах), чтобы он почувствовал свою значимость. В два года кроха уже имела игрушки для бросания и стрельбы, волчки и кубари для развития технических способностей, рожки, свирели и дудки для изучения народной музыки. Кроме того, обязательными считались «трудовые» игрушки: сохи, бороны, тележки, сызмальства приучавшие детей к нелегкому крестьянскому труду. Кстати, такие игрушки никогда не имели яркой росписи. А с пяти-шести лет ребятишки делали свои игрушки сами, используя лоскутки, черепки, бусинки и т.д. Об этом писал Л.Н.Толстой в своей «Азбуке»: «У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была ее кукла».

Интересно, что примитивная деревянная кукла-болванчик или соломенная стригушка давали больший простор детской фантазии, чем разряженные куклы, с которыми и делать-то было нечего. Народная игрушка не была созерцательной, она побуждала ребенка к активному действию, требовала от него труда и творчества. К примеру, каталка на палочке была сконструирована так, что при движении «оживал» четкий цветовой узор, строго соотнесенный со звуковым ритмом.

Другими словами, играющий ребенок не только познавал окружающий мир, но и вносил свой вклад в его обустройство. Близкие и понятные, почти  живые игрушки приучали к добру, несли радость, напоминали о красоте. Поэтому и стали они со временем произведениями искусства. Нет сомнений в том, что нужны такие игрушки: незаменимы они для украшения интерьера детской, развития цветного вкуса ребенка, в качестве моделей для рисования и лепки.

 

Сколько зайцев нужно Маше?

Правда, в наше время какой-нибудь радиоуправляемый межпланетный корабль — реальность для ребенка, а русская народная игрушка — почти экзотика. Это закономерно: мир не стоит на месте. Но иногда кажется, что мы перестарались. Недавно я зашла в один из отделов игрушки Центрального «Детского мира» и поразилась: на полке в ряд были расставлены уродливые пучеглазые существа с зелеными волосами. Оказалось, что они называются «гоблины» и предназначены для игр маленьких детей. И таких примеров, к сожалению, множество. А стоит ли говорить о том, что родовую принадлежность мягких игрушек сейчас определить практически невозможно? Купишь собачку, а потом вся семья спорит: кто это — мишка, зайчик, слоник?

Впрочем, все не так плохо. Магазины буквально завалены различными игрушками, в том числе красивыми и качественными, и задача родителей — сделать правильный выбор. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. А вот направление поисков давайте попробуем определить вместе. Вопросам выбора игрушек посвящено много современной литературы для родителей, а я позволю себе воспользоваться некоторыми данными из книги Сабины Швабентан и Вивиан Вайгерт «Мать и дитя». С их помощью составим «классический» набор необходимых для малыша игрушек (не забывая, однако, что их не может быть слишком много или хотя бы достаточно: ребенок будет просить все новые и новые).

Первые шесть месяцев. Малышу нужны различные мобиле (металлические, бумажные, деревянные, кожаные полосы, колышущиеся в воздухе), погремушки и кольца для хватания, а также следующие предметы для рассматривания: перья, воздушные шарики, яркие цветы из бумаги, елочные украшения, разноцветные пасхальные яйца — и для ощупывания руками: шапка с кисточкой, легкая разноцветная кухонная утварь, пустые стаканчики, матерчатый мяч, мягкие мешочки из ткани (шелк, бархат и т.д.), набитые ватой.

Вторые шесть месяцев. Ребенок будет предпочитать большие деревянные или пластмассовые кубики, стаканчики, которые можно вставлять один в другой, ведерки и лопатки для песочницы, маленькие легкие пластмассовые игрушки, изображающие зверушек, каталки на веревочке, первые книжки с картинками. Позаботьтесь о предметах с различным весом: пластиковых бутылочках, маленьких и больших губках и подушечках, деревянных шарах и коробочках.

На втором году жизни. Дети справляются с простым конструктором, любыми пирамидами и кубиками, «управляют» своим автомобильным парком или телефонной сетью, играют с коробочками.

На третьем году жизни. Ребенку нужны формочки, сита, воронки и бутылочки для экспериментирования, краски, карандаши и пластилин для рисования и лепки, а также различные конструкторы и головоломки. Не забудьте о мягких игрушках, лошади-качалке, веревочной лестнице, автомобильчике с «ножным приводом», а главное — о трехколесном велосипеде. Понадобятся музыкальные инструменты, например барабан, ксилофон, флейта, треугольник. А в конце третьего года порадуйте своих детей кукольным домом или игрушечным магазином.

- Игрушки не должны содержать вредных для организма ребенка веществ: тяжелых металлов, лака, свинца, хрома и т.д. Следите за игрой малышей с карандашами и красками.

- Проверьте, нет ли в игрушках вашего младенца мелких деталей, которые он может нечаянно проглотить.

- Надежно укрепляйте мобиле (не стоит пользоваться спиральными пружинами: ребенок может прищемить палец).

- Опасны предметы легко ломающиеся, имеющие острые края, чрезмерно тяжелые.

- Желательно, чтобы книжки ребенка были покрыты полиэтиленовой пленкой — так их удобнее мыть.

- Чтобы воздушный шарик вашего малыша служил подольше, не надувайте его слишком сильно.

- Ножницы 2—3-летнего ребенка должны быть с закругленными концами.

 

Игрушка — хорошо, игра — лучше

Советская педагогическая теория делит игрушки на образные, дидактические, технические, театральные, музыкальные, спортивные, игрушки-забавы. Хорошо, если у вашего ребенка есть игрушки всех групп. Это могут быть народные игрушки, магазинные или сделанные своими руками. Но для развития малыша этого недостаточно. С ним нужно постоянно заниматься, раскрывая и поддерживая его способности, и делать это желательно по определенной методике. Вы можете разработать систему занятий сами (правда, это отнимает много времени и не всегда эффективно — я пробовала), прочесть соответствующую литературу или обратиться к специалисту. Мы в свою очередь предлагаем вам несколько полезных советов из методики логопеда, педагога-дефектолога по раннему возрасту Т.А.Кулеевой. «Я наблюдаю детей с шестимесячного возраста, — рассказывает Тамара Александровна, — и убеждена, что в ребенке многое заложено природой, надо только помочь ему сделать первые шаги. В этом смысле период от 0 до 3 лет — важнейший этап в развитии малыша. Напрасно некоторые родители думают, что упущенное в первые годы жизни наверстается потом, — этого не произойдет. В годик, два, три ребенок настолько открыт внешнему миру, что как губка впитывает все идущее извне. Задача родителей в этот период — дать малышу как можно больше положительных эмоций и полезных знаний».

Первое, что надо развивать у ребенка (примерно с шести месяцев), — зрение, слух, осязание. Для этого подходят небольшие по размеру яркие и красочные игрушки. Основное упражнение: поводите игрушкой перед личиком ребенка справа налево (или наоборот), вверх-вниз, по кругу. Слух ребенка будет совершенствоваться, если малыша будут окружать различные звуки. Приготовьте специальный мешочек с разными по звучанию игрушками: от тихой, ласковой погремушки до пищащего резинового зайца. Подходят также и пластмассовые звучащие кубики, а вот многозвучные игрушки до года совершенно не нужны. Чтобы развивать осязание, подберите ребенку маленькие игрушки, удобные для захвата (те, которые легко помещаются в детских ручонках). Они обязательно должны быть различной фактуры, чтобы в кору головного мозга ребенка поступали дифференцированные импульсы. Выполните с малышом такое упражнение: дайте ему один предмет, помогите переложить его из руки в руку, покрутить. Кстати, уже сейчас имеет смысл разделить игрушки для свободной игры (пластмасса, резина) и для занятий (дерево, игрушки с красителями).

С девяти месяцев ребенок уже решает простейшие умственные задачи, и тут лучшие помощники — матрешки, пирамидки и кубики. Шаг за шагом надо учить малыша сопоставлять предметы по размеру, цвету, форме, величине и количеству, отличать один предмет от другого. В этом возрасте ребенок должен собирать и разбирать пирамидку (можно с кольцами одинакового размера), нагромождать и приставлять кубики, открывать и закрывать матрешку. Можете рассчитывать и на то, что малыш сыграет с вами в ладушки.

Около одного года жизни ребенок начинает совершать отдельные игровые действия. Иными словами, он может воспроизвести то, что происходит вокруг него и с ним самим: укладывать куклу спать («бай-бай»), ходить с ней гулять («топ-топ»), кормить лялю («ам-ам»), сажать куклу на горшок («пи-пи»). Основные игры должны включать именно эти действия. Но не стоит забывать и о конструктивных играх (те же кубики), и об играх с резиновыми игрушками. Дети уже начинают перешифровывать речь на слух, появляется связь слова и предмета. Центральное упражнение: поставьте перед ребенком 3—4 игрушки и попросите его показать вам зайку, киску или петушка (говорите нараспев — так малышу понятнее!). Формула игр этого периода — «послушать и дать». Надо также иметь несколько одинаковых игрушек разной величины, чтобы ребенок мог сопоставить, к примеру, большую собачку и маленькую и т.д.

Примерно в полтора года можно переходить от объемного изображения (игрушка) к плоскостному (книга). Ребенок должен сначала узнать предмет, потом показать его на картинке. Для начала хорошо подходят такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Три медведя». Однако не следует забывать и об играх на зрительное различение цвета. Простая рекомендация: возьмите большие пластмассовые кубики и разрежьте их пополам — получатся прекрасные коробочки. Попросите ребенка вложить красный шарик, например, в красную коробочку, желтый кружочек — в желтую, и т.д. Купите своему малышу игрушки самых разных форм.

В двух-трехлетнем возрасте дети уже играют в различные сюжетные игры: в парикмахерскую (ножницы, расческа), в кухню (посуда, коробки) и др. Здесь важно четко определять момент начала и окончания игры, чтобы ребенок всегда получал удовольствие от завершенности своих действий.

Очевидно, что игрушки первого периода жизни малыша должны быть простыми, понятными и похожими на реальные предметы, а главное — предполагать активное участие ребенка в игре. И очень хорошо, что сейчас мы постепенно начинаем возвращаться к старинной русской игрушке, сполна наделенной этими качествами. Нельзя забывать, что задача игрушки — сформировать у ребенка начальное представление об окружающем мире, и от того, какая она будет — добрая или агрессивная, — зависит психологическое здоровье малыша.


Загрузка...
-->