Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Приключения Пенрода и его друзей

Приключения Пенрода и его друзей

Издательство: Астрель

Автор: Таркингтон Бут

296 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

20.04.2015

Год за годом фантазия ребенка помогает ему осваиваться в мире, решать свои проблемы, развивать независимость, научиться разным полезным вещам и, главное, весело проводить время.


фантазия ребенка

 

Четырехлетний Венечка укладывает в свой маленький рюкзачок печенье и пистолет, потом, подумав, засовывает туда же плюшевую собаку. Половина собаки не влезает и торчит из рюкзака. Затем он усаживается на трехколесный велосипед, чтобы ехать в соседнюю комнату.

— Ты куда собрался? — спрашивает папа.

— Я еду воевать. Враги напали на наше королевство, — сообщает маленький Венечка, глядя снизу вверх, но очень решительно. — Би-ип. Пропусти мою машину.

Этот малыш — на пути в удивительную страну — в Царство Фантазии. Его машина работает на самом экономичном топливе — на чистом воображении.

Почему так важна фантазия? Она помогает детям дать выход своим чувствам и желаниям, бороться со страхами, решать проблемы и приобретать полезные навыки. Помогая ребенку развлекать самого себя и перерабатывать разнообразные впечатления, она развивает независимость. Она позволяет ребенку понять других людей, представив себя на их месте.

Как развивается воображение вашего ребенка, в какие формы трансформируется это развитие в разные периоды жизни?

 

 

От рождения до 3 лет

Угощение для плюшевого мишки

Никто не знает в точности, что происходит в голове маленького ребенка. Но мы знаем, что если малыш окружен вниманием и любовью, если он получает в изобилии разнообразные впечатления, то это способствует развитию богатой фантазии в последующие годы. Специалисты предполагают, что этому способствует также чувство безопасности и доверия к окружающим.

Однако до полутора-двух лет вы едва ли заметите проявления фантазии у ребенка. Двухлетний ребенок уже может сервировать стол для плюшевого мишки. «Хочешь сок?» — и он наливает в чашку воображаемый напиток. Идет в воображаемый магазин за хлебом.

Правда, есть дети, которые ни в два, ни в четыре года не соглашаются считать пустую чашку полной. Можно попытаться их научить, что это «как будто» сок и «как будто» магазин, но не факт, что они на это пойдут. Для таких детей нужен плавный переход от предметов более материальных и более похожих к менее материальным и менее похожим.

Не у каждого хватит фантазии, чтобы сражаться с воображаемым злым волшебником, но «заправлять» игрушечную машину или варить суп из пуговиц и бумажных полосок способны большинство малышей.

Вы можете помочь ему, подсказывая ситуации и повороты сюжета, требующие определенных усилий воображения. «О, мишка пришел к нам в гости! А у нас печенье кончилось — чем же его угощать?» Однако не следует предлагать готовых решений — в своих играх думает и решает сам. Для того и игры.

 

От 3 до 6 лет

Фантазии помогают справиться с трудностями

Дети «детсадовского» возраста уже знают, что жизнь полна трудностей и опасностей. Воображаемый мир для них — это укромное и безопасное место,  где можно дать волю чувствам. Фантазии помогают справляться с разочарованиями, гневом, беспокойством и одиночеством. Они позволяют чувствовать себя сильным и значительным в те годы, когда малыш постоянно ощущает свою слабость и беспомощность. Ребенок, который боится собак, будет с удовольствием играть с плюшевой собачкой: командовать ею, воспитывать и наказывать ее. Или он может придумать себе защитника — льва, например, который охраняет его в то время, когда он играет во дворе.

Его воображаемые друзья — самые внимательные и неутомимые слушатели, и, главное, они всегда на его стороне. В этом возрасте дети находят большое утешение, давая волю своим негативным чувствам в игре или беседах с куклами.

Ваш пятилетний ребенок может построить дом из конструктора с комнатами для себя, папы и мамы, а новорожденной сестричке отвести место снаружи, в снегу. Это означает лишь, что он испытывает к этому новому члену семьи противоречивые чувства и пытается справиться с ними в игре.

Избегайте эмоциональных или оценочных реакций вроде: «Как же ты допускаешь, чтобы маленькая сестричка лежала в снегу!» Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок считал, что его игры — это что-то, чего нужно стесняться и что следует подавлять. Лучше сказать что-то невзначай, по ходу дела: «Бр-р! По-моему, малышке холодно там, в снегу». И не думайте, что вы непременно должны что-то сказать. Можете оставить ситуацию вообще без комментариев. Ребенок может сам справиться со своими негативными эмоциями, если ему дать возможность свободно выражать свои чувства.

В этом возрасте мальчики часто играют в воинственные игры. Любая палка может стать шпагой или ружьем. Да и без палки можно прекрасно отрабатывать приемы каратэ или изображать крутого кик-боксера. Даже девочка, играющая в принцессу, может подвергнуть жестокой экзекуции своих подданных за то, что они «плохо себя ведут».

Такие игры не должны вас беспокоить. Это лишь способ почувствовать себя сильным и значительным. В реальной жизни четырех-шестилетние дети редко имеют такую возможность. Воинственные игры не развивают агрессивность, а лишь дают ей выход.

Ребенок получает также огромное удовольствие от игры, в которой он может вами командовать. Например, он — наездник, а вы — его лошадка. Дайте ему такую возможность. Ведь все остальное время ему, бедняге, приходится постоянно слушаться — дома вас, в саду воспитателей, в бассейне тренера... При этом вовсе не обязательно быть такой же послушной, безответной лошадкой. Вы можете вдруг закапризничать, начать брыкаться...

Наконец, поскольку ребенок уже достаточно большой, чтобы получать удовольствие от сложных костюмов и брать сюжеты из книг и фильмов, ему наверняка понравятся игры с переодеванием. Хорошо, если в таких играх несколько участников, причем подойдут и дети, и взрослые, а лучше — те и другие.

 

От 6 до 9 лет

Герой дня

Восьмилетний Федя на ледяном пятачке у дома энергично машет клюшкой и сам же комментирует: «Армейцы проходят к центру поля... Бросок по воротам... Го-ол!!! Мы победили!».

Что творится на трибунах!.. Кто же у нас герой дня? Кто принес команде долгожданную победу?

Это — вопрос социальной адаптации, борьбы за признание, за место в коллективе. Признание, уважение, восхищение окружающих необходимы как воздух — и притом в больших количествах. Их постоянно не хватает — и ребенку приходится подключать фантазию.

Именно фантазия помогает ему выразить свои тайные устремления и амбиции. Мальчики часто изображают знаменитых спортсменов, героев боевиков, девочки — поп-звезд (и поют под пластинку вместе со своей героиней). Так, кстати, начинались и многие прославленные карьеры.

Девочка со своей куклой Барби может разыгрывать какие-то беспокоящие ее ситуации в семье или в школе: ругать ее, как учительница, за непонятливость или неаккуратность, ворчать, как бабушка...

Поощряя детей использовать свое воображение, вы помогаете им выразить себя, разрешать конфликты, наслаждаться своей красотой, умом, успехами. Все это так легко обрести в своем воображении.

 

От 9 до 12 лет

Мечты о будущем

«Когда я вырасту, у меня будет дом на морском берегу, повар, горничная и личный тренер...», — говорит ваша одиннадцатилетняя дочь. Дети часто фантазируют на темы своей будущей взрослой жизни — как они ее себе представляют на этих дальних подступах к юности.

По мере взросления, однако, их фантазии меняются, постепенно приближаясь к реальной жизни. Вместо того, чтобы воображать себя знаменитым хоккеистом, мальчик в этом возрасте упорно отрабатывает бросок, который может и в самом деле приблизить его к его мечте, к его кумиру.

В этом возрасте игры — уже не совсем игры. Когда ваша дочь наедине с зеркалом отрабатывает в своей комнате взгляды и позы женщины-вампира — это, конечно, игра, но ведь и взрослые подчас занимаются тем же.

Мальчики, кстати говоря, тоже не чужды подобных развлечений. Они примеряют к себе и огненный взгляд задиры-мушкетера, и холодное высокомерие аристократа, и сигару богача-банкира, и трубку знаменитого сыщика...

Лучшее, что вы можете сделать, это обеспечить ребенку неприкосновенность его территории. Никогда не высмеивайте мечты ребенка — даже самые фантастические, — если он решился ими с вами поделиться. Скажите лучше что-нибудь в их поддержку: «Да, неплохо было бы иметь большой дом прямо у моря. Я бы не отказалась...»

Вы можете привнести в эти фантазии здоровую дозу реализма, не высмеивая их, а предложив, скажем, брать уроки в том виде искусства или спорта, который так волнует их воображение.

Возможно, ваша дочь не станет знаменитой певицей. Что ж, вы ведь тоже когда-то мечтали ею стать. Теперь ее очередь.

 

Карлсон, который живет на крыше

Несколько слов о придуманных друзьях

Примерно половина всех детей имеет невидимых и неосязаемых приятелей, которые составляют им компанию, когда настоящие приятели по каким-то причинам недоступны.

Такие приятели дают возможность тихому и застенчивому ребенку проявить себя. Воображаемый приятель может оказаться еще более робким — и ваш ребенок почувствует себя увереннее, оказывая ему поддержку.

Если окружающие не поощряют смелых идей и инициатив ребенка — он охотно уступает авторство придуманному другу. На него же могут быть списаны последствия каких-то разрушительных экспериментов и буйных игр.

Воображаемый приятель не только выслушает все, что ребенку необходимо выговорить, но и безусловно станет на его сторону. Он вполне разделяет его претензии к младшему братишке. Он тоже кое-кого во дворе терпеть не может. Он тоже обижается на бабушку, а иногда и на папу.

У придуманного друга может оказаться просто фантастическое количество недостатков и скверных привычек. Ребенок, которого часто ругают и школят, скорее всего заведет себе дружка совершенно ужасного.

Часто дети придумывают себе сильного и могущественного друга-защитника. Он может спать под кроватью и по ночам прогонять чудовищ.

Лучшее, что вы можете сделать для ребенка, это:

- считаться с его фантазиями. Например, если ребенок хочет познакомить вас со своим воображаемым приятелем;

- будьте с ним вежливы, пригласите пообедать с вами и т.п. Однако не следует перебарщивать и выстраивать всю жизнь вокруг воображаемых персонажей;

- избегать намеренных и ненамеренных разрушений в мире детской фантазии. На каком-то этапе ребенок может относиться к этому миру очень серьезно — и вы можете травмировать его небрежным и насмешливым отношением;

- поощрять ребенка бороться с недостатками выдуманного друга, брать на себя ответственность за его плохие поступки, исправлять нанесенный им ущерб;

- не волноваться. Выдуманные друзья — вполне нормальное явление. Они становятся проблемой только в том случае, если они — единственные друзья ребенка, если он предпочитает их любому другому обществу. В этом случае стоит посоветоваться с детским психологом.

 

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

В любом возрасте

Убедитесь, что ребенок имеет хотя бы час свободного времени каждый день. Детям необходимо «неорганизованное» время и пространство для игры воображения.

 

От рождения до года

Окружите малыша яркими разнообразными предметами. Обучайте его приемам игры: пусть машинка ездит и бибикает, медведь ходит и разговаривает, кукла ушибается и плачет. Укладывайте вместе с ним игрушки спать, пойте им песенки.

 

От года до трех

Предложите ему игрушки, имитирующие предметы взрослого мира: домашнюю утварь, музыкальные инструменты, телефон, кассовый аппарат и т.п. Начинайте игру вместе с ребенком, затем позвольте ему перехватить инициативу и придумывать самому.

 

От трех до шести

Наполните ящик комода или большую коробку шарфами, галстуками, шляпами и разными другими отжившими свое, но романтическими предметами гардероба. Ваш ребенок и его маленькие гости с удовольствием вновь и вновь будут затевать игры с переодеваниями.

 

От шести до девяти

Придумайте сказку вместе. Некоторые дети, особенно вначале, сопротивляются и явно предпочитают роль пассивного слушателя. Но именно от них важнее всего добиться участия. Дети с богатой фантазией в этом возрасте могут фантазировать так бурно, что родители не прочь поставить какие-то рамки их воображению.

 

От девяти до двенадцати

Поощряйте детей быть активными творцами своих развлечений: сочинять и ставить спектакли или даже снимать видеофильмы. В этом возрасте для них очень существенно общество сверстников, они много времени проводят в компаниях — и важно наполнить их досуг ярким, творческим содержанием. Помимо всего прочего, это повысит их требования к качеству времяпрепровождения на следующем — самом рискованном этапе взросления. Известно, что скука, неумение себя занять лежат в основе многих подростковых (да и взрослых) проблем.