Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Русалка

Русалка

Издательство: <Не указано>

96 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Гиперактивный ребенок

27.04.2015

Как быть, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он постоянно двигается (как тот заяц с батарейкой «Энэрджайзер»)? Если в спокойные игры со своими ровесниками ему играть не хочется, к примеру, в саду, сложно сосредоточиться на занятиях? Есть ли смысл кричать на свое чадо (или брать в руки ремень)? Как такой живчик будет выполнять школьные задания? И основной вопрос – что за всем этим стоит: нормально это вообще или психическое отклонение (может, нужна специализированная помощь, если это второй случай)? Такие вопросы приводят людей к врачам и детским психологам.


гиперактивный малыш

 

Естественно, не нужно каждого непоседливого ребенка записывать в группу детей с отклонениями. То, что дети показывают порой свое упрямство, выбиваются из под контроля - в порядке вещей. В пределах нормы даже, если ребенок разыгрался перед сном и не хочет ложиться спать, хотя пришло время, встает с утра пораньше, в магазине ведет себя неприемлемо.


Предыстория

Генрих Хоффман в пятидесятых годах XIX века был первым врачом психоневрологом, описавшим ребенка, находящегося в постоянном движении. А в XX веке это стало считаться психическим отклонением. Позже, в восьмидесятых годах, активность, бьющая через край приобрела медицинское название – гиперактивность и была выделена в отдельное заболевание, которое стало называться СНВГ (синдромом дефицита внимания, с выраженной гиперактивностью). Обуславливалось это расстройством ЦНС (Центральной Нервной Системы). Малышу сложно сосредоточиться, проявить внимательность, послушать, поэтому в процессе обучения проявляются нарушения памяти. Важно отметить, что при такой гиперактивности основным составляющим отклонения остается нехватка внимания.

СНВГ – это достаточно серьезная проблема современности, процент заболеваний доходит до восемнадцати процентов, минимальный порог два целых два десятых процента, что препятствует адаптации детей в обществе. Дети с СНВГ, повзрослев, больше подвержены вредным привычкам (алкоголизм, наркомания). Мальчики больше склонны к развитию этого заболевания.


Признаки СНВГ

Первый признаки заболевания видны уже в первые месяцы после рождения. Дети часто реагируют на внешние раздражители (резкий свет, громкие звуки, мамины действия по уходу) Такие малыши громко плачут, их долго не уложить, спят мало. Их развитие может происходить немного медленнее, а речь может быть менее эмоциональной.

Наблюдая таких малышей, доктора отмечают незначительную задержку речи (речевое развитие), они позже других начинают говорить предложениями.

Трехлетний возраст - особенный. Начинается активное развитие памяти, внимания, но три года еще и первый кризисный возраст, дети явно начинают проявлять негативные качества: упрямство, вредность. Начинается формирование личности, малыш учится отстаивать свои права.

До прихода в дошкольное учреждение (детский сад) поведение кажется приемлемым, у родителей не возникает мыслей для беспокойства, но потом от воспитателей поступают жалобы, что малыш не выполняет задания, даже сидеть спокойно не может. А объяснение здесь простое - нервная система малыша не способна справиться с требованиями воспитателей.

Ход заболевания ухудшается в 5–6-летнем возрасте, с началом подготовительных к школе занятий. Чрезмерные нагрузки могут быть причиной переутомления, в этом возрасте происходит созревание мозговых структур. Малыши с СНВГ обычно запаздывают в эмоциональном развитии, это проявляется в их неуравновешенности, заниженной самооценке. Все признаки в большинстве своем сопровождают головные боли, могут быть тики, неосознанные страхи. Как следствие, у гиперактивных детей низкая успеваемость, хотя они обладают высоким интеллектом. Тяжело проходят коллективную адаптацию.

Гиперактивные дети из-за своей невыдержанности в большинстве случаев становятся инициаторами конфликтов с ровесниками, что тоже сказывается на школьной успеваемости. Антисоциальное поведение больше проявляется в возрасте подростков.


Выявление СНВГ

Если родители заметили признаки этого заболевания, нет разницы какого возраста ребенок, нужно незамедлительно показать его неврологу, ведь это может быть куда более серьезное заболевание, нежели СНВГ. Лучше не ограничиваться одной консультацией, пусть это будет комплексное обследование, растянувшееся на пару-тройку часов.

Выявление СНВГ делится на 3 этапа:

I. субъективный - ставится оценка поведения относительно общепринятых стандартов. Врач интересуется у родителей как проходила беременность, роды, чем болел малыш, как обычно себя ведет. Складывает общую семейную картину.

II. Объективный – на основе тестирования. Ребенок выполняет специальное тестирование, затем смотрят, сколько ошибок допущено, затраченное время. Это проверка внимательности. Такие тесты проводятся не ранее 5-ти – 6-ти лет.

III. Энцефалограмма – исследование мозга с использованием проводов, прикрепляемых на голову с помощью специального шлема. Выявляют электро-потенциал мозга, изменения. Сегодня в моде МРТ (магнитно-резонансная томография), она безопасна, безболезненна. Диагноз ставится по результатам всех исследований.

 

Классификация СНВГ

СНВГ классифицируется по трем преобладающим признакам:

1. Гиперактивность с отсутствием недостатка внимания;

2. Недостаток внимания с отсутствием гиперактивности; (чаще проявляется у девочек, т.к. они более мечтательны и спокойны);

3. Гиперактивность с дефицитом внимания вместе (такие случаи более распространены).

Помимо этого бывают простые и сложные формы протекания заболевания. Если для простой формы характеры просто гиперактивность и невнимательность, как следствие, то в сложных случаях ко всему этому добавляются заикание, нарушенный сон, тики и головные боли.

Выделяют первичный и вторичный синдром недостатка внимания. Вторичный, значит возникший на фоне других заболеваний: родовая травма, инфекционные заболевания, поражающие ЦНС (тяжелая форма гриппа).


Причины появления СНВГ

Основной причиной СНВГ является нарушение работы мозга, его незрелость, нарушение функции, отвечающей за усваивание информации, концентрацию внимания и пр. Такие сбои приводят к тому, что ребенок не способен многое усвоить, при переизбытке непонятной информации, окружающей его, он становится беспокойным и раздражительным.

В развитии СНВГ немаловажную роль занимает генетика. Если у ребенка подтвердился диагноз СНВГ, значит, у кого-то из близких родственников в детстве были такие же проблемы.

В этом случае риск возникновения у малыша равен приблизительно 30-ти процентам. А 60 – 70% фактором, влияющим на возникновение СНВГ, является состояние во время беременности: неправильное питание мамы, курение во время беременности, угроза выкидыша, стрессы и пр.

Отрицательными показателями течения беременности считаются:

- недоношенная беременность (вес ребенка меньше 2500 кг)

- преждевременные роды, наоборот затяжные, скоротечные;

- стимуляция родов.

В зоне риска малыши с врожденными поражениями ЦНС.

Напряженные отношения в семье, ругани, перепалки, чрезмерно строгое отношение к детям способствуют развитию заболевания.

Причиной СНВГ не может быть травма шейного отдела позвоночника, как думают многие. Важно помнить, что совокупность нескольких неблагоприятных факторов может стать причиной возникновения СНВГ у вашего маленького чуда. Но основной показатель – предрасположенность самого малыша к заболеванию: при ее отсутствии, СНВГ никогда не проявится.


Лечение СНВГ. Его особенности

Лечение СНВГ всегда происходит в комплексе, сюда входит психологическая поддержка и лечение медикаментами. В идеале ребенок должен наблюдаться и у невропатолога и у психолог, должна быть мощная поддержка родителей. Гиперактивные дети не воспринимают замечания, различные меры наказаний, но чутки похвальным действиям. Детям с СНВГ нужно четко формулировать задания, не нужно сразу поручать им различные задания, лучше поочередно.

Родители должны четко соблюдать установленный режим дня относительно своего любимца (прием пищи, уроки или развлечения, сон),

Давать малышу истратить лишнюю энергию при помощи физической нагрузки (упражнения, бег, обычные прогулки). Чтобы повлиять на поведение малыша, можно руководствоваться методом обуславливания, если сделал что-нибудь плохо – наказать, хорошо – поощрить.

Эту систему нужно вырабатывать совместно: ребенок и родители, а в любое удобное место, чтобы ребенку было хорошо видно, нужно разместить свод правил поведения для дома и садика, просить его ежедневно проговаривать их вслух.

Нельзя переутомлять гиперактивного ребенка, гиперактивность может усилиться. Лучше, если у гиперактивных детей будут спокойные друзья. За проступок, наказать его нужно немедленно, иначе он не поймет, за что.

Если СНВГ действительно имеется, то нет смысла ругаться, это даже может нанести вред психике. Можно только подвергать критике. Значит, положительно характеризовать ребенка, а его поступки - отрицательно, примерно вот так: «Ай, ай, ай, такой хороший, а так некрасиво делаешь». Подчеркивать, что не правильно сделано. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с посторонними.

Необходимо постепенно сокращать время нахождения у телевизора или компьютера. Завышенные требования к учебе и оценкам могут вызвать у ребенка даже "тошноту" к учебе.

Ребенку показан щадящий режим, класс или группа должны быть не больше 12 человек, занятия максимум по полчаса и т.д.

Конечно, показано комплексное лечение (медикаментозное и психологическое) детям, имеющим гиперактивность. Но оно подбирается индивидуально по данным обследования. В Европе и Соединенных Штатах СНВГ лечится психостимулирующими средствами. Но у препаратов имеются побочные действия, можно посмотреть инструкцию. В России же используются ноотропные препараты – средства, оказывающие положительный эффект на работу мозга.

Препараты имеют больший эффект, когда дела касается отсутствием или нарушением внимательности ребенка. Если же главным составляющим является гиперактивность, то применяются препараты с гаммааминомасляной кислотой. Этот компонент в составе препаратов оказывает притормаживающее действие на головной мозг. Все препараты должен назначать врач.

Применяют также воздействие слабым разрядом тока на отдельные участки мозга, это уменьшает гиперактивность.

Метод включает в работу резервные участки мозга, у него нет побочных эффектов.

Есть еще один метод, который дает возможность мозгу самостоятельно поискать способ улучшения внимания: детский мозг, как пластилин, способен «обучиться» правильному функционированию.


Суть метода

К голове гиперактивного ребенка прикрепляют электроды, с их помощью составляется своего рода «программа» при помощи воздействия на нервные клетки мозга, клетки можно увидеть на мониторе компьютера.

Играючи, при помощи волевых усилий ребенку на сознательном/бессознательном уровне дается возможность поискать способы снижения чрезмерной активности мозга, чтобы нормализовать энцефалографические показатели (это тоже видно на мониторе). Задачей малыша является запоминание этого состояния «равновесия» и попытка его сохранения, или вызывать его, когда нужно.

Применять подобное лечение на детях можно только с восьми – девяти лет: маленьким сложно воспринимать, что требуется им сделать. Радостный факт, что некоторая часть детей с гиперактивностью «перерастает», и в подростковом возрасте от заболевания не остается следов. Но от тридцати до семидесяти процентов переходят с этим заболеванием дальше, даже в самостоятельную жизнь (особенно, если заболевание не лечить).

 

Диагностические показатели СНВГ

Отличительные показатели поведения:

1. Проявление признаков до восьмилетнего возраста;

2. Явно видны минимум в двух разных социальных сферах (дом – сад, игра – работа);

3. Не вызваны расстройством психики;

4. Нарушают порядок, доставляют дискомфорт окружающим.

Невнимательность

Из перечисленных показателей ниже, должны постоянно наблюдаться минимум полгода:

- бессилие в безошибочном выполнении заданий, отсутствие сосредоточенности;

- отсутствие способности слушать речь, обращенную к ребенку;

- отсутствие способности заканчивать то, что начал;

- отсутствие способности правильно построить свой день и свои занятия;

- отказ выполнять работу, требующую смекалки;

- пропажа предметов, которые нужны, чтобы сделать задание (карандаши – ручки, учебники и пр.);

- забывчивость в обычные дни;

- Отказ заниматься и резкая ответный рефлекс на попытки стимуляции к учебе со стороны.

Импульсивность, гиперактивность (минимум 4 фактора должны постоянно проявляться на протяжении полугода):

1. Гиперактивность. Малыш:

- суетится, не способен посидеть тихо;

- вскакивает, не взирая на запреты;

- бегает бесцельно, егозит и пр. в ситуациях, совершенно неприемлемых;

- не способен тихо играть.

2. Импульсивность. Малыш:

- не слушает вопрос до конца, но уже кричит ответ;

- не способен ждать, будь то очередь или что-то еще.