Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Набор №9 «Созвездие» (417013)

Набор №9 «Созвездие» (417013)

Издательство: Фантазер

311 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Лови, кидай, перекатывай! Развивающие игры с мячом

01.06.2015

Мяч – это интересная и при этом полезная для развития рук игрушка. Мы хотим поговорить о развивающих играх с мячом.


игры с малышом в мяч

 

История

Упражнения с использованием мяча известны уже очень давно, с глубокой древности. Никто точно не знает, где и когда появился мяч, а за ним игры. За время своего существования мяч постоянно совершенствовался и таким, какой он сейчас был далеко не всегда. Первые мячи делали из травы, листьев от пальм, крупных плодов, даже из шерсти животных и кожи, набивались они опилками, травой и похожими материалами. Археологи до сих пор во всех уголках земли находят мячи и похожие на них предметы. Игры с участием мяча у каждого народа свои, их разнообразие даже поражает. В Древней Индии (с трех - до двух тысячелетий до нашего времени) в объединении всей общины значимое место занимала игра с участием мяча и биты, называлась она «катхи-ценду». Сегодня аналогом этой игры является хоккей на траве. В гробницах фараонов (пирамиды, 3500 год до нашего времени) был найден мяч сделанный из кожи, внутри находилась солома. На мяче были рельефы из тематики развлечений, это очевидное подтверждение, что мяч использовали в увеселительно-развлекательных целях. Подобными мячами играли дети тех самых фараонов, а также слуги, приставленные к ним.

 В древнем мире вообще были распространены игры в мяч (с трех – до двух тысячелетий до нашего времени). Мячи сшивали из кожи, набивали их шерстью, перьями и соломой и пр. Все упражнения с применением мяча назначали врачи, а выполнялись они в определенной последовательности, по установленным правилам. В средневековье были популярны спортивные игры: «же де пом» (Франция), она похожа на теннис, только мяч отбивали просто ладонью, «суль» - предшественница сегодняшнего футбола английская игра из IX века. Игра, напоминающая лапту, появилась Индии, при помощи торговли попала на Ближний Восток, так оказалась в Европе, широко распространилась в селах.

 В России в мяч играют тоже с давних времен. Среди простых людей мячи делали из старых тряпок, ими и набивали. На севере материалом для мячей было лыко – ремешки из бересты, коры липы... Внутри этих мячей ничего не было или засыпали песок, кому как нравилось. В некоторых районах научились делать мячи из овечьей шерсти по упругости напоминающими резиновые: комок шерсти катали до плотного состояния, затем бросали в крутой кипяток, после чего вынимали, катали еще какое-то время и просушивали.

 

Значение мячей

Игры в мяч улучшают координацию движений, глазомер, стимулируют общую двигательную активность и смекалку. Ребенку с раннего детства нравятся игры с мячом. Он не просто играет, а делает определенные движения: бросает, перекатывает, просто перетаскивает в нужное место и пр., - и все это способствует развитию эмоций и физическому развитию. Игра в мяч малышам необходима. Развитие кистей и пальцев напрямую связано с развитием определенных мозговых функций. Разнообразие игр тоже имеет свое значение, через кончики пальцев, все знают, что на их кончиках имеются нервные окончания, «двигательные сигналы» передаются в мозг, и усвоение информации происходит гораздо быстрее, следовательно, в интеллектуальном плане ребенок развивается лучше. При импульсивных движениях рук также лучше развивается речь. Современная наука подтверждает эти факты: разные области мозга, регулирующие развитие речи и развитие мелкой моторики пальцев на руках расположены очень близко. Поэтому, импульсы, идущие в мозг от движений рук также стимулируют и близ расположенные участки, отвечающие за речь и повышают активность этих участков. Малыши, начиная свое «знакомство» с мячом совершают различные действия (бросают мяч, перекатывают, бегают за мячиком), а нагрузка приходится на каждую отдельную группу мышц сразу (брюшной пресс, кисти, ноги и руки), в результате, весь организм получает развитие. Даже при подбрасывании мяча вверх ребенок выпрямляется, что оказывает положительное воздействие на осанку. Игры с мячом можно назвать комплексной гимнастикой: ребенок учится ловить, удерживать мяч, переносить его в другое место прыгая, бегая и т.д. Упражнения с использованием мяча, игры учат ориентироваться в пространстве, тренируют ловкости, вырабатывают быструю реакцию, развивают глазомер; способствуют нормализации эмоций, а это важно для любого ребенка и гиперактивного, и малоподвижного. Происходит развитие мышечной массы, усиление работы важных внутренних органов: сердца, легких, улучшение обмена веществ.

 

Учимся совместным играм

Как малыши обучаются ловкости владения мячом в играх? У методики обучения маленьких детей владением мячом и упражнений с ним (как и у любого другого упражнения/упражнений) есть специфические тонкости, основной их принцип - обучение малышей происходит в игровой форме. Так малыши двух – трех лет лучше усваивают, они видят, что нужно делать и повторяют, это лучше, чем объяснять на словах. Взрослый показывает упражнение и поясняет доступным языком. Но чтобы понятно объяснить и показать все ребенку, нужно подготовиться. Визуальное объяснение лучше воздействует на ребенка, нежели словесное.

Ребенок не может сразу делать то, что ему скажут, к примеру, подбросить мяч. Нужно показать ему на примере: подбросить мяч в воздух, тогда он повторит. Или, объясняя ребенку, как бросают мяч из-за головы, родители говорят что-то вроде: «Сейчас я брошу мяч очень далеко, посмотри, как у меня получится. Я поднимаю его над головой, держу крепко, двумя руками. У меня самый красивый мячик! Теперь нужно спрятать мячик, для этого отведем его назад. И… Бросим. Сильно бросим вперед! Чтобы он полетел очень далеко!»

Поясняя каждое действие, взрослый показывает, как это делается. А ребенок повторяет движения взрослого. Упражнения нужно показывать несколько раз с пояснениями, чтобы малыш сразу запоминал правильную последовательность. (Перекати мяч в эти ворота, перебрось через эту натянутую веревочку). Подобные показы упражнения с пояснениями помогают малышам легче понять что от них требуется, соответственно, быстрее выполнить. Не нужно давать сложных заданий, все должно быть доступно и просто в выполнении.    

При постоянном повторении упражнений у ребенка закрепляются навыки движений, и упражнения становится выполнять гораздо легче. Малыш начинает «чувствовать» мяч.

Именно поэтому очень важно постоянно повторять упражнения в процессе обучения владением мячом и с приобретением этих навыков. Детям нравится бросать мячик об пол, они могут делать это очень долго, могут перекатывать мяч взрослому по полу, бросать его вниз с горки или забрасывать в ящик или корзину. И что можно посоветовать родителям  по этому вопросу?

 

  • Приобретите несколько крупных мячей от пятнадцати до двадцати сантиметров и маленьких от пяти до восьми сантиметров (для игр в настольный теннис и и большой), резиновые мячи, сшейте сами несколько мячиков из подручных материалов), сделайте бумажные шары (смять бумагу в комок), гимнастический надувной мяч.
  • Покажите малышу, как сами умеете играть с мячиком: покатайте, его, подбрасывайте и ловите, постучите по полу, как на баскетболе и пр., попытайтесь обучить этим навыкам кроху.
  • Не нужно принуждать ребенка выполнить упражнение. Не требуйте повторения упражнений, пока он не выполнит их правильно. Не ругайте за невнимательность, рассеянность или за упражнения, которые не получается выполнить и пр. Не нужно делать из обучения обязательную ежедневную отработку, еще и скучную. Играйте только тогда, когда ребенок находится в соответствующем настроении.
  •  Фантазируйте, пускайте в процесс игры все, что видите рядом:  доска для глажки белья, скакалка, стулья, шнурки, пластиковые бутылки…
  •  Потихоньку вовлекайте ребенка в более сложные игры с использованием мяча, регулярно повторяйте все, чему учитесь. Для дошкольного возраста достаточно того, что ребенок умеет перекатывать мяч далеко в указанном направлении, бросает его об пол, подбрасывает кверху и умеет правильно занести руку, чтобы бросить вдаль небольшой мячик.
  • Помните про возраст ребенка и его физические возможности! Отмечайте, что ему нравится делать, и он с удовольствием делает. Вообразите, что снова оказались в детстве. Будет замечательно, если вы похвалите своего малыша; удивитесь его ловкости, смелости и быстроте; скажете, что он может и остальным показать что умеет. Пускай ребенок покажет наработанные навыки тем, кто не видел или своим ровесникам: такой подход способствует уверенности в себе и собственных силах, вырабатывается стремление научиться еще чему-то, освоить еще более сложные игры и упражнения.

 

 

Рифмовки (стихотворные фразы). При занятиях с мячом стихотворение поможет разнообразить занятия, сделать его еще понятнее, задать нужный темп выполняемому заданию.

 

Игры в маленький мяч

Скатывание с горки

Цель: обучить ребенка обращаться с мелкими предметами: перекладывать, складывать, перекатывать, подбрасывать и ловить. Для этого нужно:

 1) шарообразные предметы, имеющиеся в доме (их диаметр от 3-х до 8-ми см), всевозможные маленькие и небольшие мячи – теннисные, из пластмассы, резиновые, шарики от погремушек, которые сломались, бумажные шары и т.д.

2) гладильная доска, один ее конец закрепляется на стуле, и получается отличная горка для скатывания шариков и их ловли.

 

Содержание:

В этой игре с ребенком участвует мама, или второй ребенок. Один встает у одного края горки, тот, который выше. Рядом ставится коробка с шариками или мячиками. А второй ребенок находится в нескольких шагах от нижнего края горки и держит пустую коробку.

Один скатывает шарики по одному сверху, а второй ловит эти шарики и складывает в пустую коробку. Собрав все шарики в пустую коробку и опустошив целую, дети меняют свои позиции.

 

Советы:

Попросите домашних помочь, к примеру, мама скатывает шарики сверху, а папа ловит, каждое действие сопровождается стихотворением:

 

Шарик покатился с горки (мама берет шарик из своей коробки и пускает сверху вниз по наклонной плоскости).

И попал в твою коробку (папа шарик ловит с другой стороны и кладет в пустую коробку рядом с собой).

Мы теперь их все возьмем

И обратно принесем. (Теперь уже другая целая коробка переносится наверх, откуда снова можно скатывать шарики).

 

Объясните малышу, что если вы кладете мячик на доску или просто тихонько толкаете его, то он очень быстро скатывается на пол, просто-напросто свалится с доски. Когда ребенок начнет ловить шарики, он сначала будет делать это обеими руками – так с первых минут покажется удобнее. Но постоянно напоминайте, что нужно пытаться делать это одной ручкой (какой удобно).

 

Слепи комочки из «снега»

Цель: развить мелкую моторику, укрепить мышцы пальцев, обучение бросанию мяча далеко вперед. Лучше зимой, в идеале ребенок должен попробовать слепить настоящие снежные комочки на улице. Чтобы поиграть, нужно подготовить пару – тройку мячей из поролона (можно вырезать их из губок – мячи получатся легкими да еще и разных цветов).

 

Содержание:

Дома, показывая малышу мячики, предложите ему скатать «снежки»: «А, ну-ка, солнышко, давай попробуем слепить комочки из снега». Мама должна имитировать лепку снежка, зажимая в руках шарик. «Смотри, мой хороший, какой у меня получился снежок, он очень мягкий, его даже можно сильно сжать!» Малыш в это время повторяет все действия. «Покажи, что получилось у тебя. Какой ровный и красивый «снежок»! Какой ты умница! А, давай, еще по одному слепим?» - мама заинтересовывает ребенка, чтобы он «слепил» еще несколько снежков. «А давай ты будешь бросать мне, а я – ловить?» Ребенок начинает бросать мячики одной ручкой. Мама же пытается их поймать, но у нее не получается, это для того, чтобы малышу было весело: «Как много ты наделал «снежков», мне даже не удалось их поймать! А давай их теперь соберем и снова поиграем» Малыш помогает маме собрать мячики и процесс игры повторяется снова.

 

Советы:

ребенок должен слепить 4 комочка, по два снежка в каждую руку. Говорите ему, чтобы он сильнее нажимал на мячики, когда лепит, чтобы руки менялись одна сверху, другая снизу. Предложите ребенку просто мячик помять пальчиками. Малыш при бросании мячиков будет стараться подойти к маме поближе, чтобы попасть, мама должна постараться выдержать дистанцию в несколько шагов (трех достаточно).

 

Мячик в корзинке

Цель: ьразвитие глазомера, развивается ловкость, координация движений в процессе бросания мяча горизонтально в цель.

 

Содержание:

Для игры подойдут любые маленькие мячики. Для цели лучше выбрать большую корзинку или таз (лучше высокий), подойдет обычная большая коробка, обклеенная цветной бумагой, чтобы мячик из импровизированной цели не выскочил, а остался на месте. Нужно поставить цель на пол, на расстоянии не меньше 60-ти сантиметров, но не больше 150-ти разложить по окружности несколько кружочков (лучше цветные) или просто сделать круг с помощью длинной веревки. Встав в определенное место (кружок) мама должна показать ребенку, как бросать мячик в корзину: «Смотри, как у меня получается! Хочешь так попробовать?»

 Ребенок должен встать на кружок, а мама ставит рядом с ним коробку с мячиками, сама встает напротив, чтобы все ее движения были видны ребенку и при этом говорит:

 

В одну руку мяч возьмем (наклоняется за мячиком)

К плечу ловко поднесем (подводит руку с мячом к плечу)

В сторону корзины глянем (смотрит на корзину)     

И забросим в нее мячик (мяч забрасывается в корзину).

 

Ребенок бросает несколько мячей одной , затем другой рукой. Потом вместе с малышом мячи собираются, и игра начинается снова.

 

Советы:

Чтобы мяч постоянно не выскакивал из импровизированной корзины, нужно положить на дно, что-то мягкое (детское одиялко, покрывало).

На первоначальном этапе расстояние до корзины не нужно делать большим, не более 60-ти сантиметров, маленькие дети не бросают предметы, а перекладывают. Постепенно нужно увеличивать расстояние. Ребенок будет стараться забросить все мячи очень быстро основной рукой.

Постарайтесь объяснить, что его никто не подгоняет. Пусть тоже проговаривает стихотворение, когда бросает. Акцентируйте его на том, что в первую очередь упражнение выполняется правой рукой, а потом левой. При метании основная масса детей делают это от плеча.

Покажите на примере, как можно бросать мячик снизу, чтобы попадать в нужное место было легче. Чтобы интерес не пропадал, нужно менять уровень «цели», для этого можно ставить «корзину» на разную высоту, подставлять что-то вниз. Летом на улице в теплые солнечные дни можно бросать мячики в емкость с водой. Для сохранения интереса для метания можно использовать различные предметы:

 

 

  • небольшие мягкие игрушки, кубики, их можно тоже легко забрасывать в «корзину»;
  • мешочки разных цветов, в которые засыпается крупа, какая только есть в доме, весом не больше 100 г.

 

Мешочки можно бросать и в просто нарисованный на асфальте круг или сделанный из толстой веревки (обруча). 

 

Бросай в реку

Цель: обучить ребенка бросать вдаль поочередно одной и другой рукой. В комнате с одной стороны на полу кладутся кружочки разных цветов (импровизированный берег), а с другой стороны расстилается покрывало или простынь, лучше с голубым оттенком (река). Мнется бумага и из нее скатываются шары, чтобы меньше отпрыгивали от пол, это будут «камни».

 

Содержание:

В коробку кладутся несколько шариков из бумаги, коробка ставится в определенное место на «берегу» и предлагается маленькому озорнику с берега покидать в «речку» «камушки».

 

Упражнение выполняется совместно с ребенком, мама проговаривает стихотворение: Подойдем мы к бережку (подходят к импровизированному берегу)

И возьмем по камушку (берут по шарику в каждую руку)

Одну руку вверх поднимем (правую руку поднимают)

В речку камушек закинем (правой рукой бросают в «реку» шарик)

А теперь другой рукой (поднимается левая рука)

Бросим камушек второй (бросается шарик левой рукой).     

 

Наклонов получится столько, сколько шариков вы сделали. После мама предлагает малышу помочь ей достать из «речки» брошенные «камушки». Позвольте ребенку залезть в эту «реку» и побарахтаться на спине и животе, пусть представит, будто он купается, покатается с одного бока на другой и пр. Подобрав все «камушки» и вытащив их на «берег» можно снова повторить игру.

 

Советы:

Следите, чтобы ваш малыш бросал «камушки» руками поочередно, чтобы следил за словами стихотворения. С выработкой навыка кидать вперед расстояние до «реки» увеличивать. Чтобы эту игру разнообразить можно также взять цветные мешочки, набитые крупой, как и в «Мячиках в корзинке».

 

Попробуй перебросить на другой берег

Цель: обучение метанию вперед левой и правой рукой.

 

Содержание:

Также как и в игре «Бросай в реку», только речка располагается не на другом конце комнаты, а в полутора – двух метрах от ребенка, чтобы он мог ее перебросить. Через «реку» прокладывается «мост» - обычная доска. Упражнение снова выполняется вместе, а мама говорит:

Подойдем мы к бережку (подходят к «берегу») 

И возьмем по камушку (берут в по одному шарику в руки (в правую, и левую)).

Одну ручку вверх поднимем (правую руку поднимаете вверх)

На тот «берег» перекинем (перебрасывают шарик правой рукой).

А теперь другой рукой (поднимают левую руку)

Бросим камушек второй (перебрасывают левой рукой).

«Как здорово и ловко мы все сделали! – хвалит выполненное упражнение мама – все камушки оказались у нас на другом «берегу», давай соберем их и вернем обратно?»

Ребенок переходит по воображаемому «мостику» на противоположную сторону "реки" и собирает шарики, точно также возвращается обратно.

 

Советы:

всегда напоминать крохе о смене рук, когда бросает «камушки», следил за словами стихотворения. С выработкой навыка метания увеличивать расстояние до речки, чтобы разнообразить игру можно использовать цветные мешочки, наполненные крупой, как в предыдущих двух играх.