Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Еда, которая нас убивает

Еда, которая нас убивает

Издательство: Феникс

Автор: Плотникова Татьяна Викторовна

155 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

ПЛЫВИ, ДЕЛЬФИН, или Водная Одиссея одного мальчика

04.06.2015

Задумываясь об обучении плаванию, разные родители ставят перед собой разные цели: одни хотят, чтобы ребенок не боялся воды и любил ее, вторые — чтобы малыш побыстрее научился плавать, третьи рассматривают плавание как общеукрепляющую и закаливающую процедуру.


учим плавать

 

Существуют разные методики обучения плаванию, преследующие разные цели, вплоть до обучения «плавать раньше, чем ходить» и идей аквакультуры И.Б.Чарковского. Я же пишу о том, что доступно всем, не претендуя на научность и всеохват. Я пишу о том, что у меня получилось и что мне и моему малышу доставляло радость. Может быть, для кого-то это послужит толчком к тому, чтобы начать учить малыша плавать.


Начинаем с ванны

Придя из роддома, на второй день мы с малышом уже залезли в ванну, и я увидела, что ему там хорошо. Ведь до своего появления на свет он девять месяцев провел во внутриутробной жидкости и привык к этому состоянию.

Конечно, первый раз самой окунуть малыша в ванну немного страшно. К этому надо готовиться заранее, и не только — в теории. Родители должны быть готовы к таким занятиям: желательно — уметь плавать и нырять, обязательно — любить водную среду и быть уверенным, что то, что вы делаете, полезно для вашего малыша. Малыши очень чувствительны к внутреннему состоянию взрослых. Если головой вы понимаете, что нахождение в воде благотворно влияет на всестороннее развитие младенца, но при погружении его в воду испытываете страх, ребенку будет трудно чувствовать себя «как рыба в воде». В такой ситуации полезно первое время залезать в ванну вместе с малышом или, если есть такая возможность, посмотреть, как это делает другая, более опытная мама со своим ребенком. Насчет детской ванночки скажу только, что, на мой взгляд, она имеет смысл при мытье ребенка или при принятии ванн с травами. Во всех остальных случаях она только сковывает движения крохи, поэтому начинать надо сразу с большой ванны.

Во время занятий в ванной очень удобно использовать две основные поддержки малыша:

  • на спине — одной рукой под затылок, другой — под спину. Ребенок весь находится под водой, кроме лица;
  • на животе — одной рукой под подбородок, другой — под грудь. Голова ребенка над водой, подбородок лежит на поверхности воды.

Поддерживая ребенка в том или ином положении, вы как бы катаете его по ванной туда-сюда.

Когда ребенок привыкнет к занятиям в воде и освоится, что, впрочем, относится и к родителям, можно ослаблять поддержки, используя только одну руку: на спине — под затылок, на животе — под подбородок.

Если вы чувствуете, что ребенок достаточно свободен в воде, расслаблен и спокоен, можно менять поддержку вместе с направлением: «туда» — под затылок, «сюда» — под подбородок. При поддержке под затылок малышам нравится отталкиваться от ванны двумя ножками и лететь вперед как «торпедка».

Конечно, мерилом всего является отношение малыша к воде и к вашим занятиям. Постоянно прислушивайтесь к его состоянию: если крохе что-то не нравится, откажитесь от этих упражнений. Эмоции, связанные с водой, должны быть только положительными. Во время занятий нужно ласково говорить с малышом, по возможности придумывая «ваши» названия для каждого движения.

Ну вот, в воде вы уже освоились, можно переходить к обучению ребенка задерживать дыхание. Для этого при поддержке «под подбородок» в конце ванны слегка брызните ему водичкой на лицо сверху вниз, стараясь, чтобы это совпало с началом выдоха. Важно делать все постепенно, не торопиться переходить к более сложным моментам, чтобы не испугать ребенка.

Почувствовав, что малыш спокойно относится к таким «брызгам», можно их заменить душем. Апофеозом всех этих упражнений является погружение ребенка под воду, во время которого он спокойно задерживает дыхание на несколько секунд. Конечно, начинать надо с совсем коротких погружений и постепенно переходить к более длительным.

Практически это выглядит так: при поддержке «под подбородок» малыш проплывает всю ванну, а в конце вы быстро опускаете его с головой под воду. После каждого выныривания обязательно встречайте малыша смеющимся лицом и радостными похвалами. Это особенно важно в начале обучения.

Исходя из наших целей, достаточно 10-20 погружений за занятие, хотя не возбраняется и больше.

Теперь нужно научить ребенка не глотать, а выплевывать воду (малыш способен освоить это уже в 5-6 месяцев). Превратите это в веселую игру: присядьте к краю ванны, наберите в рот воды и устройте настоящий фонтан, часть которого пусть обязательно попадет на малыша. Предложите ему повторить это упражнение — малышам это нравится. При этом нам, например, полюбилась игра «в кита» — вы можете придумать что-то свое.

 

  • Заниматься лучше всего — каждый день.
  • Температура воды — 32-34o С.
  • Никогда не оставляйте малыша в ванной одного, отвлекаясь на телефонные звонки и разговоры с другими людьми.

 

 

В бассейне

Вот приходит время, и вы понимаете, что малыш (обычно около 7-9 месяцев) вырос из ванной и пора переходить в более глубокий водоем. Им может оказаться не очень большой бассейн, где ваш ребенок не достает до дна ногами, например, поликлинический.

Наступило лето, но обучать такого малыша плавать в открытых водоемах не рекомендуется. Во-первых, ребенку вода обязательно попадает в кишечник (этот факт подтверждается хотя бы тем, что после бассейна малыш, как правило, хочет в туалет), а в дачной речке или озере это крайне нежелательно. Во-вторых, в открытых водоемах (исключая южные моря в разгар сезона) вода значительно холоднее, чем в теплом детском бассейне, и малыш замерзнет быстрее, чем сумеет чему-либо научиться. И в-третьих, у крохи не должно быть возможности доставать ногами до дна, потому что он будет стремиться «бродить» по дну, а не плавать. И потом, многие упражнения, способствующие обучению, просто невыполнимы на речке или на море. Так что для обучения плаванию на этой стадии все же предпочтительнее бассейн.

Если вы чувствуете боязнь ребенка перед бассейном, это нормально. Редкий малыш «заходит» в воду сразу. Лучше всего — дать ребенку адаптироваться — какое-то время походить вокруг бассейна с ним на руках, ласково болтая, показывая на плавающих детей и давая брызгам попадать на его тело и лицо.

Если ребенок плачет или сопротивляется — не заставляйте его — малейшее насилие наталкивается на еще большее сопротивление. Постарайтесь заинтересовать его резиновыми игрушками в бассейне. Иногда помогает принесенная из дома игрушка, которая ассоциируется с удовольствием плавания в ванне.

Когда вы почувствуете, что страх отступает, с малышом можно начать играть: на какое-то время отпускать его и подхватывать, увеличивая время «свободного полета». Можно вспомнить знакомую с детства игру «Баба сеяла горох» с погружением с головой или лечь самой на спину и покатать малыша по воде на вашем животе — водный вариант «Львенка и черепахи». Повторите все те упражнения, которые вы делали с ним в ванной.

«Сбор игрушек с мелководья» научит малыша постарше открывать глаза под водой: положите какую-нибудь «тонущую» игрушку на мелководье и попросите его достать ее. Еще лучше — поместите две игрушки разного цвета и попросите достать игрушку конкретного цвета. Покажите это ребенку, сами опустив голову в воду, чтобы увидеть и достать игрушку нужного цвета.

В веселую игру — путешествие стоит превратить и исследование бассейна, чтобы он был хорошо знаком малышу, и кроха научился бы в нем свободно ориентироваться. Еще ребенку нравится как бы «обходить» бассейн, скользя руками по трубе вдоль бортика. Естественно, делает это он уже без маминой помощи и поддержки.

Как работать ножками? Каждый ребенок, пытаясь плавать, работает ногами в собственном стиле. Если малыш уже ходит, как правило, он делает велосипедные движения. Когда он двигается в воде, не стоит его переучивать. Но когда он играет на мелководье, ему можно показать правильные движения ногами (стиль — «по-собачьи»). Для этого надо положить его на живот и делать его ногами правильное движение, чтобы он смог «почувствовать» его. Достаточно так учить малыша 2-3 минуты каждое занятие. И однажды вы обнаружите, что его ноги работают по правилам самостоятельно.

Как работать ручками? Работать ручками ребенка надо учить. Конечно, он ими работает по-своему и даже продвигается вперед, но это не те движения, которые могут помочь ему вытащить голову для вдоха. Посадите его к себе на колени и сделайте с ним правильные движения его руками (стиль — «по-собачьи»). Затем, взяв его за талию, напомните ему те же движения в воде. Как и в случае с ногами, он должен «почувствовать» само движение.

Как только малыш научится работать ногами и руками, он их автоматически соединит.

Выныривание для вдоха. Среди всех навыков, которые приобретает малыш, когда учится плавать, этот — самый важный и сложный, так как требует наибольшей координации движений. И на него стоит потратить больше времени.

Классическое упражнение: поставить малыша на ступеньку лестницы, ведущей в воду, или туда, где мелководье переходит в глубину, отойти и протянуть к нему руки. Когда он сделает нырок вперед, помочь ему вынырнуть, взяв его двумя руками за вытянутые руки или одной рукой за подбородок. Я в своей практике делала это за руки, хотя некоторые рекомендуют делать это за подбородок, что помогает ребенку поднять голову для вдоха.

Когда малыш привыкнет и полюбит это упражнение, его можно усложнить: после выныривания позвольте сделать крохе хороший вдох и снова, отступив назад, уведите под воду — и так несколько раз.

Когда он сможет сделать так 3—4 раза, начните двигаться быстрее. Это сродни езде на велосипеде: чем быстрее едешь, тем легче держать равновесие.

Следующей ступенью сложности будет соединение такого его плавания «к вам» с плаванием «от вас» к ступеньке лестницы, ведущей в воду.

Сначала малыш сможет самостоятельно поднимать голову из воды по глаза, потом — по нос и... наконец появится рот, заглатывающий воздух. Со временем вы заметите, что ему нужно меньше времени для вдоха: готовясь вынырнуть, он будет инстинктивно готовиться к выдоху и следующему вдоху.

Если начинать заниматься по такой схеме с самого рождения и не ограничивать себя во времени, это может произойти примерно в возрасте 2-х лет.

 

  • До 3-х лет обязательно заходите вместе с малышом с бассейн.
  • Старайтесь каждое упражнение превращать в игру.
  • Подбадривайте малыша и хвалите за самые маленькие победы.
  • Начинайте и заканчивайте занятие одинаково — придумайте свой ритуал или особые слова.
  • Начиная что-то новое, повторяйте 1—2 раза за занятие, не утомляя малыша.
  • Нормальное время занятий — 30—45 минут, но главное — вовремя остановиться, пока у малыша не пропал интерес к занятию, чтобы сохранить его до следующего раза.
  • Если ребенок захочет «выйти» из воды уже через 10—15 минут, не препятствуйте ему — значит, достаточно этого времени.
  • Ни на что не отвлекайтесь и не ослабляйте внимания. Ребенок, даже став относительно самостоятельным, должен быть всегда в поле вашего зрения.
  • Заниматься лучше всего не меньше 3-х раз в неделю и по возможности — регулярно.
  • Не пытайтесь интенсифицировать занятия — у каждого ребенка во всем свой темп развития.

 

 

Дальше — открытое море

Ну вот, первые шаги сделаны. Малыш самостоятельно может проплыть какое-то небольшое расстояние, поднимая из воды голову, чтобы вдохнуть воздух. А главное — он приобрел в воде определенную свободу. Что делать дальше, вам подскажет ваша интуиция. Дальше — открытое море — море удовольствия и взаимной радости.

 

P.S. Ну а если вы действительно решили выбраться на море со своим малышом, воспринимайте море не как возможность в таком возрасте научить его плавать, а просто как огромное удовольствие — плескаться, купаться, играть в воде, дышать морским воздухом и закаляться. Если же двух-трехлетка уже плавает, этого умения у него не отнять, и, попав в соответствующие условия (например, место, где он не достает ногами до дна), он поплывет без вашего приглашения.

В первые дни дайте малышу время освоиться. Даже у взрослого, когда он после долгой зимы бросает первый взгляд на безбрежную морскую гладь, захватывает дух. Что уж говорить о маленьком человечке — он должен привыкнуть к существованию такого водного простора рядом.

Кстати, здесь могут пригодиться все те плавательные средства, которые совершенно ни к чему в бассейне. Малыши обожают просто «висеть» в круге или нарукавниках, рассматривая дно или проплывающие мимо виндсерфы, катамараны или джецки.

Конечно, при творческом подходе некоторые предлагаемые мною упражнения пригодятся вам и на море, но не превращайте это в самоцель.

Попутного вам ветра и теплой волны!