Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Объемная мебель. Кафе

Объемная мебель. Кафе

Издательство: Проф-Пресс

60 руб.

Маленький хозяин СВОЕГО ВРЕМЕНИ

10.06.2015

Чтобы воспитать в ребенке чувство самостоятельности, необходимо научить его распоряжаться временем. Под чувством времени понимают не только умение по часам определять, который сейчас час, но и внутреннее ощущение протяженности времени, реально необходимого для определенного события, дела, выполнения задания. Например, знает ли ваш ребенок, за сколько минут он может одеться? Сколько времени занимает дорога от дома до детского сада? На самом деле для малыша в возрасте от 3 до 5 лет является открытием тот факт, что каждое событие имеет свою протяженность во времени. Как правило, маленький человек вообще не задумывается над тем, что каждое его действие может измеряться временем. И лучше помочь ребенку сделать это ОТКРЫТИЕ до ШКОЛЫ, чем потом ругать его за рассеянность, несобранность и возмущаться, что он опять ничего не успел сделать.



изучаем время

 

Если право распоряжаться временем находится в руках родителей, т.е. они решают, когда сыну или дочери утром вставать, когда гулять, сколько играть за компьютером, то у ребенка, с одной стороны, не возникает потребности, а с другой стороны, и не появляется возможности научиться чувствовать время. А в некоторых семьях складывается противоположная ситуация, когда родители вообще никак не определяют и не регламентируют жизнь ребенка во времени. Когда проснется — тогда и встанет, когда захочет — тогда и поест, сколько хочет — столько и играет. И в этом случае ребенок также не сможет научиться чувствовать время.

Следует отметить, что не каждый взрослый человек обладает чувством времени. А у малыша чувство времени тесно связано с его эмоциональным состоянием. Например, ребенок очень любит мультфильмы. Мама ему говорит, что мультфильмы будут показывать через полчаса. И даже если кроха формально знает, сколько должна пройти минутная стрелка за полчаса на циферблате, все равно каждые пять минут он будет прибегать и спрашивать: «Уже прошло полчаса? Ну когда они пройдут?» Понятно, что сильное желание искажает реальное ощущение времени.

Вспомните, как при увлечении каким-либо занятием время пролетало мгновенно, или наоборот, 15-минутное ожидание автобуса превращалось в муку и ощущение, что прошло как минимум полчаса, а у детей такие «искажения-провалы» реального времени могут быть частыми и даже естественными. Для ребенка типичны два состояния: либо он увлечен любимой игрой, и тогда времени для него не существует, либо по каким-то причинам не знает, чем ему заняться, «слоняется» без дела, не может себе найти места, и тогда время для него как бы останавливается. Например, представьте себе ситуацию, когда мама приходит домой на обед и у нее есть один час на то, чтобы поесть самой и накормить сына-первоклассника. Сын в это время рисует (играет на компьютере, лепит из пластилина, возится с котом, конструирует новый город и т.п.). Мама накрывает на стол и зовет сына обедать. А он не может прийти не потому, что он не слышит, что ему говорит мама, и не потому, что он непослушный и вредный, и не потому, что он не хочет есть, а потому, что ребенок «находится в безвременье». В отличие от сына мама как раз находится в ситуации ощущения времени. Ситуация осложняется тем, что минуты у мамы жестко регламентированы. И бесполезно, находясь на кухне, много раз подряд звать сына к столу. В результате у мамы может возникнуть чувство обиды и раздражения на сына. А ребенок просто не понимает, почему мама «влетает» в его комнату и отнимает у него любимую игрушку. Малыш, находясь в безвременье, и это его естественно ДЕТСКОЕ СОСТОЯНИЕ, не может осознавать время так же, как его осознает мама. Как же надо было поступить? Конечно же, необходимо войти в комнату к сыну, а не кричать из кухни про то, что стынет суп. Дальше необходимо вникнуть в мир игры и каким-либо образом отреагировать на него: можно дать позитивную оценку происходящему процессу, можно задать вопрос, что у ребенка получилось, и т.д. И только затем постараться регламентировать временем игру сына, но не количеством минут, которые ребенок опять-таки осознать не сможет, а количеством операций: «Вот давай еще этот кубик сюда пристроим и пойдем обедать» или «Давай еще три раза нажмем на клавишу и выключаем». Поверьте, такая стратегия поведения займет не больше 5 минут, но вы сами не расстроитесь, не испортите ребенку любимую игру и сможете узнать много нового о своем наследнике.

 

От дома до ...

Перед тем как идти куда-нибудь, например, в детский сад, спросите ребенка, за какое время вы сможете преодолеть предлагаемый путь. При этом можно вспомнить маршрут, который предстоит пройти, разбить его на определенные отрезки времени: идите обычным шагом, вместе засекая время выхода из дома и время прихода в детский сад. Через какое-то время повторите этот эксперимент, договариваясь, что пойдете очень медленно. В следующий раз постарайтесь как можно более точно определить, за сколько вы пройдете этот же путь быстрым шагом. После того как вы проведете все три эксперимента, вы можете обсудить с ребенком соотношение скорости и времени и договориться с ним о том, когда лучше всего будет выходить из дома, чтобы удобнее для ребенка пройти этот путь.

 

В ритме любимой песенки

Выберите дело, которое ребенок делает либо неоправданно медленно, либо с  неохотой. И подумайте, под какую песенку это дело могло бы делаться, т.е. какой ритм музыки соответствовал бы этому занятию. Причем музыку подбирать лучше с учетом интересов самого ребенка. И когда эти два условия игры будут определены, договоритесь с ребенком, что он будет делать, например, мыть посуду под «Пластилиновую ворону». И каждый раз, когда малышу нужно будет мыть посуду, включайте ему эту песенку. Через несколько таких игр ребенок сможет самостоятельно напевать песенку и делать это с соответствующим ритмом движений. Даже если у вашего ребенка нет музыкального слуха, это не значит, что такая игра не подходит для него, так как здесь важно восприятие заданного ритма, в соответствии с которым легче справиться с любыми нелюбимыми для него делами, игра будет способствовать развитию самоорганизации ребенка.

 

Я вам песенку спою про пять минут

Спросите у ребенка, что, как ему кажется, он сможет сделать за 5 минут. Очень важно, чтобы у малыша появился опыт соизмерения длительности реального времени с определенным занятием в его жизни. После того, как кроха подумает и скажет, какие в его жизни дела он сможет сделать за 5 минут, попробуйте сразу же по его желанию сделать одно дело и пронаблюдайте, за сколько минут ребенок с ним справится на самом деле. Разницу во времени реальном и предположительном обсудите.

В следующий раз спросите у малыша, что, как ему кажется, он сможет сделать за 10 минут. А потом и за 15 минут. Постепенно у ребенка сформируется осознание того, что все важные жизненные дела он делает за какое-то время. После этого попросите сына или дочь подумать, какие из этих 15-минутных дел можно было бы сделать за 10. Поинтересуйтесь, хотел бы малыш, чтобы у него появились в жизни БОЛЬШИЕ дела на 20 минут, а то и на 25 минут.

Такие занятия позволят ребенку понять, что не во всех делах время их выполнения зависит только от него, что есть объективно определяемое время, например, если мама или сам малыш захочет приготовить чай, то они не смогут сделать это быстрее, чем закипит чайник, и это необходимо уметь учитывать.

 

Живые стрелки

Перед тем как начать какое-то дело, например, купание, взгляните на часы и попросите малыша запомнить расположение стрелок на циферблате. После того как помоитесь, опять взгляните на стрелки. Пусть ребенок скажет, как изменилось их расположение.

 

Обед с секундомером

Когда вы собираетесь заняться домашними делами, например, приготовить суп, попросите ребенка быть вашим помощником. Дайте ему часы и попросите понаблюдать, какое ваше действие занимает сколько времени. Малыш может каждое ваше действие зарисовывать на листе бумаги и подписывать, за сколько минут мама справилась с ним. Важно, чтобы ребенок получил опыт наблюдения.

 

Елена ГОБОВА, Ольга ХУСАИНОВА, психологи