Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса. Дело № 1. Дело №2

Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса. Дело № 1. Дело №2

Издательство: Астрель

Автор: Матюшкина Екатерина

401 руб.

Афиша
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
18.10.2017
Цирковое водное шоу «Пираты подземного моря!»

Капитан пиратского корабля Бандидела решился на коварное злодеяние, ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...
03.08.2017
Летняя выставка-ярмарка изделий ручной работы ArtFlection

5 и 6 августа 2017 года в выставочном зале Amber Plaza в ...

подробнее...

ГРУЗ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

16.06.2015

Знакомо ли вам понятие «симбиоз»? В биологии так обозначается взаимовыгодное сосуществование живых организмов, когда, образуя единое целое, они помогают друг другу выжить в тяжелых условиях борьбы за существование.


связь ребенка и матери

 

Самый яркий пример симбиотических отношений среди людей — ребенок в утробе матери. На физиологическом уровне между ними существует неразрывная связь. Когда же малыш появляется на свет, необходимость в пуповине отпадает, но еще долгое время он находится в теснейшей зависимости от мамы: кормление, уход, эмоциональный отклик  необходимы крохе, без этого он не сможет жить и развиваться.

Когда речь идет о симбиозе в отношениях между людьми, прежде всего имеется в виду его особый характер. Это взаимопоглощенность, сосредоточенность на другом человеке, эмоциональная зависимость от него, желание максимальной близости и привязанности. По данным многочисленных психологических исследований, без опыта симбиотических отношений в раннем детстве не происходит полноценное становление человеческой личности. Эмоциональная близость, тепло, ласка дают малышу ощущение безопасности, защищенности, облегчают познание окружающего мира.

Но ребенок постепенно взрослеет, а символическая теперь уже пуповина по-прежнему крепко привязывает его к матери. Это может вызывать психологические проблемы как в детско-родительских отношениях, так и в социальной адаптации маленького человека. И здесь верна вечная истина, что все хорошо своевременно и в меру.

На первый взгляд в этом нет ничего страшного, уж лучше перелюбить, чем недолюбить. Кроме того, традиционно общественное мнение поощряет мать, которая хлопочет над ребенком, как орлица над орленком. Безусловно, забота о детях, участие в их делах необходимы. Но довольно часто истинная любовь к сыну или дочери, диктующая стремление подготовить их к активной, самостоятельной жизни, помочь в этом становлении, подменяется симбиозом, т.е. привязанностью, зависимостью, желанием делать что-то за них, думать за них, принимать решения за них. При этом родительская любовь обрушивается на малыша как снежная лавина и блокирует, тормозит его взросление и проявление индивидуальности.

Что может лежать в основе симбиоза? У матери это, как правило, страх потери ребенка, уходящий корнями в трудные, мучительные роды или еще дальше, в «семейные сценарии», в которых прослеживается трагическая линия случайной или закономерной детской смертности. Большое значение имеет особый склад характера с повышенной тревожностью, мнительностью, излишним беспокойством, а также неутоленная потребность в любви, опеке, близости, контроле. У ребенка — это прежде всего неверие в свои силы и возможности, страх перед будущим, ощущение внешней угрозы и небезопасности окружающего мира.

Затянувшийся симбиоз в детско-родительских отношениях может быть односторонним и взаимным. В первом случае в паре мать — ребенок либо ребенок не стремится оторваться от матери, либо мать (и это встречается гораздо чаще) продолжает крепко держать ребенка возле себя. При этом другая сторона делает попытки освободиться от зависимости. У детей они носят характер протестного поведения, у родителей проявляются в недовольстве, особенно когда ребенок активно препятствует личной жизни, или же (и это оптимально) в желании разобраться в причинах привязчивости, осторожности, несамостоятельности малыша.

Во втором случае и мать, и ребенок сосредоточены, замкнуты друг на друге. И это, пожалуй, самый сложный вариант, т.к. возникает иллюзия благополучия, а ребенок тем не менее не может научиться самостоятельно принимать решения, выходить из запутанных ситуаций, брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь, когда это необходимо.

Наиболее подходящим периодом для начинающейся автономизации ребенка является начало подросткового возраста, т.е. 10—11 лет. Именно в это время ребенку следует предоставлять больше самостоятельности. Однако первые «ласточки» борьбы за независимость дают о себе знать гораздо раньше, когда вы слышите ясно и отчетливо, испытывая то растерянность, то ярость, первые «нет!», «не хочу!», «не буду!». Наиболее настойчиво это звучит, когда ребенку 1 год, 3 года, 7 лет — в периоды кризисов детского развития. Столкнувшись с первыми протестами, не пытайтесь сразу накладывать безоговорочный запрет. Конечно, малыш должен понимать, кто в доме главный, что власть принадлежит родителям и последнее слово за ними. Вместе с тем позволяйте изредка ребенку настоять на своем. Если он не научится отстаивать свое мнение в семье, ему труднее будет это делать в обществе, среди сверстников или более старших и авторитетных лиц.

 

Как же «отпускать от себя» ребенка?

  • Первое и непременное условие для уменьшения симбиотических тенденций у матери — наличие собственной жизни (интересов, увлечений, работы, удовольствий и т.д.), ее наполненность, осмысленность. Дети не могут быть единственным смыслом в жизни женщины. Любой человек (и ребенок в том числе) начинает тяготиться несвободой, когда осознает, что все помыслы, надежды, ожидания другого сосредоточены на нем.
  • Если вы видите, что у ребенка появляется свой круг общения, интересные внешкольные занятия, не цепляйтесь за него, как утопающий за соломинку. Старайтесь переключаться на взаимоотношения с мужем, подругами, другими значимыми для вас людьми.
  • Отделяйте свою тревогу и реальную оценку ситуации, когда вы не пускаете ребенка одного в школу, не разрешаете сходить к приятелю, запрещаете поехать вместе с классом на экскурсию или пойти в поход. Действительно ли это так опасно в данной ситуации? Или же вы, как обычно, перестраховываетесь, лишая ребенка самостоятельности?
  • Следует помнить, что в отношениях с сыном или дочерью вы не просто реализуете свою потребность в любви, привязанности, душевном комфорте, т.е. вы любите их не для себя, а ради их самих. Согласитесь, удручающее впечатление производят семьи, в которых матери опекают неженатых сыновей до 40—50 лет, не оставляя возможности для появления в их жизни другой женщины.
Как же «приучать» ребенка к самостоятельности, сохраняя у него чувство безопасности?
  • Если вы замечаете, что взрослеющие сын или дочь не стремятся к самостоятельности и их вполне устраивает роль беспомощного, зависимого ребенка, постарайтесь выяснить, с чем связано их нежелание взрослеть. Убедитесь, что это не страхи и ограничительное поведение, т.к. в этом случае потребуется консультация специалиста.
  • Не отталкивайте от себя ребенка, если он продолжает в вас нуждаться и требует вашей любви. Уточните, каких именно проявлений любви ему бы хотелось, старайтесь идти ему навстречу, вместе с тем оставляя за собой право собственного времени и собственной жизни.
  • Если ребенку свойственна чрезмерная осторожность и осмотрительность, проследите, не результат ли это ваших обсуждений криминогенной ситуации в городе. Избегайте нагнетать атмосферу опасности, привлекая для этого «хронику происшествий» и драматичные случаи из жизни знакомых. Удостоверьтесь в том, что ребенок знает, как себя вести в потенциально опасных, неординарных ситуациях, к кому он может обратиться за помощью.
  • Обратите внимание на взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, есть ли у него друзья, как он обращается с ними вне школы. Приглашайте друзей к себе домой, отпускайте на дни рождения.
  • Предлагайте ребенку небольшие поручения, связанные с выходом из дома: сходить в ближайший магазин, купить газету в киоске. По дороге в школу постепенно увеличивайте отрезок пути, который он может пройти самостоятельно, без вас, подбадривайте его, придавайте уверенности в себе.
  • Побеспокойтесь о том, чтобы у ребенка была насыщенная впечатлениями жизнь: кружки или секции, занятия в которых увлекали бы его, прогулки, поездки, театральные представления, выставки, концерты, и не только с вами, но и с другими родственниками, чтобы он знал, что вы не единственный человек, который его любит, ценит, понимает.

 

Майя КУЛЫГИНА,

кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник

Центра психического здоровья РАМН