Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Вовка Грушин и другие

Вовка Грушин и другие

Издательство: Детская литература

Автор: Сотник Юрий Вячеславович

135 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
27.04.2017
Весенний фестиваль цветов

Возрастная категория : 0+

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

ГРУЗ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

16.06.2015

Знакомо ли вам понятие «симбиоз»? В биологии так обозначается взаимовыгодное сосуществование живых организмов, когда, образуя единое целое, они помогают друг другу выжить в тяжелых условиях борьбы за существование.


связь ребенка и матери

 

Самый яркий пример симбиотических отношений среди людей — ребенок в утробе матери. На физиологическом уровне между ними существует неразрывная связь. Когда же малыш появляется на свет, необходимость в пуповине отпадает, но еще долгое время он находится в теснейшей зависимости от мамы: кормление, уход, эмоциональный отклик  необходимы крохе, без этого он не сможет жить и развиваться.

Когда речь идет о симбиозе в отношениях между людьми, прежде всего имеется в виду его особый характер. Это взаимопоглощенность, сосредоточенность на другом человеке, эмоциональная зависимость от него, желание максимальной близости и привязанности. По данным многочисленных психологических исследований, без опыта симбиотических отношений в раннем детстве не происходит полноценное становление человеческой личности. Эмоциональная близость, тепло, ласка дают малышу ощущение безопасности, защищенности, облегчают познание окружающего мира.

Но ребенок постепенно взрослеет, а символическая теперь уже пуповина по-прежнему крепко привязывает его к матери. Это может вызывать психологические проблемы как в детско-родительских отношениях, так и в социальной адаптации маленького человека. И здесь верна вечная истина, что все хорошо своевременно и в меру.

На первый взгляд в этом нет ничего страшного, уж лучше перелюбить, чем недолюбить. Кроме того, традиционно общественное мнение поощряет мать, которая хлопочет над ребенком, как орлица над орленком. Безусловно, забота о детях, участие в их делах необходимы. Но довольно часто истинная любовь к сыну или дочери, диктующая стремление подготовить их к активной, самостоятельной жизни, помочь в этом становлении, подменяется симбиозом, т.е. привязанностью, зависимостью, желанием делать что-то за них, думать за них, принимать решения за них. При этом родительская любовь обрушивается на малыша как снежная лавина и блокирует, тормозит его взросление и проявление индивидуальности.

Что может лежать в основе симбиоза? У матери это, как правило, страх потери ребенка, уходящий корнями в трудные, мучительные роды или еще дальше, в «семейные сценарии», в которых прослеживается трагическая линия случайной или закономерной детской смертности. Большое значение имеет особый склад характера с повышенной тревожностью, мнительностью, излишним беспокойством, а также неутоленная потребность в любви, опеке, близости, контроле. У ребенка — это прежде всего неверие в свои силы и возможности, страх перед будущим, ощущение внешней угрозы и небезопасности окружающего мира.

Затянувшийся симбиоз в детско-родительских отношениях может быть односторонним и взаимным. В первом случае в паре мать — ребенок либо ребенок не стремится оторваться от матери, либо мать (и это встречается гораздо чаще) продолжает крепко держать ребенка возле себя. При этом другая сторона делает попытки освободиться от зависимости. У детей они носят характер протестного поведения, у родителей проявляются в недовольстве, особенно когда ребенок активно препятствует личной жизни, или же (и это оптимально) в желании разобраться в причинах привязчивости, осторожности, несамостоятельности малыша.

Во втором случае и мать, и ребенок сосредоточены, замкнуты друг на друге. И это, пожалуй, самый сложный вариант, т.к. возникает иллюзия благополучия, а ребенок тем не менее не может научиться самостоятельно принимать решения, выходить из запутанных ситуаций, брать на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь, когда это необходимо.

Наиболее подходящим периодом для начинающейся автономизации ребенка является начало подросткового возраста, т.е. 10—11 лет. Именно в это время ребенку следует предоставлять больше самостоятельности. Однако первые «ласточки» борьбы за независимость дают о себе знать гораздо раньше, когда вы слышите ясно и отчетливо, испытывая то растерянность, то ярость, первые «нет!», «не хочу!», «не буду!». Наиболее настойчиво это звучит, когда ребенку 1 год, 3 года, 7 лет — в периоды кризисов детского развития. Столкнувшись с первыми протестами, не пытайтесь сразу накладывать безоговорочный запрет. Конечно, малыш должен понимать, кто в доме главный, что власть принадлежит родителям и последнее слово за ними. Вместе с тем позволяйте изредка ребенку настоять на своем. Если он не научится отстаивать свое мнение в семье, ему труднее будет это делать в обществе, среди сверстников или более старших и авторитетных лиц.

 

Как же «отпускать от себя» ребенка?

  • Первое и непременное условие для уменьшения симбиотических тенденций у матери — наличие собственной жизни (интересов, увлечений, работы, удовольствий и т.д.), ее наполненность, осмысленность. Дети не могут быть единственным смыслом в жизни женщины. Любой человек (и ребенок в том числе) начинает тяготиться несвободой, когда осознает, что все помыслы, надежды, ожидания другого сосредоточены на нем.
  • Если вы видите, что у ребенка появляется свой круг общения, интересные внешкольные занятия, не цепляйтесь за него, как утопающий за соломинку. Старайтесь переключаться на взаимоотношения с мужем, подругами, другими значимыми для вас людьми.
  • Отделяйте свою тревогу и реальную оценку ситуации, когда вы не пускаете ребенка одного в школу, не разрешаете сходить к приятелю, запрещаете поехать вместе с классом на экскурсию или пойти в поход. Действительно ли это так опасно в данной ситуации? Или же вы, как обычно, перестраховываетесь, лишая ребенка самостоятельности?
  • Следует помнить, что в отношениях с сыном или дочерью вы не просто реализуете свою потребность в любви, привязанности, душевном комфорте, т.е. вы любите их не для себя, а ради их самих. Согласитесь, удручающее впечатление производят семьи, в которых матери опекают неженатых сыновей до 40—50 лет, не оставляя возможности для появления в их жизни другой женщины.
Как же «приучать» ребенка к самостоятельности, сохраняя у него чувство безопасности?
  • Если вы замечаете, что взрослеющие сын или дочь не стремятся к самостоятельности и их вполне устраивает роль беспомощного, зависимого ребенка, постарайтесь выяснить, с чем связано их нежелание взрослеть. Убедитесь, что это не страхи и ограничительное поведение, т.к. в этом случае потребуется консультация специалиста.
  • Не отталкивайте от себя ребенка, если он продолжает в вас нуждаться и требует вашей любви. Уточните, каких именно проявлений любви ему бы хотелось, старайтесь идти ему навстречу, вместе с тем оставляя за собой право собственного времени и собственной жизни.
  • Если ребенку свойственна чрезмерная осторожность и осмотрительность, проследите, не результат ли это ваших обсуждений криминогенной ситуации в городе. Избегайте нагнетать атмосферу опасности, привлекая для этого «хронику происшествий» и драматичные случаи из жизни знакомых. Удостоверьтесь в том, что ребенок знает, как себя вести в потенциально опасных, неординарных ситуациях, к кому он может обратиться за помощью.
  • Обратите внимание на взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, есть ли у него друзья, как он обращается с ними вне школы. Приглашайте друзей к себе домой, отпускайте на дни рождения.
  • Предлагайте ребенку небольшие поручения, связанные с выходом из дома: сходить в ближайший магазин, купить газету в киоске. По дороге в школу постепенно увеличивайте отрезок пути, который он может пройти самостоятельно, без вас, подбадривайте его, придавайте уверенности в себе.
  • Побеспокойтесь о том, чтобы у ребенка была насыщенная впечатлениями жизнь: кружки или секции, занятия в которых увлекали бы его, прогулки, поездки, театральные представления, выставки, концерты, и не только с вами, но и с другими родственниками, чтобы он знал, что вы не единственный человек, который его любит, ценит, понимает.

 

Майя КУЛЫГИНА,

кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник

Центра психического здоровья РАМН