Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Диковины

Диковины

Издательство: <Не указано>

448 руб.

Афиша
30.11.2016
Мюзикл "Черномор"

В новогодние праздники в Олимпийском представят новый мюзикл ...

подробнее...
25.11.2016
"Предновогодние приключения на Планете Добра"

3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» ...

подробнее...
23.11.2016
Космо-ёлка для самых маленьких

Мультимедийная выставка «Космос. Love» и Центр дизайна ARTPLAY ...

подробнее...
14.11.2016
Елка на Робостанции

С 11 декабря 2016 года по 8 января ...

подробнее...
25.10.2016
10-й Юбилейный Большой фестиваль мультфильмов

27 октября — 7 ноября 2016 года, Москва

подробнее...
12.10.2016
Gulli Girl – первый телеканал для девочек

С сентября 2016 года сразу два французских развлекательно-образовательных ...

подробнее...
20.09.2016
Первый образовательный семейный сериал «Семья Светофоровых»

3 октября на телеканале «Карусель» стартует первый образовательный ...

подробнее...
19.09.2016
«Моана»

Disney представляет анимационный фильм «Моана», посвященный бесстрашной девушке, которая ...

подробнее...
05.12.2016
Новогодние каникулы в АндерСон – хорошая примета!

Каждый год в конце декабря в сети семейных ...

подробнее...
14.11.2016
Ёлки в клубе на Мясницкой

24 декабря в 11.00 приглашаем родителей с детьми ...

подробнее...
11.11.2016
ROYAL CANIN ОТКРЫВАЕТ ВЕТЕРИНАРНУЮ КЛИНИКУ В КИДЗАНИИ

Royal Canin, подразделение Mars Inc., объявляет об открытии ветеринарной клиники ...

подробнее...
07.11.2016
Отличникам в День науки покажут Тесла-Шоу бесплатно

10 ноября, во Всемирный день науки, в московском ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...
09.11.2016
Мишки Тедди на Тишинке

Ежегодно в первые выходные декабря тысячи медведей со ...

подробнее...
26.10.2016
Мамин фестиваль «ГОРЛИЦА»

27 ноября  15:00 – 18:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ 

подробнее...

Ее величество манипуляция

05.08.2015

Почему малышей так привлекают всевозможные предметы, почему им так важно щупать, трогать, надевать, нанизывать, запихивать, вталкивать, вынимать, закручивать, вывинчивать,  переворачивать, опрокидывать, катать и бросать вещи и вещицы, попадающиеся на глаза?

Да потому, что детьми от года до трех лет правит ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО МАНИПУЛЯЦИЯ.


манипуляции малыша

 

«Нашему сынишке год и восемь. Гуляем с ним в лесу. Мы с мужем с восхищением смотрим на стройные стволы сосен,  затейливое переплетение корней на тропе. А что же Андрюша? Он с увлечением собирает пластиковые бутылки, металлические банки  и пробки, которыми начинен наш парк. Пытаюсь отвлечь его внимание, но тут взгляд сына падает на очередной пластиковый трофей. С радостным криком он бросается к бутылке и с наслаждением рассматривает ее. Потом он пытается насадить находку на торчащую рядом ветку. Когда ему это удается, он, удовлетворенный, берет меня за руку, и мы продолжаем путешествие...»

Из письма Ольги Максимовой, г.Томск

 

 

Манипуляция — это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнавать и изучать их свойства, а вместе с тем постигать и себя, как деятеля, создателя, способного изменять практически все, что есть вокруг. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, в котором живет ребенок, совершенствуется его рука — один из важнейших органов, дающий толчок развитию речи и мышлению. Ближе к двум годам у детей появляется желание все делать самому, родители часто слышат в ответ на предложение о помощи: «Я сам». Чем больше ребенку предоставлена возможность проявлять себя в манипулировании с предметами, тем лучше и разностороннее он будет развиваться.

Любопытство к шкафам, ящикам и комодам, находящимся в доме, — это желание крохи найти нужные предметы для игры. Ребенок 3,5—4 лет, взяв, например, пробку, может представить ее машиной или куколкой, заставить ее ездить, тормозить или танцевать, а малыш от года до трех лет будет стараться приспособить эту пробку к различным банкам и бутылкам, запихнуть в коробку и вынуть оттуда, засунуть в нее более мелкие предметы: бусинки, фишки, спички, если они есть под рукой, постарается насадить пробку на карандаш, палочку или ручку, бросить ее в воду и посмотреть, что с ней произойдет. Не исключено, что в конце он попытается пристроить ее в мусорное ведро, по ходу вытащив оттуда что-нибудь стоящее. И все начнется сначала...

Как же обезопасить себя от высыпанного помойного ведра, от растерзанных шкафов и комодов, от отыскивания на улице грязных банок и бутылок? Скорее всего, этого не избежать, но можно предложить малышу совместную с нами, взрослыми, игру — манипуляцию. И тогда увлеченный новой затеей ребенок не станет изучать содержимое кухонных полок, а с радостью поможет маме справиться с неизвестным для него делом. Так, без запретов и ограничений мы не отобьем у него охоты манипулировать с предметами и обеспечим возможность развиваться и совершенствоваться, обходя опасность стороной.

Мы предлагаем вам несколько простых игр, которые помогут вашему ребенку освоить интересный и многообразный мир предметов.

 

«Входит и выходит, замечательно выходит»

Конечно, дома найдутся мелкие предметы: пуговицы, игрушки, катушки, значки. Можно воспользоваться и фишками от мозаики, игрушками из «киндера».

Предложите малышу вкладывать их в пластиковую бутылку с узким горлышком. Пусть он проверит сам, влезут ли мелкие предметы в сосуд или нет. Если ему захочется закрыть пробку и погреметь содержимым — прекрасно, ведь это так увлекательно, да еще и громко.

Подобную игру можно провести с рамками Монтессори, которых так много в продаже. Годовалым малышам еще трудно положить изображения точно в предусмотренные для этого места, поэтому, занимаясь с ними, можно предложить малышу только вынимать предметы, а потом складывать их в коробку или банку с широким горлом. Ребенку будет интересно проверить, какие изображения поместятся в емкость, а какие нет. Взрослый может подытожить старания малыша:

— Смотри, у слоника длинный хобот, он не помещается в коробку, а вот обезьянка и газель влезли. Их двое — один, два. Закрывай коробочку, интересно, захлопнется ли крышка?

Не трудно заметить, что в процессе подобных занятий с ребенком может быть освоен и словарный запас, и счет, постигнуты многие важные понятия: длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий и т. д.

 

Красный, желтый, голубой...

Еще одна игра — изучение цвета предметов. Перед малышом раскрывается заветная коробка с пуговицами разных цветов и расставляются стаканчики разнообразной окраски. Наборы пластмассовых стаканчиков разных  размеров и цветов продаются как развивающие игры, если таких сосудов дома нет, можно использовать цветные пластиковые стаканы. Ребенка просят разложить пуговицы в стаканчики так, чтобы их окраска совпадала. На наш взрослый взгляд эта игра очень проста, но на самом деле у малышей она вызывает невероятные сложности. Если ваш игрок упорно отказывается следовать правилам, не настаивайте — дайте возможность просто положить пуговицы в те сосуды, которые ему нравятся. Научившись различать основные цвета, ребенок с удовольствием вернется к этой игре, но уже по правилам.

Вариант этой же игры, но посложнее — распределение по размерам. Как вы уже догадались, для нее тоже понадобятся мелкие предметы разных размеров и емкости, отличающиеся по объему. Начинать следует с двух размеров — очень маленького и очень большого, чтобы малыш мог с легкостью различить их. Взрослый должен показать малышу, как и что надо делать. Постепенно кроха начинает принимать в игре все большее участие.

 

 «Пересыпь, но не рассыпь»

А что если после того, как ребенок положил мелкие детали в бутылку, попросить его пересыпать содержимое в другой сосуд? Ребенок с легкостью с этим справляется? Отлично! Тогда можно подобрать емкость с более узким горлышком. Это действие не только тренирует руку, но и учит соизмерять мышечное усилие и глазомер, тренирует точность движений.

Малыш расстроен из-за того, что многое рассыпается? Успокойте его, покажите на своем примере, что вам это тоже дается не так легко, помогите ему собрать рассыпавшиеся детали — это тоже чудесное упражнение для тренировки рук, к тому же приучает к аккуратности.

 

«Лей, не жалей»

Если ребенок с удовольствием пересыпает мелкие предметы, то ему будет интересно заняться переливанием из одного сосуда в другой. Опять же стоит начинать с сосудов с большим горлышком. Емкость, из которой льют, должна иметь маленькое горлышко, а та, в которую наливают, — большое, со временем отверстия изменяются в сторону увеличения для первого сосуда, так как из широкого горла трудно вылить, и в сторону уменьшения для второго — в узкое отверстие трудно влить. В том случае, если вы совершенно справедливо опасаетесь за то, что весь пол в детской и кухне будет залит жидкостью, начните играть в ванной комнате и лишь потом, когда малыш приобретет точность движений, переходите на кухню, в комнату.

А что если окрасить переливаемую воду? Это даст возможность повторять названия цветов, следить за чудесными изменениями при смешивании жидкости.

 

Если вам самим по каким-то причинам не нравится игра, выберите другую, ведь от того, как настроена мама, зависит успех ребенка.

Иногда малыш никак не хочет принимать участие в занятии, попробуйте изменить или облегчить игру. Пусть он просто кладет предметы в сосуды, или складывает емкости одну в другую, или делает из них пирамидку. Быть может, вашей дочери будет интересно разложить пуговицы от маленькой к большой и предложить на ужин Мишке, ведь игрушечные медвежата так любят есть разноцветные котлеты — пуговицы? Самый простой и мудрый метод — предложить ребенку самому придумать игру с данными предметами. Вы будете удивлены, насколько изобретательнее нас с вами окажется малыш.

 

Оксана ЛОКТЕВА, преподаватель, кандидат педагогических наук