Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Я готовлю. Блюда из свинины

Я готовлю. Блюда из свинины

Издательство: Мир книги

258 руб.

Афиша
14.04.2017
Гадкий утенок

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

подробнее...
13.04.2017
Повелитель мух

21 апреля в Театре Наталии Сац

подробнее...
30.03.2017
«Картонные сказки»

Уникальный развивающий театральный проект для детей от 5 ...

подробнее...
22.03.2017
Шерлок Холмс

26 марта на малой сцене театра Сац.

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
12.04.2017
Семейный финансовый фестиваль «PRO ДЕНЬГИ»

22 апреля 2017 года в Москве пройдет  первый ...

подробнее...
07.04.2017
Детские развлечения и мастер-классы

Теперь, пока родители наслаждаются воскресным бранчем, дети могут ...

подробнее...
28.03.2017
У АндерСона большие планы на каникулы

Ура, каникулы! Прогулки, веселье, беспечность! Сеть семейных кафе ...

подробнее...
01.03.2017
Интерактивная квест-игра «Приходи скорей, весна!»

Чудесное путешествие для младших школьников с историями о ...

подробнее...
20.04.2017
Библионочь не в библиотеке. 8 самых необычных мест для чтения

Близится главное литературное событие года – в ночь ...

подробнее...
12.04.2017
Благотворительная выставка "Домой"

22 и 23 апреля на территории Московского завода ...

подробнее...
10.03.2017
Выставка "Домой"

Фонд помощи животным «Дарящие надежду» и бренд кормов ...

подробнее...

Ее величество манипуляция

05.08.2015

Почему малышей так привлекают всевозможные предметы, почему им так важно щупать, трогать, надевать, нанизывать, запихивать, вталкивать, вынимать, закручивать, вывинчивать,  переворачивать, опрокидывать, катать и бросать вещи и вещицы, попадающиеся на глаза?

Да потому, что детьми от года до трех лет правит ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО МАНИПУЛЯЦИЯ.


манипуляции малыша

 

«Нашему сынишке год и восемь. Гуляем с ним в лесу. Мы с мужем с восхищением смотрим на стройные стволы сосен,  затейливое переплетение корней на тропе. А что же Андрюша? Он с увлечением собирает пластиковые бутылки, металлические банки  и пробки, которыми начинен наш парк. Пытаюсь отвлечь его внимание, но тут взгляд сына падает на очередной пластиковый трофей. С радостным криком он бросается к бутылке и с наслаждением рассматривает ее. Потом он пытается насадить находку на торчащую рядом ветку. Когда ему это удается, он, удовлетворенный, берет меня за руку, и мы продолжаем путешествие...»

Из письма Ольги Максимовой, г.Томск

 

 

Манипуляция — это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнавать и изучать их свойства, а вместе с тем постигать и себя, как деятеля, создателя, способного изменять практически все, что есть вокруг. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, в котором живет ребенок, совершенствуется его рука — один из важнейших органов, дающий толчок развитию речи и мышлению. Ближе к двум годам у детей появляется желание все делать самому, родители часто слышат в ответ на предложение о помощи: «Я сам». Чем больше ребенку предоставлена возможность проявлять себя в манипулировании с предметами, тем лучше и разностороннее он будет развиваться.

Любопытство к шкафам, ящикам и комодам, находящимся в доме, — это желание крохи найти нужные предметы для игры. Ребенок 3,5—4 лет, взяв, например, пробку, может представить ее машиной или куколкой, заставить ее ездить, тормозить или танцевать, а малыш от года до трех лет будет стараться приспособить эту пробку к различным банкам и бутылкам, запихнуть в коробку и вынуть оттуда, засунуть в нее более мелкие предметы: бусинки, фишки, спички, если они есть под рукой, постарается насадить пробку на карандаш, палочку или ручку, бросить ее в воду и посмотреть, что с ней произойдет. Не исключено, что в конце он попытается пристроить ее в мусорное ведро, по ходу вытащив оттуда что-нибудь стоящее. И все начнется сначала...

Как же обезопасить себя от высыпанного помойного ведра, от растерзанных шкафов и комодов, от отыскивания на улице грязных банок и бутылок? Скорее всего, этого не избежать, но можно предложить малышу совместную с нами, взрослыми, игру — манипуляцию. И тогда увлеченный новой затеей ребенок не станет изучать содержимое кухонных полок, а с радостью поможет маме справиться с неизвестным для него делом. Так, без запретов и ограничений мы не отобьем у него охоты манипулировать с предметами и обеспечим возможность развиваться и совершенствоваться, обходя опасность стороной.

Мы предлагаем вам несколько простых игр, которые помогут вашему ребенку освоить интересный и многообразный мир предметов.

 

«Входит и выходит, замечательно выходит»

Конечно, дома найдутся мелкие предметы: пуговицы, игрушки, катушки, значки. Можно воспользоваться и фишками от мозаики, игрушками из «киндера».

Предложите малышу вкладывать их в пластиковую бутылку с узким горлышком. Пусть он проверит сам, влезут ли мелкие предметы в сосуд или нет. Если ему захочется закрыть пробку и погреметь содержимым — прекрасно, ведь это так увлекательно, да еще и громко.

Подобную игру можно провести с рамками Монтессори, которых так много в продаже. Годовалым малышам еще трудно положить изображения точно в предусмотренные для этого места, поэтому, занимаясь с ними, можно предложить малышу только вынимать предметы, а потом складывать их в коробку или банку с широким горлом. Ребенку будет интересно проверить, какие изображения поместятся в емкость, а какие нет. Взрослый может подытожить старания малыша:

— Смотри, у слоника длинный хобот, он не помещается в коробку, а вот обезьянка и газель влезли. Их двое — один, два. Закрывай коробочку, интересно, захлопнется ли крышка?

Не трудно заметить, что в процессе подобных занятий с ребенком может быть освоен и словарный запас, и счет, постигнуты многие важные понятия: длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий и т. д.

 

Красный, желтый, голубой...

Еще одна игра — изучение цвета предметов. Перед малышом раскрывается заветная коробка с пуговицами разных цветов и расставляются стаканчики разнообразной окраски. Наборы пластмассовых стаканчиков разных  размеров и цветов продаются как развивающие игры, если таких сосудов дома нет, можно использовать цветные пластиковые стаканы. Ребенка просят разложить пуговицы в стаканчики так, чтобы их окраска совпадала. На наш взрослый взгляд эта игра очень проста, но на самом деле у малышей она вызывает невероятные сложности. Если ваш игрок упорно отказывается следовать правилам, не настаивайте — дайте возможность просто положить пуговицы в те сосуды, которые ему нравятся. Научившись различать основные цвета, ребенок с удовольствием вернется к этой игре, но уже по правилам.

Вариант этой же игры, но посложнее — распределение по размерам. Как вы уже догадались, для нее тоже понадобятся мелкие предметы разных размеров и емкости, отличающиеся по объему. Начинать следует с двух размеров — очень маленького и очень большого, чтобы малыш мог с легкостью различить их. Взрослый должен показать малышу, как и что надо делать. Постепенно кроха начинает принимать в игре все большее участие.

 

 «Пересыпь, но не рассыпь»

А что если после того, как ребенок положил мелкие детали в бутылку, попросить его пересыпать содержимое в другой сосуд? Ребенок с легкостью с этим справляется? Отлично! Тогда можно подобрать емкость с более узким горлышком. Это действие не только тренирует руку, но и учит соизмерять мышечное усилие и глазомер, тренирует точность движений.

Малыш расстроен из-за того, что многое рассыпается? Успокойте его, покажите на своем примере, что вам это тоже дается не так легко, помогите ему собрать рассыпавшиеся детали — это тоже чудесное упражнение для тренировки рук, к тому же приучает к аккуратности.

 

«Лей, не жалей»

Если ребенок с удовольствием пересыпает мелкие предметы, то ему будет интересно заняться переливанием из одного сосуда в другой. Опять же стоит начинать с сосудов с большим горлышком. Емкость, из которой льют, должна иметь маленькое горлышко, а та, в которую наливают, — большое, со временем отверстия изменяются в сторону увеличения для первого сосуда, так как из широкого горла трудно вылить, и в сторону уменьшения для второго — в узкое отверстие трудно влить. В том случае, если вы совершенно справедливо опасаетесь за то, что весь пол в детской и кухне будет залит жидкостью, начните играть в ванной комнате и лишь потом, когда малыш приобретет точность движений, переходите на кухню, в комнату.

А что если окрасить переливаемую воду? Это даст возможность повторять названия цветов, следить за чудесными изменениями при смешивании жидкости.

 

Если вам самим по каким-то причинам не нравится игра, выберите другую, ведь от того, как настроена мама, зависит успех ребенка.

Иногда малыш никак не хочет принимать участие в занятии, попробуйте изменить или облегчить игру. Пусть он просто кладет предметы в сосуды, или складывает емкости одну в другую, или делает из них пирамидку. Быть может, вашей дочери будет интересно разложить пуговицы от маленькой к большой и предложить на ужин Мишке, ведь игрушечные медвежата так любят есть разноцветные котлеты — пуговицы? Самый простой и мудрый метод — предложить ребенку самому придумать игру с данными предметами. Вы будете удивлены, насколько изобретательнее нас с вами окажется малыш.

 

Оксана ЛОКТЕВА, преподаватель, кандидат педагогических наук