Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Награда царя птиц: корейские сказки

Награда царя птиц: корейские сказки

Издательство: Нигма

Автор: Ходза Нисон Александрович

630 руб.

Афиша
23.10.2017
БРОНЕБОТ: БОИ РОБОТОВ. Новый сезон.

В этом году школьные каникулы начинаются с Бронебота ...

подробнее...
20.10.2017
Путешествия Незнайки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет мюзикл ...

подробнее...
20.10.2017
«Гадкий утенок»

Умная, добрая, трогательная, красивая… Такой должна быть настоящая ...

подробнее...
18.10.2017
Детское новогоднее представление Фикси-шоу «Спасатели времени»

Фикси-шоу «Спасатели времени»  – масштабная премьера с участием ...

подробнее...
06.09.2017
Тайна Коко

«Мы стоим на плечах своих предшественников», – говорит ...

подробнее...
08.06.2017
«Чудище Бансен» - уморительная премьера на Nickelodeon Россия

Комедийный мультфильм о настоящей дружбе и увлекательных приключениях ...

подробнее...
15.03.2017
Развивающий сериал "Расти-механик"

Новый сериал расскажет дошкольникам и их родителям о ...

подробнее...
09.03.2017
Лицензионное соглашение с Nickelodeon Viacom Consumer Products

Лицензионное подразделение международного холдинга VIMN в России Nickelodeon ...

подробнее...
22.09.2017
Большой PLAY-DOH Сфинкс в ЦДХ на Крымском валу

Как бы выглядел известный объект мирового культурного наследия, ...

подробнее...
29.08.2017
Приходи на праздник LEGO® NINJAGO® и стань ниндзя!

9 и 10 сентябряь  в День города Москвы ...

подробнее...
25.10.2017
Фестиваль детской книги

С 28 до 30 октября все книголюбы приглашаются ...

подробнее...
09.10.2017
Всероссийская выставка-ярмарка BABY-LIFE-EXPO 2017

27-29 октября в Москве пройдёт Всероссийская выставка-ярмарка  BABY-LIFE-EXPO ...

подробнее...
20.09.2017
Музей Восстания Машин

30 сентября. На площади 750 м 2 в ...

подробнее...
16.08.2017
День Подарка пройдет в парке «Красная Пресня»

26 августа в парке «Красная Пресня» состоится «День ...

подробнее...

Дефект речи

12.08.2015

У детей дошкольного возраста родители часто отмечают дефекты звукопроизношения. В норме к шести годам эти дефекты должны быть устранены. Однако очень часто в результате логопедических занятий удается быстро поставить нарушенный звук, но не ввести его в самостоятельную речь.


занятия с логопедом

 

Бывает, что несмотря на то, что все звуки у ребенка поставлены, общее звучание его речи смазанное. Речь кажется невнятной. При тяжелой патологии, в очень редких случаях, поставленный и автоматизированный звук «уходит», сформированный навык распадается. Но и при отсутствии патологии многие дети поступают в школу с нарушениями звукопроизношения, что мешает им успешно овладеть грамотой.

 

Типичные ошибки

Звукопроизношение считается нарушенным, если один или несколько звуков, сложных по артикуляции, ребенок произносит неправильно. Чаще всего это звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р, л]. в образовании этих звуков принимает участие передняя часть и кончик языка. При этом движения языка должны быть очень мелкими и точными. Для произнесения [ш, ж, ч, щ, р, л] требуется подъем языка вверх.

Нарушение звукопроизношения может проявляться у детей следующим образом. Ребенок заменяет трудный для него звук, на более простой: рама – «ама». Часто родители замечают, что ребенок произносит звук искаженно, с неправильным артикуляционным укладом: язык виден между передними резцами, горловое произношение [р]. Проблемными у детей могут оказаться один или несколько звуков.

Родители должны знать: чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, необходим ряд объективных условий. Прежде всего – правильное строение органов артикуляционного аппарата. Укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо, неправильный прикус – все эти особенности могут стать препятствием для правильного произношения. В этих случаях следует обратиться к специалистами. Кроме того, при речевом выдохе воздушная струя должна быть достаточно сильной. Для тренировки существуют специальные дыхательные упражнения. Посоветуйтесь с логопедом.

 

Когда обращаться к специалисту

Если звукопроизношение нарушено без видимых изменений в строении органов артикуляции, дыхания и т.д., то причина может быть в недостаточном функционировании определенных зон коры головного мозга к органам артикуляционного аппарата. В зависимости от степени поражения это может стать причиной смазанности речи (иногда это называют дизартрическим компонентом).

С точки зрения нейропсихологии, любое нарушение речи не может быть изолированным, так как звукопроизношение представляет собой сложную систему, в структуру которой входят различные компоненты. И если страдает какой-либо один компонент, то страдает вся функция. Поэтому при более внимательном наблюдении детей с нарушением звукопроизношения можно обнаружить у них и другие особенности: нарушения в слоговой структуре слова (пропуски, перестановки слогов), в построении предложений (неправильное согласование слов), в собственном связном высказывании (нарушение причинно-следственных связей), недостаточное развитие моторики пальцев рук. В этих случаях есть смысл обратиться за консультацией к специалисту.

 

Терпение и труд

Дома в работе с такими детьми необходимо как бы «программировать» нужные артикуляционные движения, следить за плавностью и правильностью их исполнения. Если ребенок не ходит в специальную логопедическую группу, вы всегда можете получить консультацию у логопеда, который должен рассказать вам, как следует проводить занятия.

На этапе подготовки и постановки звука важно добиться того, чтобы органы артикуляционного аппарата могли принимать нужное положение и удерживали его. Эти статические положения, их правильное выполнение и ощущения от положения языка важно тщательно отработать. Ребенок должен из запомнить. Параллельно вы работаете над развитием силы речевого выдоха. В случае со звонкими согласными требуется и одновременная работа голосовых связок. Все эти три составляющих (артикуляционный уклад, воздушная струя, голос) соединяются в поставленный звук.

На этапе автоматизации и при постановке звуков [ц, ч] необходимо все вышеперечисленное плюс плавное переключение органов артикуляции из одного положения в другое. Для произнесения слога, серии слогов, слова, предложения осуществляется сложная двигательная программа. Она требует определенной тренировки, иногда длительной, особенно в случае необходимости ломки старого стереотипа неправильного произношения. Требуйте от ребенка, чтобы он сам следил за своей речью и по возможности исправлял ошибки без ваших указаний.

 

Советы родителям

Если малыш ходит в детский садик, где есть логопед, дома родители могут также заниматься с ним. Что можно порекомендовать при выполнении домашних заданий?

- занимайтесь с ребенком ежедневно по 10-15 минут, лучше 2 раза в день.

- Пусть ребенок сидит удобно на стуле, с прямой спиной.

- Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог хорошо видеть себя.

- Занятия лучше всего начинать с артикуляционной гимнастики, 2-3 упражнений достаточно.

- Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям, внимательно ознакомитесь с ним.

- Вам непонятны какие-то требования к выполнению задания? Попросите у врача-логопеда дополнительных объяснений или посмотрите, как это делает он сам на занятиях с вашим ребенком.

- Если вашему ребенку логопед делает массаж, постарайтесь овладеть несколькими приемами логопедического массажа для лица, губ, языка. Можно с него начать занятия, а после – артикуляционного гимнастика.

Для выполнения артикуляционной гимнастики с малышом рекомендуется использовать картинки-символы (чашечка, грибок, лошадка). Придумайте вместе с ребенком смешную историю, пусть он расскажет ее самостоятельно, обращая внимание на правильную артикуляцию. А вы проконтролируйте точность выполнения артикуляционных движений, способность ребенка удерживать определенное положение языка, губ (заборчик, трубочка).

Не забывайте о дыхательных упражнениях, их можно проводить в игровой форме: надувать воздушные шарики – кто быстрее, надувать мыльные пузыри, делать пузыри в воде через трубочку для сока, играть в футбол ватным мячиком через игрушечные ворота. Ребенок должен научиться выполнять артикуляционные упражнения в разном темпе: медленно и быстро. Следите за тем, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики подбородок оставался неподвижным.

 

На этапе введения звука в речь необходимо обратить внимание:

  1. На регулярность домашних занятий.
  2. На постепенное усложнение речевого материала: слоги, простые слова, слова со стечением согласных, слова со сложной слоговой структурой, предложения и т.д.
  3. Старайтесь приучить ребенка произносить автоматизируемый звук длительно, т.е. выделяя его в слоге, в слове, в предложении («с-с-с-а», «с-с-с-анки», «л-л-л-апа», «Сидит кош-ш-шка на окош-ш-ш-шке»).
  4. Произносите заданный речевой материал тихо, громко, медленно, быстро.
  5. Используйте настольные игры (лото), игры в слова, игры с правилами. Договаривайтесь с ребенком о правильном произнесении нужного звука во время игры (контроль за деятельностью). Введите призовые и штрафные очки – рассказать стишок с заданным звуком.
  6. Учите ребенка придумывать предложения по картинке (двум, трем картинкам) или заканчивать начатое вами предложение.
  7. Сочиняйте вместе с ребенком сказки (тоже хорошо использовать сначала картинки).
  8. После чтения коротких рассказов попросите ребенка пересказать их.
  9. Рисуйте с ребенком геометрические узоры (с двумя-тремя и более повторяющимися элементами), тренируя ритмичные, плавные движения руки, желательно без частых отрывов от бумаги.
  10. Разучивайте динамичные упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением (на автоматизируемый звук).

И самое главное. Следите за своей речью. Говорите развернутой фразой, четно произнося слова. Избегайте в своей речи слов-паразитов. Будьте тактичны к ребенку, поправляйте его терпеливо. Не рассказывайте при ребенке о его недостатках окружающим.

Желаю успеха!

 

Маргарита Сафронова, логопед


Загрузка...
-->