Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Вход для друзей

Нужна няня?

Поиск персонала
Магазин

Овечка Шарлотта и ее друзья

Овечка Шарлотта и ее друзья

Издательство: ИД КомпасГид

Автор: Штонер Ану

335 руб.

Афиша
14.02.2017
«Память сердца»

22 февраля в 18.00 на Малой сцене Детского ...

подробнее...
14.02.2017
Опера-сказка "Морозко"

25 февраля в 12:00 в Детском музыкальном театре ...

подробнее...
31.01.2017
Мюзикл "Пеппи Длинныйчулок" 6+

04 марта 2017  (12.00),  05 марта 2017  (12.00 ...

подробнее...
21.02.2017
«Легенды затерянного храма»

В праздничные февральские выходные телеканал Nickelodeon порадует зрителей ...

подробнее...
06.02.2017
«Фильма о любви, снятого собаками»

3 февраля состоялась премьера короткометражного  «Фильма о любви, ...

подробнее...
13.01.2017
Самые странные няни в истории кино

Кому, как не няням, знать, насколько иногда бывает ...

подробнее...
20.12.2016
Что посмотреть всей семьей на каникулах?

Совместно с онлайн-кинотеатром Okko, мы выбрали семь беспроигрышных ...

подробнее...
17.02.2017
Праздник LEGO® «Это наш день!»

4 и 5 марта  компания  LEGO®  устроит большой  ...

подробнее...
16.02.2017
Провожаем зиму в семейном кафе АндерСон

Совсем скоро наступит долгожданная весна, а пока пришло ...

подробнее...
07.02.2017
В семейном кафе АндерСон выберут лучшего «Папу года»

Внимание всем счастливым семействам: в честь Дня защитника ...

подробнее...
28.11.2016
Музей автомобильных историй

Торжественная церемония открытия «Музея автомобильных историй» состоялась в ...

подробнее...
22.11.2016
Открылся Музей хоккея

С декабря 2016 года Музей хоккея в Парке ...

подробнее...

Дефект речи

12.08.2015

У детей дошкольного возраста родители часто отмечают дефекты звукопроизношения. В норме к шести годам эти дефекты должны быть устранены. Однако очень часто в результате логопедических занятий удается быстро поставить нарушенный звук, но не ввести его в самостоятельную речь.


занятия с логопедом

 

Бывает, что несмотря на то, что все звуки у ребенка поставлены, общее звучание его речи смазанное. Речь кажется невнятной. При тяжелой патологии, в очень редких случаях, поставленный и автоматизированный звук «уходит», сформированный навык распадается. Но и при отсутствии патологии многие дети поступают в школу с нарушениями звукопроизношения, что мешает им успешно овладеть грамотой.

 

Типичные ошибки

Звукопроизношение считается нарушенным, если один или несколько звуков, сложных по артикуляции, ребенок произносит неправильно. Чаще всего это звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р, л]. в образовании этих звуков принимает участие передняя часть и кончик языка. При этом движения языка должны быть очень мелкими и точными. Для произнесения [ш, ж, ч, щ, р, л] требуется подъем языка вверх.

Нарушение звукопроизношения может проявляться у детей следующим образом. Ребенок заменяет трудный для него звук, на более простой: рама – «ама». Часто родители замечают, что ребенок произносит звук искаженно, с неправильным артикуляционным укладом: язык виден между передними резцами, горловое произношение [р]. Проблемными у детей могут оказаться один или несколько звуков.

Родители должны знать: чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, необходим ряд объективных условий. Прежде всего – правильное строение органов артикуляционного аппарата. Укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо, неправильный прикус – все эти особенности могут стать препятствием для правильного произношения. В этих случаях следует обратиться к специалистами. Кроме того, при речевом выдохе воздушная струя должна быть достаточно сильной. Для тренировки существуют специальные дыхательные упражнения. Посоветуйтесь с логопедом.

 

Когда обращаться к специалисту

Если звукопроизношение нарушено без видимых изменений в строении органов артикуляции, дыхания и т.д., то причина может быть в недостаточном функционировании определенных зон коры головного мозга к органам артикуляционного аппарата. В зависимости от степени поражения это может стать причиной смазанности речи (иногда это называют дизартрическим компонентом).

С точки зрения нейропсихологии, любое нарушение речи не может быть изолированным, так как звукопроизношение представляет собой сложную систему, в структуру которой входят различные компоненты. И если страдает какой-либо один компонент, то страдает вся функция. Поэтому при более внимательном наблюдении детей с нарушением звукопроизношения можно обнаружить у них и другие особенности: нарушения в слоговой структуре слова (пропуски, перестановки слогов), в построении предложений (неправильное согласование слов), в собственном связном высказывании (нарушение причинно-следственных связей), недостаточное развитие моторики пальцев рук. В этих случаях есть смысл обратиться за консультацией к специалисту.

 

Терпение и труд

Дома в работе с такими детьми необходимо как бы «программировать» нужные артикуляционные движения, следить за плавностью и правильностью их исполнения. Если ребенок не ходит в специальную логопедическую группу, вы всегда можете получить консультацию у логопеда, который должен рассказать вам, как следует проводить занятия.

На этапе подготовки и постановки звука важно добиться того, чтобы органы артикуляционного аппарата могли принимать нужное положение и удерживали его. Эти статические положения, их правильное выполнение и ощущения от положения языка важно тщательно отработать. Ребенок должен из запомнить. Параллельно вы работаете над развитием силы речевого выдоха. В случае со звонкими согласными требуется и одновременная работа голосовых связок. Все эти три составляющих (артикуляционный уклад, воздушная струя, голос) соединяются в поставленный звук.

На этапе автоматизации и при постановке звуков [ц, ч] необходимо все вышеперечисленное плюс плавное переключение органов артикуляции из одного положения в другое. Для произнесения слога, серии слогов, слова, предложения осуществляется сложная двигательная программа. Она требует определенной тренировки, иногда длительной, особенно в случае необходимости ломки старого стереотипа неправильного произношения. Требуйте от ребенка, чтобы он сам следил за своей речью и по возможности исправлял ошибки без ваших указаний.

 

Советы родителям

Если малыш ходит в детский садик, где есть логопед, дома родители могут также заниматься с ним. Что можно порекомендовать при выполнении домашних заданий?

- занимайтесь с ребенком ежедневно по 10-15 минут, лучше 2 раза в день.

- Пусть ребенок сидит удобно на стуле, с прямой спиной.

- Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог хорошо видеть себя.

- Занятия лучше всего начинать с артикуляционной гимнастики, 2-3 упражнений достаточно.

- Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям, внимательно ознакомитесь с ним.

- Вам непонятны какие-то требования к выполнению задания? Попросите у врача-логопеда дополнительных объяснений или посмотрите, как это делает он сам на занятиях с вашим ребенком.

- Если вашему ребенку логопед делает массаж, постарайтесь овладеть несколькими приемами логопедического массажа для лица, губ, языка. Можно с него начать занятия, а после – артикуляционного гимнастика.

Для выполнения артикуляционной гимнастики с малышом рекомендуется использовать картинки-символы (чашечка, грибок, лошадка). Придумайте вместе с ребенком смешную историю, пусть он расскажет ее самостоятельно, обращая внимание на правильную артикуляцию. А вы проконтролируйте точность выполнения артикуляционных движений, способность ребенка удерживать определенное положение языка, губ (заборчик, трубочка).

Не забывайте о дыхательных упражнениях, их можно проводить в игровой форме: надувать воздушные шарики – кто быстрее, надувать мыльные пузыри, делать пузыри в воде через трубочку для сока, играть в футбол ватным мячиком через игрушечные ворота. Ребенок должен научиться выполнять артикуляционные упражнения в разном темпе: медленно и быстро. Следите за тем, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики подбородок оставался неподвижным.

 

На этапе введения звука в речь необходимо обратить внимание:

  1. На регулярность домашних занятий.
  2. На постепенное усложнение речевого материала: слоги, простые слова, слова со стечением согласных, слова со сложной слоговой структурой, предложения и т.д.
  3. Старайтесь приучить ребенка произносить автоматизируемый звук длительно, т.е. выделяя его в слоге, в слове, в предложении («с-с-с-а», «с-с-с-анки», «л-л-л-апа», «Сидит кош-ш-шка на окош-ш-ш-шке»).
  4. Произносите заданный речевой материал тихо, громко, медленно, быстро.
  5. Используйте настольные игры (лото), игры в слова, игры с правилами. Договаривайтесь с ребенком о правильном произнесении нужного звука во время игры (контроль за деятельностью). Введите призовые и штрафные очки – рассказать стишок с заданным звуком.
  6. Учите ребенка придумывать предложения по картинке (двум, трем картинкам) или заканчивать начатое вами предложение.
  7. Сочиняйте вместе с ребенком сказки (тоже хорошо использовать сначала картинки).
  8. После чтения коротких рассказов попросите ребенка пересказать их.
  9. Рисуйте с ребенком геометрические узоры (с двумя-тремя и более повторяющимися элементами), тренируя ритмичные, плавные движения руки, желательно без частых отрывов от бумаги.
  10. Разучивайте динамичные упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением (на автоматизируемый звук).

И самое главное. Следите за своей речью. Говорите развернутой фразой, четно произнося слова. Избегайте в своей речи слов-паразитов. Будьте тактичны к ребенку, поправляйте его терпеливо. Не рассказывайте при ребенке о его недостатках окружающим.

Желаю успеха!

 

Маргарита Сафронова, логопед